Понятие системы разделения властей в государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё.
Содержание и значение принципа разделения властей
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Содержание работы

Введение
§ 1.Понятие системы разделения властей в государстве………. 1-
§ 2.Законодательная власть……………………………………….
§ 3.Исполнительная власть……………………………………….
§ 4.Судебная власть……………………………………………….
Заключение………………………………………………………...
Список использованных источников и литературы……………

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 30.85 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, должна действовать  система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. "Взаимовлияние законодательной  и исполнительной властей гарантирует  реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов  министры могут быть привлечены законодательным  собранием к ответственности. В  свою очередь, исполнительная власть в  лице государя сдерживает от произвола  законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания,устанавливает регламент  его работы и распускает собрание... ". Безусловно,сейчас предусмотрен намного  более разнообразный и эффективный  механизм"сдержек и противовесов", чем тот, который мы видим в  трудах Ш.Монтескье,однако уже в  его работах были заложены основные принципы и институты, посредством  которых взаимодействуют органы государственной власти ( что видно  из приведенных цитат ). В наше время, как правило, "законодательная  власть ограничивается референдумом,президентским  правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента"."Исполнительная власть ограничена ответственностью перед  Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность  между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции  и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный  Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей.".

Однако, в конституционном  проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полувластью. Думается , все это было не столь актуально во времена  Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным  проектом Монтескье) - аристократии,нижняя палата собрания - интересы народа. Таким  образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии ( слившейся тогда с народом ) и  приверженцев абсолютизма.

Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды  Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что "законодательная,исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа". После этого "тезис о единстве власти использовался  разными силами. При этом следует  отметить, что речь идет не только о  власти определенной социальной общности, даже если это компромисс различных  классов, совместно осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом, но и об известной  степени организационного единства: все органы государства проводят в конечном счете общую политическую линию, определяемую носителем реальной власти, и как правило, строятся по вертикали.".Точка зрения Руссо  отвечала требованиям времени и  обосновывала революционные процессы во Франции конца 18 века; если Монтескье  пытался найти компромисс, то Руссо  обосновывал необходимость борьбы с феодализмом. Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо нашли  свое наиболее полное и последовательное отражение в Конституции США 1787года. Преамбула к этому документу  гласит:"Мы, народ Соединенных  Штатов...",отражая тем самым  то, что народ является единственным источником власти. Наряду с утверждением единства источника власти, в Конституции  США проводится очень четкое организационно-правовое разделение властей. Также в этом документе нашла свое отражение  система "сдержек и противовесов": были предусмотрены и процедура  импичмента, и отлагательное вето президента, и многие другие институты, которые являются составной частью современного права. Джеймс Медисон  четвертый президент США, игравший, по видимому, значительную роль в создании Конституции, утверждал: " Концентрацию всей власти - законодательной,исполнительной и юридической - в одних руках...можно  с полным правом считать определением тирании".

"В некоторых государствах  организационно-правовая сторона  рассматриваемой концепции подверглась  модификациям."Конституционная доктрина  ряда стран Латинской Америки  исходит из существования еще  одной власти - учредительной, что  связано с частыми государственными  переворотами."О существовании  четвертой -учредительной власти  говорят французские специалисты  по сравнительному конституционному  праву Ж.Блан, Ж.М.Вирье и Ф.Ваге. По существу шесть властей  были перечислены в конституции  Алжира 1976 года: политическая(осуществлялась  правящей...партией), контрольная, учредительная(создание  и изменение конституции)" и  другие. "В связи с концепцией, которая предусматривает возможность  отделения президента от исполнительной  власти и характеризует его  как главу государства, встает  вопрос об особой ветви власти -арбитражной. Во французской  Конституции 1958 года, например, говорится,  что президент своим арбитражем  обеспечивает нормальное функционирование  публичных властей. Аналогичные  формулировки включены в 90-х  годах в Конституции Румынии  и некоторых стран Африки. Речь  идет об арбитраже между властями, а не органами государства.Проект  Конституции РФ принятый 12 декабря  1993года предусматривал именно  такой подход.". Также теория  разделения властей иногда применяется  относительно разделения власти  между субъектом федерации и  федеральными государственными  органами, принимая за основу  взаимоотношений органов различных  уровней власти одно из положений  теории разделения властей - наделение  ветвей ( здесь -органов определенного  уровня ) власти строго определенными  полномочиями. Такой подход позволяет  избежать национальных конфликтов. Все эти "новшества" - это,  скорее,попытка приспособить классическую  теорию к реальным особенностям  конкретных государств. Суть же  теории при этом не меняется, так как не меняется главное  -система сдержек и противовесов. Количество называемых или существующих  властей не столь важно, сколь  важно обеспечение механизма,  не позволяющего узурпировать  всю власть в руках одного  государственного органа или  одной ветви власти. Кроме тенденции  роста "числа властей" можно  отметить тенденцию к"взаимопроникновению  властей"(2), чему есть масса  подтверждений:утверждение палатами  парламента многих должностных  лиц, назначение (или предложение  кандидатов на должность) судей  президентом и утверждение их  палатой парламента, полномочия  Конституционного суда, совмещение  мандата министра и парламентария. "Это взаимодействие властей  выражается как в организационно-функциональном  их сближении на основе Закона, так и в усилении элементов  взаимоконтроля". Думается, подобная  тенденция означает не отдаление  от принципа разделения властей,  а наоборот,дальнейшее развитие  реализации принципа "сдержек  и противовесов".

 

 

 


Информация о работе Понятие системы разделения властей в государстве