Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:45, реферат
Познание сущности и роли права в жизни требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты, в научном проведении было обосновано и утвердилось понятие «правовая система».
Познание сущности и роли права в жизни требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты, в научном проведении было обосновано и утвердилось понятие «правовая система».
В работах ученых-юристов имеются весьма разноречивые определения правовой системы, так как в разных странах преобладают свои подходы к изучению правовой системы: в США – прагматический, во Франции – сравнительно-правовой, в Германии – философский.
В современной
юридической литературе даются неодинаковые
определения правовой системы, и
почти каждое из них имеет свое
«рациональное зерно». Это объясняется,
прежде всего, тем, что правовая система
– сложное социальное явление, многогранность
которого можно определить только с
помощью системы научных
В соответствии
с принципом единства логического
и исторического общее
Категория «правовая
система» употребляется в правовой
науке в нескольких значениях. Обратимся
к самому узкому понятию правовой
системы, когда под ней понимается
право определенного
Теперь обратимся ко второму значению правовой системы, более тесно связанному с компаративистикой. Терминология здесь разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К.-Х. Эберт и М. Рейнстайн – «правовые круги», И. Сабо – «форма правовых систем», С.С. Алексеев – «структурная общность». Наиболее распространен в современной компаративистике термин «правовая семья», поэтому мы тоже будем пользоваться им2.
Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Понятие «правовая семья» отражает те особенности некоторых правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей, правовой культуры, традиций и т.д.
Но все-таки дадим четкое определение правовой системы: правовая система - это основанная на государственной воле господствующего класса или всего общества совокупная связь права, правосознания и юридической практики3.
Таким образом, сделаем вывод, правовая система – развивающаяся система, она не остается раз и навсегда данной, а постоянно менялась и изменяется в ходе исторического процесса. Однако не все ее элементы развиваются одинаковыми темпами. Имеется многочисленное количество определений правовой систем, применение которых зависит от, прежде всего, истории того государства, где данная система используется.
1.2 Виды правовых систем в современном мире
При описании основных правовых систем нужно делать осмысленный отбор. Если бы кто-то захотел охватить все правовые системы той или иной правовой семьи, он попросту утонул бы в массе эмпирического материала. Поэтому на практике используется репрезентативный подход. При таком подходе нужно, прежде всего, определить так называемые родословные, или материнские, правовые системы, где впервые были созданы оригинальные правовые решения, и далее проследить их дальнейшее географическое распространение, рассмотрев так называемые дочерние (реципированные) правовые системы.
В качестве материнских фигурируют, как правило, правовые системы крупных государств, располагающих обширным и длительным правовым опытом. Этот опыт используется малыми и новыми государствами, принадлежащими к тому же типу, что и материнская правовая система.
Таким образом, описание каждой правовой семьи должно, с одной стороны, быть отражением ее исторического развития, а с другой – основываться на ее существенных свойствах сегодня.
В поисках развернутой классификации основных правовых систем юристы-компаративисты брали за основу самые различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая правовой техникой и стилем права. Нередко в предлагаемых классификациях вообще трудно было обнаружить какую-то четкую основу.
Например, участники I Международного конгресса сравнительного права в 1900 г. различали французскую, англо-американскую, германскую, славянскую и мусульманскую правовые семьи.
В начале XX в. французский юрист А. Эсмен подразделял правовые системы исходя из особенностей их исторического формирования, общей структуры и отличительных черт на следующие группы: латинская (романская) группа (в эту группу включались французское, бельгийское, итальянское, испанское, португальское, румынское право и право латиноамериканских стран); германская группа (германское право, право Скандинавских стран, австралийское, венгерское право); англосаксонская группа (право Англии, США и англоязычных колоний); славянская группа; мусульманская группа. Римское право и каноническое, по мнению А. Эсмена, представляют собой две оригинальные системы4.
Е. Глассон классифицировал правовые системы на основе их исторического происхождения и разделял современные ему правовые системы на три группы. Первую составляют страны, в которых с наибольшей силой проявилось влияние римского права, – это Италия, Румыния, Португалия, Греция, Испания. Вторую – страны, где римское влияние невелико и право основано преимущественно на обычаях и варварском праве, – это Англия, Скандинавские страны. В третью группу он включил правовые системы, которые вобрали в себя в равной мере черты римского и германского права, – это Франция, Германия, Швейцария. Такая классификация не выдерживает критики хотя бы потому, что вторая группа определяется по признаку отсутствия влияния римского права. В ней нет никакого внутреннего единства5.
Швейцарский ученый Г. Созер-Холл в основу своей классификации правовых систем положил расовый признак. Соответственно, он различал индоевропейскую, семитскую и монгольскую правовые семьи, а также семью нецивилизованных народов и подразделял индоевропейскую правовую семью на индусское, иранское, кельтское, греко-романское, германское, англосаксонское, латышско-славянское право6.
Одна из самых популярных классификаций правовых семей, дана Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права. Рене Давид выдвинул идею трихотомии - выделение трех основных семей; романо-германской, англо - саксонской и социалистической. К ним примыкает весь остальной юридический мир, который получил название “религиозные и традиционные системы”7.
Другая классификация была предложена К.Цвайгертом и Г.Котцем в книге "Введение в правовые сравнения в частном праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий "правового стиля”. На основе этого различаются следующие правовые системы; романская, германская, скандинавская, англо-американская ,социалистическая, право ислама, индуистское право8.
Так же существует марксистко-
Таким образом, существует несколько точек зрения на классификацию правовых систем настоящего и недалекого прошлого. Но мы выделим основные современные правовые системы и рассмотрим их.
Существует несколько критериев объединения правовых систем различных государств в правовые семьи. К ним относятся:
1) историческая
общность, выражающаяся в сходствах
возникновения и развития
2) общность форм выражения норм права;
3) сходство системы (структуры) права;
4) общность идеологических
установок, определяющих
5) единство юридических
категорий и понятий, а также
техники изложения и
На основе указанных критериев выделяют англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция), религиозно-правовую (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм), социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба) правовые семьи, а также семью обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар)9.
Две первых правовых семьи мы рассмотрим в следующем вопросе.
Начнем с религиозно-правовой семьи. К ней относится мусульманская правовая система и право Индии.
Мусульманское право является неотъемлемой частью мусульманской религии. Согласно религиозным канонам, мусульманское право происходит от Аллаха, который открыл и довел это право до людей через своего пророка и посланника Мухаммеда.
Мусульманское
право формулировалось
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимает «иджма» (единодушное мнение богословов по отдельным вопросам реализации и применения мусульманского права). Она складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами.
«Иджма» развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом.
После смерти
пророка мусульманское право
создавалось ближайшими
В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и судьи. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период в связи с различным толкованием Корана зародились главные ветви (толки) ислама. Они создали множество новых правовых предписаний, восполнив пробелы Корана и сунны. К концу Х в. мусульманское право канонизировалось и судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком.
Новым этапом в развитии мусульманского права стал XIX век. Резкое усиление роли законов в правовом регулировании привело к постепенному снижению роли толков, хотя в содержательном плане они продолжали оказывать определенное воздействие на правовую систему. Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных странах, например в Турции, практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах — Алжире, Египте, Сирии — мусульманское право сохранилось в качестве основного регулятора общественных отношений, в частности, в сфере личных отношений мусульман10.
Индусское право – это право общины, которое в Индии и других странах Юго-Восточной Азии исповедует индуизм. Также как ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных догм и к определенному пониманию мира. Это понимание предлагает особую общественную структуру и особый образ жизни; таким образом, религиозные предписания в огромной степени играют ту же роль, которая в других типах общества принадлежит праву.
Сначала в основу индусского права легло право индусской общины, например, нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых «шастры».
«Шастры» учат людей, как они должны вести себя, чтобы быть угодными богу, - это наука дхарма. Другие «шастры» учат, как разбогатеть, и специально искусству руководить («артха» – наука пользы и политики). «Шастры» развивают также науку удовольствий – «кама». Все три «шастры» легитимны, и естественный порядок вещей требует, чтобы люди надлежащим образом соблюдали их.