Понятие права и структура норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы – раскрыть сущность нормы права. Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей деятельности учитывать все то новое, что необходимо для результативного регулирования различных сфер общественной жизни.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: 1. Дать понятие нормы права; 2. Дать общую характеристику норм права; 3. Выделить признаки норм права; 4. Выделить виды правовых норм; 5. Изучить структуру правовых норм;

Содержание работы

Введение………………………………………….……………………….2
1. Понятие нормы права…………………….…….……………….4
2. Признаки норм права …………..………………………………7
3. Структура правовых норм …………………………………….10
4. Функции норм права………………………………...…………15
5. Нормативность права …………………….……………………18
6. Классификация норм права……………………………………20
Заключение………………………………………………..……………..24
Список литературы…………………………………...…………………26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.17 Кб (Скачать файл)

Если в гипотезе указано  одно обстоятельство, с наличием или  отсутствием которого связывается  действие юридической нормы, то такая  гипотеза называется простой.

Если гипотеза действия нормы  права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств, то она называется сложной.

Альтернативной называют гипотезу, ставящую действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

Гипотеза может быть выражена в общей (абстрактной) или в конкретной (казуистической) формах.

Абстрактная гипотеза определяет условия применения нормы общими, родовыми признаками, казуистическая – частными, специальными. Будучи исторически  первичной, казуистическая гипотеза в  настоящее время практически  исчезла из нормотворчества. Ее недостатки очевидны: ее употребление ведет к  чрезмерному увеличению числа юридических  норм и одновременно не дает возможности  добиться полноты юридических определений. Сколько бы ни предусматривалось  отдельных случаев, всегда найдется еще один, казуистической гипотезой не предусмотренный. Абстрактная же форма охватывает все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из них.

Гипотезы могут различаться  и по степени их определенности. С абсолютно определенной гипотезой мы сталкиваемся тогда, когда сама норма определяет обусловливающие ее факты, если, например, устанавливается, что договор займа на сумму свыше должен быть заключен в письменной форме.

Абсолютно неопределенная гипотеза встречается тогда, когда сама норма не включает определений фактов, обусловливающих ее применение. Она предоставляет какому-нибудь органу власти делать это самому «в необходимых случаях». В чем заключаются названные «необходимые случаи», никоим образом не раскрывается.

Так же гипотезы подразделяют на односторонние и двусторонние. Односторонней является гипотеза, которая в качестве основания применения нормы называет только правомерные, или, напротив, неправомерные обстоятельства. Например, все нормы Особенной части УК РФ имеют односторонние гипотезы.

Двусторонние гипотезы включают в себя указание как на правомерные, так и на неправомерные обстоятельства, приводящие в действие данную юридическую норму. При этом, конечно, предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера тех обстоятельств, которые заставили «работать» тот или иной нормативный акт.

Вторым структурным элементом  нормы права является диспозиция – само правило поведения, которым следует руководствоваться при наступлений условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция указывает на конкретные права и обязанности участников правоотношений. При формулировании правовых норм гипотеза может стоять и перед, и позади диспозиции.

В зависимости от того, как  излагается правило поведения, различают  следующие виды диспозиции:

- простая диспозиция, содержит только указание на вид преступления, причем ограничивается одним его наименованием, не давая определения. Она применяется тогда, когда признаки правонарушения достаточно очевидны. Ст. 126 УК РФ – похищение человека – хороший пример..

- описательная диспозиция, включает в себя не только наименование преступного деяния (например, кража), но и перечень его основных признаков (в нашем примере отличительным признаком кражи является то, что она – тайное похищение чужого имущества, в отличие от грабежа, который определяется как «открытое похищение чужого имущества» (ст. 158, 161 УК РФ).

- Бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет установление их специально указанным органам. Например, ст. 246 УК РФ объявляет преступным нарушение правил охраны окружающей среды, устанавливаемых экологическим законодательством государства.

- Отсылочная диспозиция отсылает к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному акту (к примеру, ст. 116 УК РФ говорит о том, что «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев и т.д.»).

Третьим элементом нормы  права является санкция - указание на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам права, поступающим неправомерно. Санкция — логически завершающий структурный элемент юридической нормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы. До тех пор, пока нормы права не будут исполняться в силу убеждения, добровольно, до тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым — средством укрепления законности и правопорядка [12,214].

- Абсолютно определенной в теории называется санкция, которая имеет точно фиксированное выражение и не может быть изменена государственным органом, ее применяющим. Примерами служат санкции гражданского права, требующие, как правило, полного возмещения убытков, санкции административного права, устанавливающие точную величину штрафа, который должен уплатить правонарушитель.

- Относительно определенной является санкция, в которой установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий орган сам устанавливает ее точный размер. Примерами служат большинство санкций уголовного права, многие санкции административного права. Напротив, в гражданском праве относительно определенные санкции практически не применяются, ибо основным принципом этой отрасли является полное возмещение причиненного правонарушителем ущерба.

- Альтернативные санкции объединяют несколько видов различных санкций, а право выбора одной из них принадлежит тому государственному органу, который ее применяет. Примером может служить ст.119 УК РФ «угроза убийством», которая наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

- Кумулятивными называются санкции, включающие в себя несколько санкций различного рода, и государственный орган, их применяющий, вправе их соединить при назначении наказания правонарушителю. Типичным примером кумулятивной санкции служит санкция ч. 2 ст. 285 УК РФ, устанавливающей, что использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Встречаются кумулятивные санкции и в гражданском (например, взыскание штрафной неустойки сверх суммы возмещения убытков), в административном и в других отраслях права.

 

 

 

 

4.Функции норм права.

Понятие «функция норм права» должно охватывать одновременно как  назначение норм права, так и вытекающие из этого направления его воздействия  на общественные отношения. Поэтому, раскрывая  содержание какой-либо функции норм права, необходимо постоянно иметь  в виду связь назначения права  с направлениями его воздействия  и наоборот - предопределенность последних  назначением права.

Собственно, функция норм права - это реализация его социального  назначения. Что же следует понимать под социальным назначением права  и правовым воздействием?

Социальное назначение права  формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями  общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает  тем отчетливее, чем острее ощущается  потребность (необходимость) именно в  соответствующей его социальной роли - закрепить, защитить или направить  развитие определенных общественных отношений.

Виды функций права[15,125]:

I. Общесоциальные (направления  правового воздействия на соответствующие  сферы общественной жизни; они  во многом совпадают с функциями  государства, так как последние  осуществляются в правовой форме): 1. экономическая (регулирование  и охрана экономических отношений);

2. политическая (регулирование  и охрана политических отношений);

3. социальная (регулирование  и охрана отношений в социально-культурной  сфере);

4. воспитательная (право  как средство воспитания людей,  что проявляется в воздействии  права на сознание и волю  людей).

II. Специально-юридические  (вытекают из самой природы  права и обусловлены социальным  назначением права): 1. регулятивная (направление правового воздействия,  которое выражается в регулировании  положительных общественных отношений):

а) регулятивная статическая (право закрепляет уже сложившиеся  общественные отношения);

б) регулятивная динамическая (право стимулирует появление  и развитие новых, прогрессивных  общественных отношений); 2. охранительная (направление правового воздействия, которое выражается в охране положительных  и вытеснении вредных для общества отношений); охранительное воздействие  права на общественные отношения  выражается:

а) в установлении запретов на совершение противоправных деяний;

б) в установлении санкций  за совершение противоправных деяний;

в) в применении санкций  к правонарушителям.

 

Регулятивная и охранительная  функции права тесно взаимосвязаны  и взаимодействуют, дополняя друг друга. Каждая из них по-своему способствует укреплению и развитию положительных  общественных отношений, а значит, и  общества в целом.

Формы осуществления функций  права:

1. Информационное воздействие  (сообщение субъектам права требований  государства, выраженных в нормах  права).

2. Ориентационное воздействие  (выработка у субъектов права  позитивных правовых установок,  которые образуют правовую ориентацию).

3. Правовое регулирование  (непосредственно юридическое воздействие  на поведение субъектов, а в  конечном итоге – на общественные  отношения).

Правовое регулирование  осуществляется при помощи особой системы  правовых средств, которые в совокупности образуют механизм правового регулирования.

 

Методы осуществления  функций права:

1. убеждение (власть агитирует).

2. принуждение (заставляет).

3.поощрение (создает условия,  при которые определенная деятельность  становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).

Принуждение должно быть основано на праве, т.е. должно иметь правовой характер. Недопустимо обеспечивать реализацию функций права методом  неправового (противоправного) принуждения. Задача законодателя – установить оптимальное сочетание методов  убеждения и принуждения в  осуществлении функций права.

 

 

 

                        5.Нормативность права

Определяющий признак  права - нормативность. В традиционном значении в ней усматриваются  единообразные правила поведения, исходящие от публичной власти, и  обязанность их соблюдения под страхом  применения государством соответствующих  санкций. С точки зрения сторонников  различения права и закона, нормативность  права представляет собой определенные императивы, находящиеся в самой  природе права. Лицо, вступившее в  правовые отношения (разумеется, по своей  воле), в силу самой правовой формы  вынуждено подчиняться ее требованиям (в противном случае сущность права  не будет реализована), а именно: признавать контрагентов равными себе и свободными, соблюдать принципы эквивалентности взаимных предоставлений и единства взаимных прав и обязанностей. Если в ходе социального обмена эти  императивы не выполняются, нарушившая их сторона выпадает из круга правовых отношений. В этом и заключается  нормативный (принудительный) характер права. В случае закрепления конкретной правовой реальности в позитивном праве (законах и других источниках права) государство может дополнительно  применить санкции. Таким образом, нормативность права, опосредуемая через правовое сознание, объективно обусловлена необходимой формой соответствующих общественных отношений. Эту нормативность не следует  смешивать с нормативностью позитивного  права. Как отмечает В.С. Нерсесянц, «первая - реальный и объективный  источник и предпосылка второй, вторая - форма неофициального признания  и конкретизированного выражения  первой в виде четких и определенных положений и правил (норм «положительного  права»), снабженных официальной защитой».

Изложенное свидетельствует  о том, что нормативность может  быть реальной и вне позитивного  права, независимо от него. Наглядным  подтверждением того являются, в частности, соображения Л.И. Антоновой: «При отставании законодательного закрепления новых норм, рождающихся в жизни, неизбежно существуют и параллельно действуют две их системы: одна - закрепленная в законодательных актах, но утратившая свою правовую основу; вторая - сложившаяся под влиянием изменений в общественных отношениях, но не получившая официального признания. При этом первая опирается на возможность государственного принуждения, а вторая базируется на ее признании обществом и его поддержке. (Т.е. вторая система реализуется посредством нормативности, опосредуемой через правосознание. В результате первая все больше утрачивает свою правомерность и перестает применяться, несмотря на формальную обязательность, а вторая, напротив, завоевывает все более прочные позиции, вынуждая в конечном счете законодателя внести необходимые изменения в систему позитивного права[3,311]. Достаточно вспомнить тщетность попыток нашего государства искоренить с помощью законодательных мер спекуляцию. Развитие рыночных отношений сформировало в обществе новый взгляд на перепродажу товаров, широкий обмен валюты. Изменились представления об их неправомерности. Все попытки сохранения старых правовых норм, закрепленных в законодательстве, были обречены на неудачу. В результате они были законодательно отменены.

Информация о работе Понятие права и структура норм права