Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:27, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и показать их практическое применение.
Задачами курсовой работы являются:
раскрыть понятие законодательного процесса
раскрыть понятие стадий законодательного процесса.
детально рассмотреть стадии законотворческого процесса;
рассмотреть дополнительные стадии законодательного процесса
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Понятие, субъекты и основные стадии законодательного процесса в Российской Федерации.
Ивановой Ксении Сергеевны
Оглавление
Введение
Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом ,степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.
Рассматривая вопросы законотворческой деятельности в современных условиях, необходимо учесть историческую фабулу развития идеи формирования правового государства в России и попытки ее практического осуществления. Именно на базе исторического опыта,возможно, высветить основные закономерности законотворческого процесса. Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества - гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности - основная цель государства. В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта,составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона"вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.
Одним из
важных условий совершенствования
законодательства является овладение
системой определенных требований, предъявляемых
к процессу создания законов и
подзаконных актов. Эти требования,
выработанные в течение веков
различными государствами,концентрированно
формулируются в отрасли
Цель данной работы - проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и показать их практическое применение.
Задачами курсовой работы являются:
раскрыть понятие законодательного процесса
раскрыть понятие стадий законодательного процесса.
детально рассмотреть стадии законотворческого процесса;
рассмотреть дополнительные стадии законодательного процесса
Структура. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются основные понятия о законотворческом процесса. Во второй главе детально рассказано о каждой стадии законотворческого процесса. Третья глава посвящена дополнительным стадиям законодательного процесса.
Объект - общественные отношения, возникающие между субъектами законодательной инициативы и субъектами законотворческой деятельности, а также между субъектами законотворческой деятельности.
Предмет - порядок принятия, подписания и опубликования закона, стадии принятия закона, а также полномочия и роль различных органов государственной власти в законодательном процессе.
Глава 1. Понятие законодательного процесса
Прежде
чем переходить непосредственно
к обсуждению стадий законодательного
процесса необходимо рассмотреть понятие
законодательного процесса, его отличительные
особенности и правовое регулирование
в Российской Федерации, а также
назвать его необходимые
Законодательный процесс в России регулируют Конституция Российской Федерации, регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральный закон от 14 июня 1994г." О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральный закон от 24 июня 1999г " О принципах и порядке разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и иные федеральные законы. Конституция Российской Федерации характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган (ст.94), в соответствии, с чем законотворчество является основной функцией российского парламента. Только Федеральное Собрание имеет право принимать федеральные законы и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституционное положение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, обуславливает его активную роль в политическом и законодательном процессе. Однако роль палат в законотворчестве неодинакова. В Конституции (ч.1 ст.105)говориться о том, что федеральные законы принимаются Государственной Думой Российской Федерации. Такой подход соответствует мировой практике: в двухпалатном парламенте основная законодательная деятельность возлагается на палату образуемую, на основе всеобщих прямых выборов. В мировой практике существуют два способа принятия законов - законодательным органом или путем референдума. Наибольшую научную разработку получило такое понятие законодательного процесса, в котором закон принимается законодательным органом.
Таким образом, в широком смысле
законодательный процесс
В первом случае усиливается роль парламента и, одновременно, от законодательного процесса отсекаются действия тех, кто подготовил и законопроект до его внесения в парламент. Такое понимание законодательного процесса делает его уязвимым, поскольку в нем исключаются из законодательной процедуры те шаги, без которых появление закона и его вступление в силу просто немыслимы. Как и любой юридический процесс и процедура, законодательный тоже имеет ряд своих стадий, когда законопроекты рассматриваются на заседаниях палат, называемых чтениями. Другие стадии связаны с работой комитетов и комиссий и поэтому называются комитетскими.
Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.
В юридической литературе можно
встретить понятие «процесс законотворчества»,
которое не тождественно понятию
«законодательный процесс», поскольку
не сводится к регламентам и процедурным
правилам, а представляет собой познавательный
процесс со своими трудностями в
выборе объекта и методов
С формальной точки зрения законодательный
процесс представляет собой сложную систему
организационных действий (процедур),
результатом которых является создание
закона.
Совокупность процедур составляют
стадии законодательного процесса, то
есть относительно законченные этапы,
содержание каждого из которых регламентировано
таким образом, что только исполнение
всех его составляющих дает возможность
перейти к следующему этапу.
Существуют различные мнения относительно
количества стадий законодательного процесса
и соответственно объединения тех или
иных процедур. В одних работах, посвященных
данному вопросу, выделяются, например,
только две из них: подготовка законопроекта
и официальное возведение воли народа
в закон . Некоторые исследователи различают
три стадии: подготовка проекта нормативного
акта (предварительная стадия), обсуждение
и принятие нормативного акта (основная
стадия) и введение в действие нормативного
акта (решающая стадия). У других юристов
встречается шесть стадий : прогнозирование
и планирование; внесение предложений
о разработке законопроекта; разработка
концепции и подготовка законопроекта;
специальное и общественное обсуждение
проекта; рассмотрение и принятие; опубликование
закона и вступление его в силу. Юристы-практики
насчитывают значительно большее число
стадий, причем это зависит от парламентских
традиций и от особенностей политической
системы. Так, исследовательская служба
Конгресса США выделяет следующие стадии
законодательного процесса: работа в подкомитете,
обсуждение на заседании комитета, рассмотрение
проекта руководством партии, прохождение
комитета по процедурным вопросам Палаты
представителей, заседание палаты на правах
комитета, заседания Палаты представителей,
Сената, передача проекта в согласительный
комитет, направление президенту.
Глава 2. Субъекты законодательного процесса
К субъектам
законодательного процесса относятся
его участники; действия которых
направлены на создание закона. В их
число могут входить
Необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребностей в принятии закона (одной из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс.
Участие в законодательном процессе его субъектов основано на их правах или обязанностях.
Соответствующим правом, закрепленным в законодательных актах, например, руководствуются все субъекты права законодательной инициативы, т.е. участники законодательного процесса, обладающие правом возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового закона. Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться предоставленным ему правом, но может и воздержаться от этого. Только наличие объективного интереса в решении какой-либо социальной задачи юридическими средствами, в сочетании с субъективным интересом инициатора к этому предмету, формируют решение субъекта права законодательной инициативы использовать это право.
Кроме того, есть иные субъекты законодательного
процесса, участие которых в законодательной
деятельности напрямую зависит от их свободного
выбора собственного поведения (его вида
и меры). Так, граждане, принимая решение
участвовать или не участвовать в референдуме
— всенародном голосовании, посредством
которого принимается государственное
решение, основываются на праве, закрепленном
в конституциях и других законах. Как правило,
в референдуме имеют право участвовать
все лица, обладающие активным избирательным
правом.
Если соблюдены все нормативно установленные
условия, то решение, полученное в ходе
референдума, считается принятым всем
обществом путем прямого и свободного
волеизъявления. Его юридическая сила
нередко считается выше юридической силы
законов, принятых парламентским путем.
На такой позиции, например, стоит Конституционный
Совет Франции, который объявил себя некомпетентным
высказываться о конституционности законов,
одобренных путем референдума, подчеркнув,
что такие законы представляют собой «прямое
волеизъявление национального суверенитета»
.
Интересен в этом смысле пример Швейцарии.
В соответствии с принципами, заложенными
в Конституции, граждане этой страны могут
считаться субъектами законодательного
процесса при принятии любого федерального
закона, даже если институт народной демократии
(референдум) не использовался. Согласно
ч. 3 ст. 113 Конституции Швейцарии Федеральный
суд обязан применять федеральные законы
и постановления безоговорочно, поскольку
они приняты Федеральным Собранием и имеют
общеобязательную силу. Такие правовые
акты по требованию части избирательного
корпуса выносятся на всенародное голосование
(референдум). Это норма служит основой
для следующего правового мнения: каждый
из федеральных законов принимается при
непосредственном участии граждан или
при их «молчаливом одобрении» , следовательно,
такие акты не могут быть оспорены.
Данный принцип
имеет историческое объяснение: ограничение
конституционного контроля рамками
лишь кантональных законов в свое
время явилось тем средством,
которое препятствовало консервативным
кантонам, потерпевшим военное поражение
сначала в межкантональном конфликте
1847 г., а затем на выборах в 1874 г., затормозить
процесс централизации.
Государственные органы и должностные
лица могут приобрести статус субъектов
законодательного процесса в силу возложенных
на них обязанностей.Так, согласно Конституции
РФ (ст. 108) Совет Федерации в обязательном
порядке рассматривает федеральные конституционные
законы, а также федеральные законы по
вопросам, указанным в ст. 106 Конституции.
При принятии прочих федеральных законов
вне зависимости от того, принял ли фактически
Совет Федера¬ции закон к рассмотрению
в течение 14 дней или нет, указанный орган
является участником законодательного
процесса в силу ч. 2 ст. 105 Конституции
РФ. Принятие поправок к гл. 3-8 Конституции
РФ требует одобрения (а значит, и участия)
законодательных (представительных) органов
не менее чем двух третей субъектов Российской
Федерации (ст. 136 Конституции РФ).Разработка
проекта новой Конституции РФ и его принятие
возло-жены на Конституционное Собрание
(ст. 135 Конституции).
Комитеты, комиссии парламентов принимают
участие в законодательном процессе согласно
конституциям или регламентам. На них
может быть возложена работа над законопроектами,
регулирующими отношения в определенных
сферах общественной и государственной
жизни, т.е. они могут специализироваться
на тех или иных отраслях права, либо через
них проходят все законопроекты (так отличаются,
со¬ответственно, специальные комиссии
и Большая комиссия парламента Финляндии).
Центральная комиссия референдума Российской
Федерации участвует в законодательном
процессе согласно Федеральному закону
от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской
Федерации», обеспечивая проведение всенародного
голосования в России. К обязанностям
Председателя Центрального избирательного
совета в Испании относятся подведение
итогов общенациональных референдумов,
их официальное объявление, в том числе
путем немедленного сообщения председателям
правительства и палат парламента. Таким
образом, осуществляя свои полномочия,
данное должностное лицо является субъектом
законодательного процесса.
Некоторые субъекты законодательного
процесса должны отвечать специальным
требованиям, относящимся к их численности:
1) предложение о пересмотре положений
глав 1, 2 и 9 Конститу¬ции РФ должно быть
поддержано при голосовании группой числен¬ностью
не менее трех пятых от общего числа членов
Совета Федера¬ции и депутатов Государственной
Думы.