Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:23, реферат
Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.
Кризис политической власти в России заставил многих пересмотреть свои взгляды на демократическое государство.
I. Введение
II. Понятие и признаки
1. Что такое государство?
2. Основные признаки государства.
3. Дополнительные признаки.
III. Формы возникновения государства
1. Президентская или парламентская система?
2. Зависимость против независимости
3. Форма и содержание
IV. Заключение
V. Литература
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Правоведение»
на тему: «Понятие,
признаки, формы возникновения
студентки 1 курса
социально-педагогического факультета
Усть-Лабинского филиала АГПУ
Белянской Натальи Алексеевны
2010 г.
Содержание
I. Введение
II. Понятие и признаки
1. Что такое государство?
2. Основные признаки государства.
3. Дополнительные признаки.
III.
Формы возникновения
1. Президентская или парламентская система?
2. Зависимость против независимости
3. Форма и содержание
IV. Заключение
V. Литература
I. Введение
Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.
Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
Кризис политической власти в России заставил многих пересмотреть свои взгляды на демократическое государство. СССР существовал за счет жесткой идеологии, тоталитарного режима. Когда же Горбачев попытался привнести демократические принципы (реально), советская система рухнула. Попытка построить западную демократию привела к тому, что мы имеем сегодня. На фоне всего этого важно разобраться хотя бы в понятии самого государства и выяснить наличие государственных перспектив у России.
1. Что такое государство?
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д.1
Несколько иной позиции, относительно понятия о государстве, придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»2.
Словом, многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства, как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:
1) совокупность человеческих индивидов;
2) определенную территорию;
3) суверенную власть;
4) правительство.
«Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»3.
Рассматриваемое определение государства, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).
В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было»4.
Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф.Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство5.
Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству»6.
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство— это - есть машина для поддержания господства одного класса над другим»7.
Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, эти определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом.
В широком смысле государство можно рассматривать, как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство – это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений8.
Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — это качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны9.
В современной учебной литературе государство обычно определяется, как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства, и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
2. Признаки государства.
Обычно называются следующие основные признаки государства:
1) наличие публичной политической
власти, располагающей
специальным аппаратом управления и принуждения;
Охарактеризуем каждый из указанных признаков.
Публичная политическая власть — один из ключевых признаков государства. Как известно, в первобытном обществе была власть, но она не имела политического характера, так как в родовой общине интересы и потребности людей были одинаковыми. Они сводились к выживанию и воспроизводству человечества. С разделением общества на различные группы, слои, классы у индивидов появляются разнообразные интересы, регулирование которых означает политику.
Публичная власть осуществляется рядом учреждений, органов, специальных служб, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны:
а) управление обществом;
6) властные полномочия вплоть до применения принуждения;
в) принятие общеобязательных для исполнения актов;
г) наличие профессиональных
управленцев. Это особый слой
людей, работа для которых в государственном
аппарате служит
профессией, подобно профессиям педагога,
врача, актера и т.д.
Территориальная организация населения отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего появлением государственных границ. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления публичной власти и одновременно означают территориальную неприкосновенность страны. Любое изменение государственных границ без согласия государственной власти или нарушение этих границ расценивается как акт агрессии. Таким образом, территориальные связи первобытной общины в государственно организованном обществе преобразуются в прочную территориальную организацию населения, подразделяющуюся по территориальному признаку.
Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость в отношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти — это ее самостоятельность во внутренней и внешней политике. Но независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает на себе воздействие норм и принципов международного права. Суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных и неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами по международным договорам.
Общеобязательный характер актов государства определяется его исключительным правом издавать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население данного государства. Только государство при помощи своих общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
Налогообложение также составляет один из важнейших признаков государства: без налогов, других обязательных платежей оно не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру, поддерживать жизнедеятельность общества. Только государство вправе устанавливать налоги и возлагать обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, или освобождать от их уплаты отдельные категории людей и организаций.
С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию, которая обладает государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения и распространяет свои полномочия на определенную территорию.
3. Дополнительные признаки
Иногда в качестве признаков государства называют единый язык, наличие армии, единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к основным. Они скорее дополнительные, вспомогательные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, закреплено равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то Она есть не во всех странах. Так, согласно Конституции Японии 1947 года в этой стране запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а Панаме конституционной поправкой 1991 года запрещено иметь армию на «вечные времена». Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, так как эта система создается в результате международно-правового объединения государств в различные союзы.
Информация о работе Понятие, признаки, формы возникновения государства