Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане, социальные нормы -- это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Введение
Данная тема актуальна так как, особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на и развитие и совершенствование.
Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Каждое исторически конкретное
общество требует строго определенной
меры социального регулирования
общественных отношений. Регулирование
общественных отношений осуществляется
путем реализации определенных социальных
норм: норм права, норм морали, норм, установленных
общественными организациями, норм
обычаев, норм традиций, норм ритуалов
и т.д. В общем плане, социальные
нормы -- это правила поведения
общественного характера, регулирующие
взаимоотношения людей и
Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.
Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как
нравственный или
Общность права и морали, порожденная
едиными общественными
Право - во всех его проявлениях - как нормативная система, движение общественных отношений. Внутренняя моральность права - одно из важных условий его эффективности.
Правовая жизнь общества не может
развиваться вне моральных
"Нравственное измерение"
права - неотъемлемое условие
его дальнейшего развития и
совершенствования, усиление
1.Единство права и морали
Право и мораль имеют общие черты, свойства.
Главные их общие черты проявляются в
том, что они входят в содержание культуры
общества, являются ценностными формами
сознания, имеют нормативное содержание
и служат регуляторами поведения людей.
Право и мораль имеют общие социальные,
экономические, политические условия
жизни общества, служат общей цели согласованию
интересов личности и общества, обеспечению
и возвышению достоинства человека, поддержанию
общественного порядка.
Их единство, как и единство всех социальных
норм цивилизованного общества, основывается
на общности социально-экономических
интересов, культуры общества, приверженности
людей к идеалам свободы и справедливости.
Что же общего между правом и моралью?
1. И те, и другие являются
2. Имеют общую экономическую, социально-политическую
и идеологическую основу;
3. Им свойственна общая цель: утверждение
общечеловеческих ценностей в обществе;
4. Они состоят из общих правил поведения,
выражающие определенную волю, т.е. направлены
на установление и поддержание на необходимом
уровне дисциплины и порядка в обществе;
5. Имеют нормативный характер, и в тех,
и в других присутствуют санкции, обеспечивающие
негативные последствия для нарушителей
нормы;
6. Представляют собой средства активного
воздействия на поведение людей.
Исследуя сущность морали, отмечают, что
мораль возникает из социальной потребности
в согласовании поведения индивида с интересами
социального целого, в преодолении противоречия
между интересами личности и общества.
Мораль выступает как нормативное осознание
такого рода противоречий, как ответ на
эту социальную потребность.
И право и мораль обладают способностью
проникать в самые различные области общественной
жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются
обособленной сферой социальных отношений.
Они связанны с поведением людей в широких
областях их социального взаимодействия.
Учитывая это, а также принимая во внимание
"универсальность" морали, ее "вездесущий",
"всепроникающий" характер, можно
сделать вывод о том, что нельзя разграничивать
право и мораль по предметным сферам их
действия.
1.1 Понятие права
Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом «право», прекрасно представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве. Однако эти представления совершенно не исчерпывают всей многозначности этого юридического феномена. «Юристы всё ещё ищут определение права, » - писал Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанного определения права. Более того, по мнению российского учёного Спиридонова Л. И., вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только могут быть использованы для разработки традиционных определений.
Есть множество определений права. В работе “Сумма теологии”, которую можно назвать величайшим синтезом средневековой католической теологии и философии. Аквинат[4] рассматривает:
Вечное право - это мудрость Бога как правителя всех действий и движений вселенной, оно направляет все действия мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права.
Божественное право, такое как заповеди, служит как бы дополнительным руководством для тех предписаний естественного права, которые известны всем разумным людям.
Естественное право присуще людям как сознательным, моральным и социальным созданиям. Существует один стандарт истины и справедливости для всех людей, он естественен, и все одинаково знают его.
Позитивное право необходимо, чтобы помешать людям делать зло и обеспечить мир. Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву и разуму, оно не законно и является искажением права. Только в данном случае [4] признавал правомерным выступление народа против монарха.
Идеальной формой правления [4], вслед за Аристотелем и Цицероном, считал смешанную из “чистых форм”, при которой монарх олицетворяет единство, аристократия - преобладание надлежащих заслуг, народ служит гарантий мира и согласия. Право государства должно быть санкционировано знатью и народом.
Термин (слово) «право» многозначен. С его помощью обозначаются разные явления:
1. Система норм, издаваемых государством (позитивное право);
2. Определённая система идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право (естественное право);
3. Определённая правовая возможность конкретного субъекта (субъективное право);
4. Явления нравственного, морального характера.
Сущность права заключается
в регулировании общественных отношений
в условии цивилизации, в достижении
на нормативной основе такой стабильной
организации, организованности общества,
при которой регулируется демократия,
экономическая свобода, свобода
личности. Высшее общественное предназначение
права – гарантировать в
Мораль такая же динамическая
регулятивная система, как и право.
Ее исторический путь лежит от эквивалентных
начал: око за око, зуб за зуб (и
более крупно –"кровная месть"
"мне отмщение и аз воздам" и
т.д.) до начал неэквивалентных - "ударят
по правой щеке, подставь левую", т.е.
до начал терпимости (толерантности,
как определяют эти начала) , прощения,
покаяния, воздаяния за зло добром
т.д.
Существует несколько научных определений
морали:
Термин “мораль” по содержанию – латинский
аналог древнегреческого ethos (этика). В
латинском языке есть слово “mos” (множественное
число – “mores”), обозначающее нрав, обычай,
моду, устойчивый порядок. На его базе
Цицерон с целью обогащения языка образовал
прилагательное “моральный” (moralis) для
обозначения этики, назвав её philosophia moralis.
Уже позднее, предположительно в IV веке,
появляется слово “мораль” (moralitas), в качестве
собирательной характеристики моральных
проявлений.
В словаре русского языка мораль определяется
как “правила нравственности и сама нравственность”,
а нравственность в свою очередь как “правила,
определяющие поведение; духовные и душевные
качества, необходимые человеку в обществе,
а также выполнение этих правил, поведение”.
Мораль и нравственность – одно и то же.
В научной литературе и в практическом
обиходе они употребляются как идентичные.
Впрочем, некоторые аналитики пытаются
установить здесь различия, предлагая
под моралью понимать совокупность норм,
а под нравственностью – степень их соблюдения,
т.е. фактическое состояние, уровень морали.
В данном случае мы исходим из тождественности
этих понятий.
Мораль (лат. мoralis – нравственный; mores –
нравы) – предмет изучения этики; общественный
институт, выполняющий функцию регулирования
поведения человека. Во всяком обществе
действия громадного множества людей
должны быть согласованны в совокупную
массовую деятельность, при всем своем
разнообразии подчинятся определенным
общесоциальным законам. Функцию такого
согласования и выполняет Мораль наряду
с другими формами общественной дисциплины,
тесно переплетаясь с ними и вместе с тем
представляя собой нечто специфическое.
Мораль регулирует поведение человека
во всех без исключения сферах его общественной
жизни – в труде и быту, в политике и науке,
в семье и общественных местах, хотя и
играет в них неодинаковую роль.
Другое определение
морали дает С.А. Комаров[11;
В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
2. Формы взаимодействия права и морали
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Что же общего между правом и моралью?
1. И те, и другие являются
2. Имеют общую экономическую,
социально-политическую и
3. Им свойственна общая цель:
утверждение общечеловеческих
4. Они состоят из общих правил
поведения, выражающие
5. Имеют нормативный характер, и
в тех, и в других
6. Представляют собой средства
активного воздействия на
Исследуя сущность морали, отмечают, что мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального целого, в преодолении противоречия между интересами личности и общества. Мораль выступает как нормативное осознание такого рода противоречий, как ответ на эту социальную потребность.