Понятие, принципы и условия формирования и жизнедеятельности гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Многообразие объектов и особенно предметов познания, отражающее различные стороны и проявления действительности, обусловливает наличие множества наук. В самом общем виде их принято подразделять на естественно-математические и технические науки – математика, астрономия, физика, химия, биология, космонавтика, радиоэлектроника, ядерная энергетика и др. – и на гуманитарные, общественные науки – история, филология, экономическая теория, философия, искусствоведение, правоведение, политология и др. Теория государства и права относится к общественным, гуманитарным наукам.

Файлы: 1 файл

Контрольная ТПГ.docx

— 64.09 Кб (Скачать файл)

Лингвистически близкие - лингвистическая близость между  народами и государствами означает серьезное упрощение в деле регионального  сотрудничества, создания единого геостратегического блока, определение взаимных близких  национальных интересов. Некоторая  часть элиты всегда будет выступать  за создание союзного государства или  даже проведения референдума об объединении двух государств;

Лингвистически чуждые - лингвистическая удаленность между народами и государствами серьезно осложняет взаимодействие. Как правило, если одна из сторон общается на одном из языков международного общения, это дает основания для межкультурного и межцивилизационного диалога и формирования совместной системы национальных интересов. Государства, средней и малой величины и равного ранга в рамках региона менее склонны к компромиссам и часто поддерживают соседних сепаратистов;

Национальные меньшинства - наличие национальных меньшинств в государстве - обычное явление. Если меньшинства имеют слабое национальное самосознание, то они обладают всегда высокой комплементарностью и с охотой перенимают чужой язык, письменность, культуру и не требуют автономии. Если меньшинства коплиментарны и имеют среднее или сильно выраженное национальное самосознание, то как правило их государственное положение состоит в национально-культурной или политической автономии. Некомплементарные меньшинства - угроза сепаратизма;

Некомплементарные этносы - в теории этногенеза понятие, определяющее культурную, этническую, лингвистическую и религиозную разницу этносов и наций, усложняющую взаимную интеграцию в геопространстве. Наличие некомплементарных этносов на территории страны в автономиях ведет к росту бытового национализма и напряженности. Наличие у государства соседних некомплементарных государств добавляет дополнительную дестабилизацию в регионе, ослабляет интеграцию и увеличивает количество конфликтных ситуаций;

Разделенные этносы - этносы в силу политических пертурбаций оказавшиеся по разные стороны государственной границы. Как правило, этносы, обладающие автономией по обе стороны границы, стремятся к культурному взаимодействию, совместным мероприятиям и воссоединению. Более сильное государство, на чьей территории часть разделенного этноса, имеет преимущества и права на проведение мероприятий по его воссоединению. Для слабого государства, на чьей территории часть разделенного этноса, всегда будет находиться под угрозой сепаратизма;

Религиозные меньшинства - значительные группы, исповедующие религию, отличную от большинства в условиях свободы  совести не ущемляются, но имеют  четко выраженную идентичность. Если свободы совести нет, и есть официальная религия, это добавляет социальной напряженности. В условиях некомпактного проживания религиозные меньшинства испытывают персональный дискомфорт и давление, в условиях компактного проживания, это давление коллективное и может привести к требованиям автономии, терактам и формированию нации из меньшинства;

Сепаратисты - национальная региональная элита или её часть, не готовая мириться со статусом автономии  или своим положением  и стремится  отделиться от государства или присоединиться к другому государству любыми средствами, в том числе и вооруженным  путем. Обычно сепаратисты имеют  финансовые поступления от стран-контрагентов, заинтересованных в ослаблении государства, в чьих границах находится автономия, склонная к сепаратизму. Как правило, сепаратизм имеет древнюю историю;

Сильная исполнительная власть - Государства с сильной исполнительной властью могут в полной мере обеспечить правовое поле на всей территории страны, обеспечить единые правила политической борьбы, пресечь деятельность террористов  и сепаратистов на своей территории, управлять мобилизацией и строительством новых городов, обеспечить реализацию своих национальных интересов, в том числе, геополитических;

Слабая исполнительная власть - Государства со слабой исполнительной властью испытывают серьезные затруднения  с утверждением закона на своей территории. Как правило, они отходят от законных процедур в пользу клановых интересов, особую роль в таких странах играют олигархи. Мобилизация и инфраструктурное развитие в таких странах затруднено, идет усиленная миграция в столицу  и экономические центры страны. Зачастую слабость исполнительной власти сопровождают системная коррупция, политический кризис и невозможность принятия политических решений;

Террористическая активность - основная угроза современного государства  в эпоху глобализации. Этнический терроризм составляет угрозу целостности  страны, ведет к серьезным последствиям в плане психологического климата  населения, росту ксенофобии, религиозный  терроризм и классовый терроризм  ведут к принятию непопулярных решений, демонстрируют слабость исполнительной власти и неспособность противодействовать террористам. 

3.Факторы месторазвития:

Анклавы - как правило, не милитаризированные государства внутри других государств, получившие свою государственность в ходе каких-то исторических событий. Как правило, у них открытые границы и ни не участвуют и не рассматриваются как объекты мировой геополитики;

Буферное положение - плюсы  и минусы такого положения зависят  от находящихся по соседству государств. Враждебные государства стремятся  максимально обезопасить собственную  территорию и перенести боевые действия на территорию противника или нейтрального (буферного) государства, а значит, ставят его в невыгодное положение. Сотрудничающие или нейтральные государства часто сами стремятся придать буферному государству транзитное положение. Буферные государства часто используют удаленные державы для создания санитарных кордонов;

Небольшие территории - как  правило оформляются как анклавы и эксклавы. Самостоятельную жизнь они обретают, только отдавая часть своего суверенитета наднациональным региональным или глобальным образованиям. Если государство не сможет в скорое время после обретения независимости обеспечить себе быстрый экономический рост, как правило, оно обречено как государство и вынуждено присоединиться к своему соседу на правах той или иной автономии;

Окраинные положения - выгодны  для небольших государств, неспособных  обеспечить свою безопасность, т.е. собственные  войска несопоставимы с вооруженными силами соседних государств. Как правило, находящиеся на периферии государства не допущены мировым сообществом (основными центрами силы) до передела территории и ресурсов, но и неучастие имеет свои собственные плюсы, например, устойчивый экономический рост, узкая экономическая спецификация, демилитаризация экономики;

Приграничное положение - любое государство стремится  привести все свои сухопутные границы  к состоянию морских границ, а  там, где это невозможно, создать  вокруг себя пояс дружелюбных и нейтрально настроенных государств. Находящиеся возле непосредственной границы страны-агрессоры и агрессивно-нейтральные государства - источник беспокойства и настороженности для любой страны. Также любое государство заинтересовано, чтобы государство-соперника и государство-противника окружали не разделяющие его позиции государства;

Сильные соседи - это как правило страны-локомотивы, находящиеся в авангарде экономического развития региона. Соседство с такими государствами выгодно, т.к. население менее развитых государств выезжает туда на заработки и обеспечивает в страну-сателлит приток иностранной валюты. Сильные соседи часто создают региональные экономические и политические блоки, участие в которых позволяет другим государствам без особой тревожности обеспечивать себе безопасность, экономическое развитие и более плотное культурное трансграничное сотрудничество;

Слабые соседи - неспособные  контролировать свою территорию государства  являются источником головной боли для  их соседей. Как правило, угрозы, носящие трансграничный характер, стандартны: терроризм, наркоторговля, похищение людей, торговля оружием. Такие государства не способны контролировать свою территорию, выполнять международные обязательства и отдавать отчет в своих действиях. Их часто используют удалённые государства для давления и отвлечение ресурсов государств-соседей, вынужденных в одностороннем порядке укреплять свою границу и вести профилактику по ту сторону;

Транзитное положение - наиболее экономически выгодное положение страны, когда государство обеспечивает стабильный, безопасный, скоростной, рентабельный и комфортный транзит товаров  и услуг между сопредельными  странами по своей территории. Важными  качествами для транзитного государства  являются способность контролировать свою территорию, отсутствие угроз и хорошее состояние дорог;

Центральное положение - позволяет  государству развивать наступление  в разных направлениях, однако, одновременно и создает опасность ведения  войны на несколько фронтов. Преимущества центрального положения не только стратегические: если государство граничит с центрами силы и международный рынок требует  обмена товарами и услугами между  этими центрами, и если государство способно конвертировать свое центральное положение в транзитное, то выгода будет более чем очевидна. Во многих других случаях это скорее обременение;

Эксклавы - часто образованные по постимперскому принципу территории, не имеющие общей границы с основной территорией государства. Малые анклавы, экономически привязанные к государству, не представляют проблемы, однако сильные и развитые анклавы часто претендуют на независимость и угрожают территориальной целостности государства. Для любой исполнительной власти эксклавы - объект повышенного внимания, ахиллесова пята любой страны. 1

 

 

 

 

_________________ 

1. http://www.geopolitics.ru/common/geofactors.htm 17.10.2011 22:50

4. Значение теории государства  и права в формировании политической  и правовой культуры юриста.

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена  общества, степень  усвоения и использования им правовых начал государственной и социальном жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает  не только знание и понимание права, но и правовые суждения и нем как о социальной  ценности, а главное – активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др. Правовая культура в каждый данный момент "присутствует" в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов  и других субъектов права. Она  выступает отправным моментом, базой  для такого рода активности и в  целом для правовой культуры личности.

Несомненно, что правовая культура - это качественное состояние  правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной  деятельности, правосознания и правового  развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание  самих условий существования  государства и общества. Так, большинство исследователей полагает, что в структуру правовой культуры входят: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правовая психология, правовая активность, правомерная деятельность субъектов, государственные правовые институты, юридическая наука, уровень развития всей системы юридических актов.1

Правосознание является элементом  правовой и профессиональной культуры, юридической культуры, а также  сама она реализуется (объективируется) в механизме поведения и фактическом  поведении (деятельности). В отличие  от правосознания и профессионального  сознания правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в  себя только положительные, социально  полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены  человечеством в ходе его развития и которые в конечном счете  способствуют социальному прогрессу, цивилизации.2 Считаем, что такими компонентами правовой деятельности юриста являются: 1) гражданская зрелость и высокая общественная активность; 2) профессиональная этика; 3) профессиональная культура; 4) глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству граждан; 5) высокое нравственное сознание; 6) гуманность; 7) твердость       

____________________

  1. Медведев В.А. Правовая культура российского общества: Особенности и тенденции развития: Дис. ... канд. юрид. наук. Чебоксары, 2004. С.7.
  2. Теория  государства и права: учебник/Под ред. А.В. Мелехин. - М: Маркет ДС, 2007. С.327.

моральных убеждений; 8) чувство  долга; 9) ответственность за судьбы людей; 10) ответственность за порученное дело; 11) принципиальность и независимость в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты; 12) необходимая воля и настойчивость в исполнении принятых решений; 13) чувство непримиримости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; 14) четкое представление сущности, характера и взаимодействия правовых явлений; 15) знание основных проблем дисциплин, определяющих конкретную область профессиональной деятельности, видение их взаимосвязи в целостной системе знаний и значения для реализации права.

Политическая культура юриста отражает степень сознательного усвоения и теоретического осмысления исторических и политических знаний; умения применять их при анализе и оценке явлений общественной жизни, выработки убеждений; осознание политических ценностей; способность предвидеть политические последствия собственной деятельности. Иначе: политическая культура юриста – это обусловленный ценностными представлениями юриста о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения или стиль его деятельности как субъекта политической власти. Политическая культура юриста выражает меру освоения общезначимых образов политической деятельности и уровень овладения политическими нормами-идеями и нормами-реалиями, признаваемыми в обществе и государстве.

Информация о работе Понятие, принципы и условия формирования и жизнедеятельности гражданского общества