Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:51, контрольная работа
Многообразие объектов и особенно предметов познания, отражающее различные стороны и проявления действительности, обусловливает наличие множества наук. В самом общем виде их принято подразделять на естественно-математические и технические науки – математика, астрономия, физика, химия, биология, космонавтика, радиоэлектроника, ядерная энергетика и др. – и на гуманитарные, общественные науки – история, филология, экономическая теория, философия, искусствоведение, правоведение, политология и др. Теория государства и права относится к общественным, гуманитарным наукам.
Лингвистически близкие - лингвистическая близость между народами и государствами означает серьезное упрощение в деле регионального сотрудничества, создания единого геостратегического блока, определение взаимных близких национальных интересов. Некоторая часть элиты всегда будет выступать за создание союзного государства или даже проведения референдума об объединении двух государств;
Лингвистически чуждые - лингвистическая удаленность между народами и государствами серьезно осложняет взаимодействие. Как правило, если одна из сторон общается на одном из языков международного общения, это дает основания для межкультурного и межцивилизационного диалога и формирования совместной системы национальных интересов. Государства, средней и малой величины и равного ранга в рамках региона менее склонны к компромиссам и часто поддерживают соседних сепаратистов;
Национальные меньшинства - наличие национальных меньшинств в государстве - обычное явление. Если меньшинства имеют слабое национальное самосознание, то они обладают всегда высокой комплементарностью и с охотой перенимают чужой язык, письменность, культуру и не требуют автономии. Если меньшинства коплиментарны и имеют среднее или сильно выраженное национальное самосознание, то как правило их государственное положение состоит в национально-культурной или политической автономии. Некомплементарные меньшинства - угроза сепаратизма;
Некомплементарные этносы - в теории этногенеза понятие, определяющее культурную, этническую, лингвистическую и религиозную разницу этносов и наций, усложняющую взаимную интеграцию в геопространстве. Наличие некомплементарных этносов на территории страны в автономиях ведет к росту бытового национализма и напряженности. Наличие у государства соседних некомплементарных государств добавляет дополнительную дестабилизацию в регионе, ослабляет интеграцию и увеличивает количество конфликтных ситуаций;
Разделенные этносы - этносы в силу политических пертурбаций оказавшиеся по разные стороны государственной границы. Как правило, этносы, обладающие автономией по обе стороны границы, стремятся к культурному взаимодействию, совместным мероприятиям и воссоединению. Более сильное государство, на чьей территории часть разделенного этноса, имеет преимущества и права на проведение мероприятий по его воссоединению. Для слабого государства, на чьей территории часть разделенного этноса, всегда будет находиться под угрозой сепаратизма;
Религиозные меньшинства - значительные группы, исповедующие религию, отличную от большинства в условиях свободы совести не ущемляются, но имеют четко выраженную идентичность. Если свободы совести нет, и есть официальная религия, это добавляет социальной напряженности. В условиях некомпактного проживания религиозные меньшинства испытывают персональный дискомфорт и давление, в условиях компактного проживания, это давление коллективное и может привести к требованиям автономии, терактам и формированию нации из меньшинства;
Сепаратисты - национальная региональная элита или её часть, не готовая мириться со статусом автономии или своим положением и стремится отделиться от государства или присоединиться к другому государству любыми средствами, в том числе и вооруженным путем. Обычно сепаратисты имеют финансовые поступления от стран-контрагентов, заинтересованных в ослаблении государства, в чьих границах находится автономия, склонная к сепаратизму. Как правило, сепаратизм имеет древнюю историю;
Сильная исполнительная власть
- Государства с сильной
Слабая исполнительная власть - Государства со слабой исполнительной властью испытывают серьезные затруднения с утверждением закона на своей территории. Как правило, они отходят от законных процедур в пользу клановых интересов, особую роль в таких странах играют олигархи. Мобилизация и инфраструктурное развитие в таких странах затруднено, идет усиленная миграция в столицу и экономические центры страны. Зачастую слабость исполнительной власти сопровождают системная коррупция, политический кризис и невозможность принятия политических решений;
Террористическая активность
- основная угроза современного государства
в эпоху глобализации. Этнический
терроризм составляет угрозу целостности
страны, ведет к серьезным последствиям
в плане психологического климата
населения, росту ксенофобии, религиозный
терроризм и классовый
3.Факторы месторазвития:
Анклавы - как правило, не милитаризированные государства внутри других государств, получившие свою государственность в ходе каких-то исторических событий. Как правило, у них открытые границы и ни не участвуют и не рассматриваются как объекты мировой геополитики;
Буферное положение - плюсы
и минусы такого положения зависят
от находящихся по соседству государств.
Враждебные государства стремятся
максимально обезопасить
Небольшие территории - как правило оформляются как анклавы и эксклавы. Самостоятельную жизнь они обретают, только отдавая часть своего суверенитета наднациональным региональным или глобальным образованиям. Если государство не сможет в скорое время после обретения независимости обеспечить себе быстрый экономический рост, как правило, оно обречено как государство и вынуждено присоединиться к своему соседу на правах той или иной автономии;
Окраинные положения - выгодны для небольших государств, неспособных обеспечить свою безопасность, т.е. собственные войска несопоставимы с вооруженными силами соседних государств. Как правило, находящиеся на периферии государства не допущены мировым сообществом (основными центрами силы) до передела территории и ресурсов, но и неучастие имеет свои собственные плюсы, например, устойчивый экономический рост, узкая экономическая спецификация, демилитаризация экономики;
Приграничное положение - любое государство стремится привести все свои сухопутные границы к состоянию морских границ, а там, где это невозможно, создать вокруг себя пояс дружелюбных и нейтрально настроенных государств. Находящиеся возле непосредственной границы страны-агрессоры и агрессивно-нейтральные государства - источник беспокойства и настороженности для любой страны. Также любое государство заинтересовано, чтобы государство-соперника и государство-противника окружали не разделяющие его позиции государства;
Сильные соседи - это как правило страны-локомотивы, находящиеся в авангарде экономического развития региона. Соседство с такими государствами выгодно, т.к. население менее развитых государств выезжает туда на заработки и обеспечивает в страну-сателлит приток иностранной валюты. Сильные соседи часто создают региональные экономические и политические блоки, участие в которых позволяет другим государствам без особой тревожности обеспечивать себе безопасность, экономическое развитие и более плотное культурное трансграничное сотрудничество;
Слабые соседи - неспособные контролировать свою территорию государства являются источником головной боли для их соседей. Как правило, угрозы, носящие трансграничный характер, стандартны: терроризм, наркоторговля, похищение людей, торговля оружием. Такие государства не способны контролировать свою территорию, выполнять международные обязательства и отдавать отчет в своих действиях. Их часто используют удалённые государства для давления и отвлечение ресурсов государств-соседей, вынужденных в одностороннем порядке укреплять свою границу и вести профилактику по ту сторону;
Транзитное положение - наиболее экономически выгодное положение страны, когда государство обеспечивает стабильный, безопасный, скоростной, рентабельный и комфортный транзит товаров и услуг между сопредельными странами по своей территории. Важными качествами для транзитного государства являются способность контролировать свою территорию, отсутствие угроз и хорошее состояние дорог;
Центральное положение - позволяет
государству развивать
Эксклавы - часто образованные по постимперскому принципу территории, не имеющие общей границы с основной территорией государства. Малые анклавы, экономически привязанные к государству, не представляют проблемы, однако сильные и развитые анклавы часто претендуют на независимость и угрожают территориальной целостности государства. Для любой исполнительной власти эксклавы - объект повышенного внимания, ахиллесова пята любой страны. 1
_________________
1. http://www.geopolitics.ru/
4. Значение теории государства
и права в формировании
Правовая культура личности
характеризует уровень правовой
социализации члена общества, степень
усвоения и использования им правовых
начал государственной и
Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.
Несомненно, что правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества. Так, большинство исследователей полагает, что в структуру правовой культуры входят: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правовая психология, правовая активность, правомерная деятельность субъектов, государственные правовые институты, юридическая наука, уровень развития всей системы юридических актов.1
Правосознание является элементом
правовой и профессиональной культуры,
юридической культуры, а также
сама она реализуется (объективируется)
в механизме поведения и
____________________
моральных убеждений; 8) чувство долга; 9) ответственность за судьбы людей; 10) ответственность за порученное дело; 11) принципиальность и независимость в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты; 12) необходимая воля и настойчивость в исполнении принятых решений; 13) чувство непримиримости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; 14) четкое представление сущности, характера и взаимодействия правовых явлений; 15) знание основных проблем дисциплин, определяющих конкретную область профессиональной деятельности, видение их взаимосвязи в целостной системе знаний и значения для реализации права.
Политическая культура юриста отражает степень сознательного усвоения и теоретического осмысления исторических и политических знаний; умения применять их при анализе и оценке явлений общественной жизни, выработки убеждений; осознание политических ценностей; способность предвидеть политические последствия собственной деятельности. Иначе: политическая культура юриста – это обусловленный ценностными представлениями юриста о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения или стиль его деятельности как субъекта политической власти. Политическая культура юриста выражает меру освоения общезначимых образов политической деятельности и уровень овладения политическими нормами-идеями и нормами-реалиями, признаваемыми в обществе и государстве.