Понятие правовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:45, реферат

Описание работы

Познание сущности и роли права в жизни требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты, в научном проведении было обосновано и утвердилось понятие «правовая система».

Файлы: 1 файл

1.docx

— 54.98 Кб (Скачать файл)

Дхармы изложены в специальных трактатах, именуемых  «дхармашастры» (законы Ману, законы «Яджнавалкья»). От «дхармашастр» неотделимы и другие сборники – «нибандхазы», которые являются как бы комментариями «дхармашастр». Цель их – разъяснить часто неясный смысл «дхармашастр», сделать их понятными простым людям, разрешить явные противоречия между «дхармашастрами».

Судебные прецеденты ни дхарма, ни доктрина индуизма не считают  источниками права. Правителям разрешается законодательствовать. Однако искусство управления восходит не в дхарме, а к «артхе». Даже когда имеется закон, судья не может применять его «ригористически», ему представлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть.

Судебное решение  не может рассматриваться как  обязательный прецедент; его авторитет  ограничивается конкретно рассмотренным  делом.

Современная тенденция  в Индии – заменить традиционные концепции религиозного права западной концепцией светского права, не связанного с религией. Это национальное право  Индии называют индийским правом, в отличие от индусского права. Национальное право включает все законы Индии, имеющие, как правило, всеобщее применение, даже если частные положения этих законов оговаривают, что они  не распространяются на отдельные категории  граждан11.

Социалистическая  правовая семья появилась в 1917г. в России. Ее появление было обусловлено не особенностями юридического сознания, а идеологией, ее принципами политического устройства общества.

 Следовательно,  на  примере   права    СССР  можно   рассмотреть основные черты, присущие социалистическому праву. Социалистическое  право   обнаруживает   известное    сходство  с романо-германской   правовой   системой.   Оно  достаточно  широко сохранило   ее  терминологию, а  также  хотя бы по внешнему виду – ее структуру.   Для  советского   права  характерна  концепция    правовой нормы, которая   мало  чем отличается от французской  или  немецкой концепции.   Исходя   из  этого,  многие   западные    авторы,  особенно англичане  и   американцы,  отказываются  видеть  в  советском  праве оригинальную систему, и помещают ее в романо-германские правовые системы.

       Социалистическое       право       обусловлено    ярко   выраженным классовым характером. Единственным или основным социалистического    права    являлось      вначале       революционное творчество    исполнителей,  а  позднее нормативно-правовые акты,  в отношении,    которых   декларировалось,  что    они   выражают   волю трудящихся,    подавляющего   большинства      населения,  а затем всего народа, руководимого коммунистической партией. Принимавшиеся нормативно-правовые  акты,  фактически  выражали, прежде всего, и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.

 Что же  касается категорий и институтов, то   здесь   нельзя   не   признать   оригинальности советского  права.  По  внешнему виду в  нем сохранены категории и  институты романо-германской системы.  Однако по своему  существу  они коренным   образом   обновлены.     Для     советской     правовой     системы  остались  чуждыми   идея господства  права  и   мысль   о  том,   что   надо    изыскивать    право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных  лиц  и  общества.  Право  носило императивный характер,   было   теснейшим   образом   связано  с государственной политикой,  являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью   и  принудительной  силой  правоохранительных (карательных) органов.  В  теории  исключалась  возможность  для судебной практики  выступать  в  роли созидателя норм права.  Ей отводилась лишь   роль   строгого   толкователя    права. Несмотря  на  конституционный  принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался инструментом в   руках    господствующего    класса, обеспечивал его  господство и охранял, прежде всего, его интересы.

Семья обычного права.  Термин “обычное право” чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников отдельных племен.

       Одна из характерных черт обычного  права заключается в том, что  правовые и материальные нормы  выступают в неразрывной связи,  а при решении конфликтов стороны  руководствуются в первую очередь  идеей примирения. Задача суда  заключается не столько в том,  чтобы устранить причиненное  зло, восстановить согласие в  общине и обеспечить ее сплоченность.

       Другая черта обычного африканского  права сводится к тому, что  оно регулирует отношения в  первую очередь групп или сообществ,  а не отдельных индивидов. Так,  брачный договор представлял  собой скорее соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производила обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на землю по обычаю был наделен не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо могло пользоваться землей, но в конечном итоге она принадлежала общине или группе. Тяжбы в африканском обществе также возникали главным образом между сообществами и группами. И, наконец, принцип коллективизма касался и ответственности за проступки: она являлась как бы ответственностью семьи или группы родственников за деяния отдельных ее членов.

 В Африке  существовали два основных типа  судов, причем иногда они действовали  одновременно и параллельно. Так,  при отсутствии в регионе централизованной власти дела о браке, опеке над детьми, наследования, землевладения решали арбитражи, состоящие из старейшины и других влиятельных членов семьи или группы родственников. Если же разногласия возникали между соседями внутри одной общины, то арбитрами выступали старейшие члены семей, главы основных линий наследования и др.

     Суды  другого типа функционировали  как государственные структуры  с соблюдением юридических формальностей.  Они существовали в регионах  с более или менее централизованной  властью. Обычно такие суды  образовывали иерархическую систему,  начиная от низших (например, суды  мелких вождей) и заканчивая  высшими  (суды крупных вождей).

       Обычное право повсеместно признавало  полигамию, а также устанавливало  выкуп за невесту, призванный  подтвердить, что основанный на  обычае брак — это покупка  жены. Расторжение брака было  очень редким явлением, и получить  разрешение на развод стоило  больших трудов. Семьи были заинтересованы  в продолжение установленного  между ними союза, к тому  же расторжение брака означало  возвращение приданого. Развод  обговаривался между семьями  с привлечением старейшин клана. 

       После колонизации африканского  континента в XIX в. английские, французские, португальские и  бельгийские власти в основном  стремились внедрить в африканских  странах право, действовавшее  в метрополии, и свою судебную  систему. Метрополиями был принят  также целый ряд актов специально для колоний. В то же время колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам.

Таким образом, в  результате колониального правления  возникла тройственная система колониального  права, включающая право метрополий, специальные колониальные законы и  обычное право. Первые два компонента охватывали по преимущество административное, торговое, уголовное право. Традиционные области отношений — землевладение, семейное и наследственное право  — остались в сфере действия обычного права. Во многих колониях были запрещены  некоторые обычаи, признанные варварскими, например, рабство.

       В колониях действовали колониальные  суды с европейскими судьями,  руководствовавшимися правом метрополии  и колониальным законодательством,  а также местные суды, где правосудие  обычно осуществляли местные  вожди, старейшины, а решения принимались  в соответствии с обычным правом.

       Основные тенденции развития  права африканских стран в  условиях национальной независимости, которые характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений (хотя на первых этапах колониальные законы продолжали действовать), а с другой — ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширялся круг отношений, охватываемых национальным законодательством.

В большинстве  независимых государств Африки действуют  новые конституции. Законодательная  деятельность охватывает, прежде всего, такие отрасли современного права, как конституционное, обязательственное, уголовное, судоустройство.

       Во многих государствах принят  ряд прогрессивных норм, заимствованных  из законодательства западных  стран. В частности, введен  восьмичасовой рабочий день, установлены  минимум зарплаты, в том числе  и для работников частных предприятий,  оплачиваемые отпуска, пенсионное  обеспечение, бесплатное медицинское  обслуживание. Осуществлены серьезные  законодательные меры по эмансипации  женщин.

      Таким образом, традиционное африканское  право, бесспорно, постепенно  утрачивает, а в некоторых случаях  уже утратило свое регулирующее  значение. Его нормы по своему  социальному содержанию плохо  согласуются с тенденциями развития  молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути цивилизации  и прогресса. Но все же еще  многие миллионы африканцев, особенно  в сельской местности, продолжают  жить по старым обычаям, избегают  обращаться в государственные  суды, предпочитая арбитраж и  стремясь прийти к примирению  в соответствии с традициями12.

    Из  всего выше изложенного можно  сделать вывод, что многие правовые  системы имеют определенные сходства  и образуют правовые семьи,  как было сказано ранее, на создание каждой правовой системы повлияло многочисленное количество фактор, начиная с обычаев и заканчивая историческим развитием того или иного государства. Поэтому каждая правовая система по-своему интересна и имеет свой индивидуальный путь развития.

      

1.3 Романо-германская и англо-саксонская правовые системы

Романо-германская правовая семья исторически сложилась  первоначально континентальной  Европе, поэтому ее еще и называют континентальной, в результате накопления многовекового технико-юридического опыта и развития специфической  правовой культуры и правовых традиций.

К основным признакам, раскрывающим содержание этой правовой семьи, отличающим ее от других относятся: историческое возникновение и эволюция развития; рецепция римского права; иерархия источников права и верховенство закона; судоустройство и судебные кадры и другие.

Создание романо-германской правовой системы связано с возрождением, происходившим в Западной Европе в XII-XIII вв. Новое общество осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и  безопасность.

Основными источниками  идей возрождения и создания нового права являлись университеты и церковь  как очаги культуры.

Право рассматривалось  как модель социальной организации  и поэтому основой преподавания во всех университетах Европы стало  римское право и наряду с ним  каноническое право, основанное в свою очередь на римском; преподавание же национального права имело второстепенное значение13.

Формирование  романо-германской правовой системы  шло в различных направлениях. Одно направление стремилось установить первоначальный смысл римских законов, другое направление, более прогрессивное, предусматривало переработку и систематизацию римского права для его практического использования, т.е. под углом зрения рецепции римского права.

Рецепция римского права как один из наиболее важных признаков романо-германской правовой системы означала:

- возрождение  изучения римского права в  университетах, в ходе которого  осуществлялось восприятие правовых  концепций, взглядов и образа  мыслей школы римского права;

- применение терминов римского права, использование принятых в нем структур и понятий (деление на частное и публичное, классификация прав на вещные и личные, понятия пользования, сервитута давности, представительства, найма и другие)14.

В течение длительного  времени основным источником права  в романо-германской правовой системе  была доктрина. И лишь с победой  идей демократии и кодификации первенства доктрины было заменено первенством  закона.

На развитие романо-германской правовой семьи большое влияние  оказала школа естественного  права. Для нее характерен не отказ  от римского права, а новый более  прогрессивный подход к его применению и толкованию.

Во всех странах, где действует романо-германская правовая система, существует фундаментальное  деление права на публичное и  частное, которое основано на том, что  отношения между правящими и  управляемыми требуют иной регламентации, чем отношения между частными лицами. Общий интерес  и частные интересы не могут регламентироваться одними и теми же правовыми нормами в процессе развития общества.

Необходимость публичного права обусловлена тем, что органы государства руководят социальным и экономическим развитием страны, устанавливают ограничение права  собственности, регламентируют профессиональную деятельность и т.п.

Информация о работе Понятие правовой системы