Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:32, контрольная работа
Правовое регулирование в самом общем виде можно определить как регулирование, осуще-ствляемое с помощью права. Правовое регулирование может трактоваться в широком и узком смыслах: как регулирование, осуществляемое естественным правом, и как регулирование, осуществляемое позитивным правом. Речь пойдет о регулировании, осуществляемом только позитивным правом, поскольку регулирование, осуществляемое естественным правом, в целом не относится к предмету юридической науки.
При идеальном соотношении
предмета и сферы правового
Пределы правового регулирования – это границы регулирующие действия права, в рамках которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Необходимо различать объективные и субъективные пределы правового регулирования.
Объективные пределы – это границы, которые обусловлены самими общественными отношениями. Они определяются общественными отношениями и совпадают с границами сферы ПР.
Субъективные пределы правового регулирования – это границы, которые определяются не общественными отношениями, а правотворческими органами – органами, которые устанавливают нормы позитивного права. Правотворческие органы, устанавливая нормы права, определяют, какие общественные отношения и как этими нормами будут регулироваться.
4. Методы, способы и типы правового регулирования
Метод правового регулирования – это совокупность способов, средств и приемов, которые закреплены в праве и используются в процессе правового регулирования общественных отношений.
Методы ПР характеризуются:
1.Правовым положением субъектов
2.Сочетанием способов
ПР (запреты – в уголовном праве,
обязывания – в
3.Основаниями возникновения конкретных правоотношений (сделки – в гражданском праве, преступления – в уголовном, административные акты и проступки – в административном);
4.Характером санкций (
Существует два основных типа (или вида) методов правового регулирования – императивный и диспозитивный.
К императивному типу относятся методы централизованного регулирования (императивные методы). Для них характерно то, что государство, регулируя общественные отношения, одних участников (государственные органы, должностных лиц) наделяет властными полномочиями, а на других (граждан и их организации) возлагает соответствующие обязанности. К императивным методам относятся методы административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей публичного права.
К диспозитивному типу относятся методы децентрализованного регулирования (диспозитивные методы). Для этих методов характерно то, что государство, регулируя общественные отношения, наделяет участников этих отношений равными возможностями, нередко предоставляя им право самим урегулировать свои отношения в пределах дозволенного законом. К диспозитивным методам относятся методы гражданского, семейного и трудового права, т. е. методы отраслей частного права.
Способы правового регулирования – это пути регулирующего воздействия права на поведение людей и общественные отношения. Они закрепляются в нормах права в виде определенных предписаний и адресуются участникам общественных отношений.
Обычно выделяется три
основных способа правового регулировани
Дозволение характеризуется тем, что государство, осуществляя правовое регулирование, разрешает (дозволяет) участникам общественных отношений совершать те или иные действия, для чего наделяет их соответствующими юридическими правами.
Обязывание (некоторые авторы называют этот способ предписанием) характеризуется тем, что государство предписывает участникам общественных отношений совершение тех или иные действий. Здесь государство уже не дозволяет, а требует от участников общественных отношений совершения действий, предписанных законом.
Запрет характеризуется тем, что государство предписывает участникам общественных отношений воздержаться от совершения определенных действий. Здесь государство требует, чтобы действия, запрещенные законом, участниками общественных отношений не совершались.
Следует заметить, что обязывания и запреты выражены в юридических обязанностях. Различие состоит лишь в том, что обязывания выражены в позитивных юридических обязанностях, т. е. обязанностях совершить определенные действия, а запреты – в негативных юридических обязанностях, т. е. обязанностях воздержаться от совершения определенных действий.
Типы правового регулирования – это общая направленность, общий порядок, юридический режим регулирования, характерный для той или иной области общественных отношений.
Два основных типа правового регулирования: общедозволительный и общезапретительный.
В основе общедозволительного типа правового регулирования лежат общее дозволение и частные запреты. Правовое регулирование общественных отношений строится по принципу: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. То есть государство, используя данный тип регулирования общественных отношений, дозволяет их участникам совершать любые действия, кроме прямо запрещенных законом. Этот тип наиболее всего распространен в частном праве.
Общезапретительный тип правового регулирования. В его основе лежат уже общий запрет и частные дозволения, а правовое регулирование строится по принципу: запрещено все, кроме того, что прямо разрешено. Это значит, что участники общественных отношений могут совершать только те действия, которые прямо разрешены законом. Все другие действия им совершать запрещается. Данный тип правового регулирования связан преимущественно с государственным управлением и имеет наибольшее распространение в публичном праве.
Общедозволительный и общезапретительный типы правового регулирования характерны, как правило, для демократических государств. В антидемократических же государствах преобладает в основном разрешительный тип правового регулирования, суть которого состоит в том, что участники общественных отношений могут совершать только те действия, которые прямо разрешены законом. Если какие-то действия законом прямо не разрешены, но и не запрещены, считается, что они не разрешены.