Понятие, сущность и правовое регулирование института мировых судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Введение института мировых судей является одним из основных направлений реформы правосудия в Российской Федерации. Как показывает практика, мировые судьи, работающие в непосредственной близости к населению, стали играть исключительно важную роль в обеспечении граждан судебной защитой. Они рассматривают 60 - 70% всех гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, значительную часть уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Мировой суд обеспечивает реализацию конституционного принципа, предусматривающего гарантию каждого на судебную защиту его прав и свобод (ч.1 ст. 46 Конституции РФ).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, сущность и правовое регулирование института
мировых судей…………………………………………………………………….4
2. Актуальные направления повышения эффективности и
качества работы мировых судей в Тюменской области………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

мировые судьи.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие, сущность и правовое  регулирование института 

мировых судей…………………………………………………………………….4

2. Актуальные направления повышения  эффективности и

качества работы мировых судей в Тюменской области………………………..9

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………....17

 

Введение

 

Введение института  мировых судей является одним  из основных направлений реформы правосудия в Российской Федерации. Как показывает практика, мировые судьи, работающие в непосредственной близости к населению, стали играть исключительно важную роль в обеспечении граждан судебной защитой. Они рассматривают 60 - 70% всех гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, значительную часть уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Мировой суд обеспечивает реализацию конституционного принципа, предусматривающего гарантию каждого на судебную защиту его прав и свобод (ч.1 ст. 46 Конституции РФ).

Однако эффективность  и качество правосудия непосредственным образом связаны с ростом количества рассматриваемых судами дел, что неизбежно приводит к увеличению нагрузки на судей, особенно на мировых судей. Во многих субъектах РФ мировые судьи рассматривают 250-300 и более дел и материалов, что нельзя признать нормальным. В среднем мировой судья в г. Тюмени рассматривает по 6-8 дел в день. В связи с этим депутаты Госдумы приняли поправки к действующему законодательству «О мировых судьях в РФ», которые увеличили общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах РФ.

Согласно изменениям установлен новый критерий расчета  численности населения, необходимого для создания судебного участка - от 15 до 23 тысяч человек. До недавнего времени такой критерий был - от 15 до 30 тысяч человек. В результате чего уменьшилась нагрузка на мировых судей путем увеличения их числа в ряде регионов.

Цель настоящей работы – рассмотреть мировых судей  Тюменской области.

 

 

 

1. Понятие, сущность и правовое регулирование института

мировых судей

 

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»1, к судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся (одновременно) судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Мировые судьи, являясь звеном единой судебной системы, в отличие от судей других судов судебной системы Российской Федерации обладают двойным статусом. С одной стороны, они представляют судебную власть конкретного субъекта Российской Федерации, а с другой стороны, являются важным звеном единой судебной системы России. Сегодня мировые судьи от имени Российской Федерации принимают решение по значительному числу уголовных и гражданских дел и почти по всем делам об административных правонарушениях.

Так, по данным управления Судебного департамента по Тюменской области, в 2009 году в Тюменской области мировыми судьями рассмотрено 42% уголовных дел, 69% гражданских дел и 90,6% дел об административных правонарушениях. В 2008 году эти показатели были, соответственно, следующими: 42%, 62,7% и 91%, а в 2004 году – 91,3%, 68,6% и 93,4%.2

С принятием Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» 3 17 декабря 1998 года определен правовой статус особого элемента судебной системы Российской Федерации - мировых судей. Именно с его введением многие специалисты связывают успешное разрешение проблемы загруженности судей судов общей юрисдикции.

Идея создания мировой  юстиции в современной России обосновывалась ее сторонниками, по крайней мере, тремя аргументами: возможностью приблизить суд к населению и обеспечить доступ граждан к правосудию; сокращением значительной нагрузки, приходящейся на федеральных судей; созданием предпосылок упрощения гражданского и уголовного судопроизводства, его дальнейшей демократизации.

После принятия Закона о мировых судьях были внесены изменения в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, регламентирующие возможность осуществления правосудия мировыми судьями. При этом следует отметить, что процессуальная база осуществления правосудия мировой юстицией создана лишь спустя полтора года после принятия базового закона.

Институт мировой юстиции  имеет сложную правовую природу, обусловленную двойственностью положения мирового судьи. С одной стороны, он относится (наряду с конституционными (уставными) судами) к судам субъекта Российской Федерации, а с другой, будучи судом общей юрисдикции, входящим в единую судебную систему Российской Федерации, руководствуется при осуществлении правосудия по гражданским и уголовным делам федеральными законами, выносит решения именем Российской Федерации.

Полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей  устанавливаются федеральным законодательством, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей - также законами субъектов Российской Федерации.

Такая конструкция создает  внутренние противоречия, что непременно отразится на деятельности этого  звена судебной власти. По сути, речь идет о передаче части федеральных  полномочий в области осуществления  правосудия в ведение создаваемых в субъектах Российской Федерации органов судебной власти.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, общее количество которых, как и судей, в каждом субъекте Российской Федерации определяется федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта. 

Мировым судьей может  быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, профессиональный стаж работы не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. От сдачи экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей освобождаются лица, проработавшие в должности судьи федерального суда не менее 5 лет.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка. Порядок избрания и срок полномочий мирового судьи устанавливаются законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Но этот срок должен быть не менее 5 лет, с возможностью повторного назначения (избрания).

Что касается проблем финансового обеспечения, то они обусловлены прежде всего неготовностью субъектов принять на себя расходы по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей. Кроме того, неурегулированным остается и вопрос организационного обеспечения их деятельности.

Это связано с тем, что структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются согласно закону субъекта Российской Федерации, его работники являются государственными служащими соответствующего субъекта, в то время как финансирование расходов на заработную плату и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Однако самым значительным все же является вопрос о компетенции мировых судей, содержание которой не соответствует сути мирового судопроизводства. Общеизвестно, что мировая юстиция возникла как средство примирения конфликтующих сторон. Именно поэтому разработчики Устава гражданского судопроизводства 1864 года в статье 70 подчеркивали: «...мировой судья предлагает прекратить дело миром, указывая действительные, по его мнению, к тому способы. Меры склонения тяжущихся к примирению мировой судья обязан принимать и во время производства дела, и только в случае неуспеха приступать к постановлению решения».

Мировой судья единолично рассматривает в первой инстанции такие судебные дела:

- о преступлениях, максимальное наказание за которые не превышает двух лет лишения свободы, за исключением предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом;

- о выдаче судебного приказа (особый институт, присущий российскому гражданскому судопроизводству: представляет собой постановление судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника);

- о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

- иные, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением оспаривания отцовства (материнства), установления отцовства, лишения родительских прав, усыновления (удочерения) ребенка;

- об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

- об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральным законом  от 22.07.2008 №147-ФЗ «О внесении изменений в статью Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского Процессуального кодекса РФ» из категории дел подсудных мировым судьям исключены дела возникающие из трудовых отношений, дела о наследовании имущества, дела возникающие из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, а также дела по имущественным спорам и дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, превышающей сто тысяч рублей.

Мировой судья рассматривает  дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Однако все больше дискуссий вызывает апелляционная система, свидетельствующая о том, что мировой судья - один из элементов единой судебной системы. Между тем все чаще высказывается мнение о том, что мировая юстиция, разбирающая несложные споры, должна представлять собой не низовое звено огромной иерархической структуры федерального судоустройства, а замкнутый организм. Исходя из этого заслуживают внимания высказывания в пользу создания съезда мировых судей, в порядке апелляции пересматривавшего бы дела в полном объеме с установлением новых обстоятельств и доказательств, вызовом в суд всех заинтересованных лиц. По итогам пересмотра съезду надлежало бы утвердить ранее вынесенное решение по делу либо постановить новое.

Серьезным пробелом в  законодательстве является то, что  Закон о мировых судьях не содержит понятие «организационное обеспечение деятельности мировых судей». Отсутствие компетентного государственного органа, который бы занимался организационным обеспечением деятельности мировых судей за счет средств субъектов Федерации, а также законодательного закрепления этой функции привело к тому, что в ряде субъектов возникли проблемы в организации обеспечения деятельности мировой юстиции, что негативно сказывалось на качество судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации и Совет судей Российской Федерации поручили Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации оказать методическую помощь субъектам Федерации в разработке законопроектов, регламентирующих численность мировых судей, порядок их назначения на должность, порядок создания и упразднения судебных участков, а самое главное - создание в субъектах Федерации необходимых организационно-правовых предпосылок для практического ведения института мировых судей.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что внедрение в судебную систему Российской Федерации мировых судей наряду с несомненными достоинствами (приближения суда к населению, значит, снижения нагрузки федеральных судей) обусловило возникновение целого ряда проблем, решение которых возможно только за счет совместных усилий Российской Федерации и ее субъектов.

Институт мировой юстиции  как носитель судебной власти призван  во многом обеспечить доступность, простоту и быстроту судопроизводства, реализовать  те общие тенденции в его развитии, которые наметились с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации.

Мировые судьи активно  включились в процесс осуществления  правосудия в условиях нового экономического и политического строя в России, когда с возникновением рыночных отношений и разделением общества на бедных и богатых резко возросла преступность. Следовательно, причины возрождения института мировых судей в России носят закономерный объективный характер и вызваны развитием общих тенденций совершенствования судопроизводства необходимостью создания качественно новой судебной системы, которая, обладая стабильностью, не зависела бы от политической коньюктуры, от произвола государственных органов и должностных лиц, позволила бы реально обеспечивать права и законные интересы граждан.

 

 

 

2. Актуальные направления повышения эффективности и

качества  работы мировых судей в Тюменской области

 

Целью возрождения института мировой юстиции было, прежде всего обеспечение широких слоев населения доступной судебной защитой, нежели стремление максимально скопировать дореволюционную модель мировых судов либо создать автономные судебные системы субъектов РФ. Как показывает изучение судебной практики, этой цели удалось достичь, причем в рамках целостной общероссийской судебной системы, что само по себе было достаточно трудной задачей.

Представляется, что к  созданию судебных систем субъектов  РФ нужно стремиться, поскольку такой  вариант разрешения вопросов судоустройства соответствует концепции правового демократического и, главное, федеративного государства. Вместе с тем в России в настоящее время вряд ли будут оправданны такие кардинальные перемены. Недопустимо, тем не менее, и построение жестко централизованной судебной системы, а также существенное ограничение полномочий субъектов РФ в анализируемой сфере правового регулирования. Обеспечение единства судебной системы не может исключить необходимости наличия индивидуальных особенностей и признаков в деятельности судов субъектов РФ; иной вариант решения вопросов судоустройства будет противоречить конституционному принципу федерализма, умалит многие достоинства российской мировой юстиции.

Информация о работе Понятие, сущность и правовое регулирование института мировых судей