Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:23, реферат
Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.
Кризис политической власти в России заставил многих пересмотреть свои взгляды на демократическое государство.
I. Введение
II. Понятие и признаки
1. Что такое государство?
2. Основные признаки государства.
3. Дополнительные признаки.
III. Формы возникновения государства
1. Президентская или парламентская система?
2. Зависимость против независимости
3. Форма и содержание
IV. Заключение
V. Литература
III.
Формы возникновения
Толчок к формированию государства как особой социальной организации около пяти-шести тысяч лет назад дали три последовательных разделения труда. Однако наряду с этими общими предпосылками можно выделить следующий перечень конкретных исторических явлений, которые, следуя одно за другим, привели в итоге к возникновению государства:
1) совершенствование
орудий труда и развитие
2) разделение труда в обществе,
3) появление избыточного
продукта, а как следствие —
имущественное расслоение
4) обособление верхушки общества, а как следствие — социальное расслоение общества в целом,
5) усиление публичной
власти, формирование органов
Однако сам процесс формирования государства в разных странах и у различных народов шел по-разному. Так, Ф. Энгельс в своем научном труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделил следующие три основные модели возникновения государства в мире:
1. Афинская модель — для такой формы возникновения государства был свойствен классический путь развития, т. е. из внутренних противоречий, царивших в обществе. Этапами формирования государства при данной модели служили последовательные реформы Тезея, Солона и Клисфена.
Реформы Тезея состояли в учреждении обособленной центральной власти, а также в разделении всего населения Афин на три класса. При этом в основу данного разделения был положен не принцип родовой принадлежности, а профессионально-социальный критерий. Иначе говоря, Тезей разделил народ на три слоя:
• евпатриды — благородные лица, не занимавшиеся никаким физическим трудом, которые наделялись исключительным правом замещения должностей в государственных структурах;
• геоморы — лица, занимавшиеся земледелием;
• демиурги — лица, занимавшиеся каким-либо видом ремесла.
Реформы Солона также были направлены на разделение общества, уже на четыре класса. Однако Солон положил в основу разделения народа на классы имущественный ценз, а именно — размер и доходность землевладения. При этом только первые три классы могли занимать управленческие должности в государственном аппарате, а на наиболее ответственные должности назначались лица только из первого, высшего класса. Четвертый же класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании.
Третий реформатор — Клисфен — пошел по другому принципу, нежели его предшественники. Клисфен поделил не население Афин, а территорию страны. Так, вся территория Аттики была поделена на сто общин-округов, которые получили название «демы». Каждая из этих общин была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной — демархом.
2. Древнеримская модель — формирование государства у древнеримского народа было обусловлено борьбой между двумя противоречащими слоями римского населения: плебеи — бесправные пришлые люди, которые ни в каком виде не допускались к управлению обществом, и патриции — лица, составлявшие коренную римскую аристократию.
3. Древнегерманская модель — возникновение государства у древнегерманского народа было ускорено завоеванием обширной территории Римской империи в результате многочисленных набегов воинствующих германцев. При этом существовавшие у германского народа органы власти родовым строем не были приспособлены к управлению завоеванной Римской империей.
Кроме того, в сложившихся исторических условиях того времени древнегерманское общество не могло ни принять многочисленное население римлян в свои родовые общины, ни господствовать над ними. Таким образом, необходимость формирования иной организации публичной власти, стоящей над всем обществом (и коренным населением, и завоеванным) и располагающей разветвленным аппаратом управления, была исторически обусловлена.
Следует отметить, что в странах Азии и Древнего Востока, в отличие от древних западных стран, ни частная собственность, ни классы, ни захватнические набеги не оказали существенного влияния на строительство государственного механизма. Напротив, основу складывающегося аппарата государственной власти составили меж общинные органы управления ирригационными работами, общинные администраторы и иные представители общинной власти.
Своеобразие факторов, обусловивших возникновение государства у различных народов, сказалось на формальных и типологических особенностях появившихся государств. Это были и доклассовые древневосточные деспотии Египта и Малой Азии, и первые города-государства Месопотамии, и рабовладельческие государства Балканского полуострова, и федеративные государства Западной и Восточной Европы.
IV. Заключение
Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени или союза племен, шамана, жреца вместе с образованием общества, т. е. упорядоченной совокупности далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, вместе с отношениями имущественного, социального и функционального неравенства и возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и ее новой институциональной формы — власти с органами управления и контроля.
Таким образом, государство — результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества. В условиях особой опасности народ, как правило, выбирает тоталитарный тип государства.
Политологи полагают, что российская демократия вращается в порочном кругу. Она порождается слабостью демократических ценностей, норм, институтов и консервирует это состояние. Даже президенты мало что могут изменяя, ибо они всесильны и бессильны одновременно.
Следует отметить: для каждой нации, народа есть свои губительные формы государственности. Особенности государственности или становления каких-либо форм государства следует искать в истории того или иного народа, в его менталитете.
V. Литература
1. Н.А.Михалева, Л.А. Морозова. «Основы правоведения» Москва 2005 г.
2. В.Д.Перевалов. «Теория государства и права» Москва 2005 г.
3. «Основы государства и права» под ред. О. Е. Кутафина Юрист 1996 г.
4. «Политология на российском фоне» - Учебное пособие, РАУ; Москва, Изд. «Луч», 1993 г.
5. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996.
6. Лившиц Р.З. «Современная теория права» Москва 1996г.
1 Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. — с.53
2 Малько А.В. Правоведение. 1997. №3- с.10
3 Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 1998 №2-с.21
4 Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987- с.126
5 Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997- с. 89
6 Козулин А.И. Государство и право. 1994. №2- с.29
7 Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004- с.36
8 Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004 – с.37
9 Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г. – с. 64
Информация о работе Понятие, признаки, формы возникновения государства