Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:32, контрольная работа
Правовое регулирование в самом общем виде можно определить как регулирование, осуще-ствляемое с помощью права. Правовое регулирование может трактоваться в широком и узком смыслах: как регулирование, осуществляемое естественным правом, и как регулирование, осуществляемое позитивным правом. Речь пойдет о регулировании, осуществляемом только позитивным правом, поскольку регулирование, осуществляемое естественным правом, в целом не относится к предмету юридической науки.
1. Понятие правового регулирования. Правовое регулирование в самом общем виде можно определить как регулирование, осуществляемое с помощью права. Правовое регулирование может трактоваться в широком и узком смыслах: как регулирование, осуществляемое естественным правом, и как регулирование, осуществляемое позитивным правом. Речь пойдет о регулировании, осуществляемом только позитивным правом, поскольку регулирование, осуществляемое естественным правом, в целом не относится к предмету юридической науки.
Многие исследователи обращают внимание на то, что позитивно-правовое регулирование является разновидностью социального регулирования и выступает в качестве определенного воздействия на общественные отношения, которое осуществляется с помощью правовых (юридических) средств и имеет своей целью упорядочение данных отношений. Можно выделить следующие признаки позитивно-правового регулирования.
Во-первых, это один из видов социального регулирования, т. е. регулирования, осуществляемого в обществе и связанного с упорядочением общественных отношений. Упорядочение общественных отношений может осуществляться разными социальными регуляторами, среди которых первостепенную роль играют право, мораль и другие социальные нормы.
Во-вторых, позитивно-правовое регулирование – это по сути своей государственное регулирование, поскольку позитивное право устанавливается или санкционируется государством и вследствие этого является государственным регулятором общественных отношений. Тот факт, что в ряде случаев нормы позитивного права могут устанавливаться негосударственными организациями или непосредственно народом, не меняет существа дела, так как негосударственные организации, а также народ устанавливают нормы позитивного права с санкции (разрешения) государства.
В-третьих,– это определенное воздействие на общественные отношения. Право, регулируя общественные отношения, воздействует на них.
В-четвертых,– это воздействие, которое осуществляется с помощью норм позитивного права и других правовых (юридических) средств. Нормы права и другие правовые средства, взятые в совокупности, составляют механизм правового регулирования.
В-пятых,– это такое воздействие на общественные отношения, которое имеет своей целью их упорядочение. Регулировать – значит упорядочивать, приводить что-либо в систему. Поэтому правовое регулирование выступает как целенаправленное воздействие на общественные отношения, в результате которого они приводятся в систему и в обществе создается определенный порядок.
С учетом названных признаков можно дать следующее определение позитивно-правовому регулированию. Позитивно-правовое регулирование (или просто правовое регулирование) – это осуществляемое с помощью норм позитивного права и других правовых (юридических) средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.
Правовое регулирование и правовое воздействие.
Правовое воздействие - все направления и формы влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. В связи с этим правовое регулирование считается понятием более узким, чем правовое воздействие, и рассматривается в качестве одной из форм правового воздействия.
Основные формы правового воздействия:
1.Прав. регулирование
2.Информационное воздействие права выражается в том, что право, являясь источником информации, «сообщает» людям, какие общественные отношения и как регулируются действующим позитивным правом, как государство оценивает те или иные поступки людей, какие из них дозволяет, какие запрещает, какие предписывает.
3.Ценностно-ориентационное воздействие права проявляется в его идеологическом, воспитательном воздействии. Позитивное право способно формировать в сознании людей определенный образ поведения, ориентировать их на совершение одних поступков и воздержание от других.
Таким образом, правовое регулирование и правовое воздействие – понятия не идентичные. Правовое регулирование – понятие более узкое, чем правовое воздействие. Правовое регулирование является лишь одной из форм правового воздействия. Вместе с тем правовое регулирование – это главная форма правового воздействия, потому, что право создается именно для регулирования общественных отношений.
2. Виды правового регулирования.
Исходя из средств правового регулирования:
Нормативное правовое регулирование – это регулирование, осуществляемое нормами позитивного права. По сравнению с индивидуальным правовым регулированием оно является первичным и определяющим. Нормативное правовое регулирование носит общий характер, т.к. распространяется на все общественные отношения определенного вида.
Индивидуальное правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется различными индивидуальными правовыми средствами. К ним относятся индивидуальные правовые договоры (гражданские, трудовые и т. д.), акты применения права и некоторые другие. В отличие от нормативного индивидуальное правовое регулирование связано с упорядочением конкретных, т. е. единичных общественных отношений. В этой связи индивидуальное правовое регулирование иногда называют казуальным правовым регулированием (от слова «казус» – случай). Как правило, индивидуальное правовое регулирование следует за нормативным и дополняет его, конкретизируя предписания правовых норм применительно к отдельным, единичным случаям. Однако из этого правила есть исключения. В частности, если конкретный случай, входящий в сферу правового регулирования, не урегулирован нормами позитивного права и имеет место пробел в законодательстве, то этот случай может быть урегулирован индивидуальными правовыми средствами (актом применения права). Здесь при отсутствии прямого нормативного регулирования соответствующих общественных отношений определяющую роль будет играть индивидуальное правовое регулирование.
Индивидуальное правовое регулирование принято подразделять на автономное, координационное (договорное) и субординационное (правоприменительное). При автономном регулировании имеет место совершение субъектом правомерных действий в одностороннем порядке независимо от волеизъявления других лиц (например, совершение односторонних сделок, осуществление субъективных прав и др.). При координационном регулировании участники общественных отношений сами, без какого-либо вмешательства компетентных органов, регулируют свои отношения путем заключения индивидуальных договоров или соглашений. Субординационное регулирование осуществляется уже не самими участниками общественных отношений, а компетентными, как правило, государственными, органами.
По субъектам:
Собственно государственное правовое регулирование – это регулирование, осуществляемое органами государства, иными государственными организациями и государственными должностными лицами.
Негосударственное правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется либо непосредственно народом, либо негосударственными организациями, либо самими участниками общественных отношений. Народ может осуществлять правовое регулирование путем принятия нормативных правовых актов. Негосударственные организации могут осуществлять правовое регулирование тех или иных общественных отношений путем принятия как нормативных правовых актов, так и актов применения права. Сами участники общественных отношений могут осуществлять правовое регулирование, регулируя собственные отношения с помощью индивидуальных правовых актов, например, индивидуальных договоров.
По степени централизации:
Централизованное правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется из одного центра и распространяется на всю территорию страны. Оно, как представляется, исходит от центральных органов государственной власти и осуществляется преимущественно с помощью нормативных правовых актов, хотя не исключается использование и индивидуальных правовых актов (например, о переносе дней отдыха).
Децентрализованное правовое регулирование – это регулирование,
которое осуществляется из разных центров
и на разных уровнях. Оно может осуществляться
субъектами федерации, местными органами
государственной власти, органами местного
самоуправления, администрацией учреждений,
предприятий, организаций, трудовыми коллективами,
самими участниками конкретных общественных
отношений. В качестве средств правового
регулирования здесь используются как
нормативные, так и индивидуальные правовые
акты. Децентрализованное правовое регулирование
дает соответствующим субъектам возможность
самостоятельно урегулировать те или
иные общественные отношения с учетом
интересов регионов, административно-
По сфере распространения:
Общее правовое регулирование имеет самую широкую сферу распространения: оно распространяется на всю территорию страны. Такое регулирование осуществляется законами государства и подзаконными нормативными актами общего действия.
Местное правовое регулирование осуществляется
в пределах административно-
Ведомственное правовое регулирование осуществляется в рамках той или иной области государственного управления: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, образования и т. д. Основными средствами правового регулирования здесь выступают ведомственные нормативные и индивидуальные акты, действие которых распространяется на работников соответствующих ведомств.
Локальное правовое регулирование осуществляется в рамках учреждений, предприятий, организаций нормативными и индивидуальными правовыми актами администрации этих учреждений, предприятий и организаций.
С учетом юридической силы: законодательное и подзаконное. С учетом федеративного устройства: федеративное и региональное.
3. Предмет, сфера и пределы правового регулирования
Предмет правового регулирования – (предметом явл. общ. отношения, но не все) это то, что регулируется правом. Правом, как известно, регулируются общественные отношения. Оно способно упорядочивать лишь общественные отношения, отношения, которые складываются между людьми и проявляются в поведении, действиях, деятельности людей. В то же время необходимо иметь в виду, что не все общественные отношения составляют предмет правового регулирования, поскольку не все общественные отношения могут и должны регулироваться правом. Правом, в принципе, могут и должны регулироваться только те общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования.
Сфера правового регулирования - круг тех общественных отношений, которые могут и должны регулироваться позитивным правом.
Во-первых, волевые общественные отношения, т. е. отношения, которые возникают и складываются по воле людей и контролируются их сознанием.
Во-вторых, правом могут и должны регулироваться только конкретные волевые отношения, т. е. отношения, складывающиеся между конкретными их участниками.
В-третьих, правом могут и должны регулироваться не все конкретные волевые отношения, а только те, которые поддаются внешнему контролю. Право – это внешний регулятор общественных отношений. Оно исходит от государства и воздействует на поведение человека извне независимо от того, положительно или отрицательно относится человек к праву, принимает он его или отвергает. Воздействуя на поведение человека извне, право может регулировать только те его поступки, которые поддаются внешней регламентации и могут быть извне проконтролированы. Так, например, право не может и не должно регулировать отношения дружбы, товарищества, использование досуга, отдельные внутрисемейные отношения. Они объективно не допускают внешней, формально-юридической регламентации и регулируются иными социальными нормами (обычаями, моралью и т. д.).
В-четвертых, правом могут и должны регулироваться, которые являются наиболее значимыми для государства и общества. Право должно регулировать не любое, а только социально значимое поведение, поведение, которое затрагивает интересы других людей, общества в целом, государства.
Итак, мы выяснили, какие же общественные отношения могут и должны регулироваться правом. Это наиболее значимые для государства и общества конкретные волевые общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю.
В юридической литературе можно встретить вместе с тем и более детальное определение сферы правового регулирования. В этом случае в сфере правового регулирования выделяют три группы общественных отношений: отношения людей по обмену материальными и нематериальными ценностями, управленческие отношения и отношения, связанные с обеспечением правопорядка.
Первая группа общественных отношений составляет экономическую основу общества. Здесь определяющая роль принадлежит имущественным отношениям (отношениям производства, обмена, распределения и т. д.), которые нередко именуют товарно-денежными отношениями. Именно эти отношения в первую очередь нуждаются в правовом регулировании, и именно они, как принято считать, вызвали к жизни право и правовое регулирование. Вторая группа общественных отношений составляет политическую основу общества. Здесь определяющая роль принадлежит отношениям, возникающим в связи с государственным управлением обществом. Третью группу образуют общественные отношения, возникающие в связи с нарушениями порядка, установленного в первых двух группах общественных отношений.
По мнению многих исследователей, общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования, составляют предмет правового регулирования. В этом случае между понятиями «предмет правового регулирования» и «сфера правового регулирования» практически никакого различия не проводится. Между тем эти понятия, думается, надо различать. Во-первых, предмет правового регулирования, как представляется, составляют не все общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, а только те из них, которые уже урегулированы правом. Те же общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, но правом не урегулированы, предмет правового регулирования не составляют. Во-вторых, в предмет правового регулирования иногда входят общественные отношения, которые находятся даже за пределами сферы правового регулирования. Происходит это потому, что государство в ряде случаев пытается урегулировать и некоторые из тех отношений, что лежат за пределами сферы правового регулирования. При этом оно пытается подчас регулировать отношения, которые не только не должны, но и объективно не могут регулироваться правом. Кроме того, юриспруденция знает немало примеров тому, когда государство при помощи права пыталось, а кое-где и до сих пор пытается регулировать поведение животных и даже «поведение» неодушевленных предметов.