Понятие, сущность и признаки права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование понятия, сущности и признаков права.
В связи с указанной целью поставлены следующие задачи курсовой работы:
Изучение основных интерпретаций понятия, сущности и признаков права.
Изучение принципов права.
Изучение типов права, правовых семей и их типологии.
Изучение форм и источников права.

Содержание работы

Введение
1 Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права
1.1 Понятие права
1.2 Признаки и сущность права
1.3 Основные принципы права
2 Типы права. Правовые семьи и их типология
2.1 Типы права
2.2 Правовые семьи и их типология
3 Формы права: понятия и виды. Источники права
3.1 Формы права: понятия и виды
3.2 Источники права
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовой работа для ОТП.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);

определения меры свободы личности в обществе (фиксирует  масштабы, границы свободы);

утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры 1.

Суммируя изложенное и учитывая существующие в современной  отечественной и зарубежной научной  литературе мнения, можно предложить следующее определение права, разделяемое  с небольшими расхождениями большинством правоведов, как ученых, так и практиков.

Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества 1.

1.3 Основные принципы  права

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как  специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла (см. Приложение 2) 2.

Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы - это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщенными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преимущественно в конституциях либо важнейших законах.

Принципы выступают  в качестве своеобразной несущей  конструкции, на основе которой создаются  и реализуются не только нормы, институты  или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы.

В зависимости  от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает обще социальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

2) юридическое  равенство граждан перед законом  и судом, провозглашающее равный  правовой статус всех субъектов.

3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство.

4) демократизм,  предполагающий, что в правовых  нормах должны быть закреплены  механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

5) единство прав  и обязанностей, которое выражается  в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

6) федерализм, присущий  только тем правовым системам, которые существуют в федеративных  государствах. Он означает, что в  данном обществе действуют две  системы законодательства - общефедеральная  и региональная;

7) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно.

8) сочетание  убеждения и принуждения - универсальные  методы социального управления, которые свойственны различным  регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Особенности принуждения:

а) более жесткий  метод воздействия права на субъектов;

б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения методом;

в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной  в праве;

г) выступает  не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения  правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Главная задача законодателя - установить оптимальное  сочетание мер принуждения и  убеждения в праве.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют  во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди  них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и  т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве - презумпция невиновности; в трудовом праве - принцип свободы труда; в земельном праве - принцип целевого характера использования земли и т.п.

Принципы нрава  участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового  воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Принципы права  нашли отражение в действующей  Конституции России1, которая стала шагом на пути обеспечения прав и свобод граждан России в соответствии мировыми стандартами.

2 Типы права.  Правовые семьи и их типология

2.1 Типы права

В современном  мире каждое государство имеет свое право, но бывает и так, что в одном  и том же государстве действует  несколько конкурирующих друг с  другом правовых систем. Свое право  имеют и негосударственные образования: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе международные и внешнеторговые отношения. Право - продукт цивилизации, и потому национальная система права, являясь "внутренней картой" национального права, создает "карту мира" права, которая показывает принадлежность ее какой либо правовой семье. "Классификация означает распределение тех или иных национальных систем права по классам (типам) в зависимости от тех или иных критериев"1.

Через сопоставления  и анализ одноименных государственно-правовых институтов, принципов, норм выявляются общие закономерности правового  развития, его направления и этапы.

"Сами нормы  могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж и много"2.

Классификация означает распределение национальных систем, в зависимости от критериев, по типам.

"Национальная  правовая система - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства"3.

Она отражает культурные, экономические, политические особенности  конкретного общества.

Совокупность  национальных правовых систем образует правовую семью. Она основывается на общности структуры права, исторического пути его формирования, общности источников. Своеобразие правовой семьи определяется ее источниками: юридическими, культурно-историческими, духовными (религия, этика).

Категория "правовая семья" служит для обозначения  группы правовых систем объединенной на основе общности источников, структуры  права и других юридических признаков, а так же исторического пути её формирования. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.

В рамках той  или иной возможны более дробные  элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которого входят правовые системы таких стран, как Франция, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое право, и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и другие.

Западные компаративисты при классификации правовых семей  используют различные факторы, начиная  с этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической  техникой и стилем права. В следствие  этого возникло множество различных  классификаций. Мы упомянем три из них:

1. Одна из  самых популярных - классификация  правовых семей, данная Рене  Давидом. Она основана на сочетании  двух критериев: идеологии, включающую  религию, философию, экономические  и социальные структуры, и юридической  техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.

Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англосаксонской, и социалистической. К ним примыкает  остальной юридический мир, который  получил название "религиозные и традиционные системы".

2. А.Х. Саидов  основывает свою классификацию  правовых систем на трех критериях: "во-первых, исторический генезис  правовых норм: во-вторых, система  источников права; в-третьих, структура  правовой системы - ведущие правовые  институты и отрасли права". Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью "общего права", и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических стран Европы, правовые системы социалистических стран Азии, и правовая система республики Куба.

3. Другая классификация  была предложена К. Цвайгертом  и Г. Котцем в книге "Введение  в правовые сравнения в частном  праве", вышедшей в 1971 году. В  основу этой классификации положен  критерий "правового стиля".

"Стиль права"  по мнению авторов, складывается  из пяти факторов: происхождение  и эволюция правовых систем, своеобразие  юридического мышления, специфические  правовые институты, природа источников  права и способы их толкования, идеологические факторы.

На основе этого различаются следующие "правовые круги": романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р. Давида. При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право).

Теперь давайте  рассмотрим подробнее сами правовые семьи (Приложение 3).

2.2 Правовые семьи  и их типология

Семья общего права  включает право Англии и стран  последовавших образцу английского  права. Общее право было создано  судьями, разрешавшими споры между  отдельными лицами. Специфика общего права состоит в том, что в качестве источника права существует огромное количество судебных решений (прецедентов), которые служили образцами для аналогичных дел, которые рассматривались другими судами. Нормы общего права носят казуистический, т. е индивидуальный характер. "Общее право было создано судьями, разрешавшие споры между отдельными лицами. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота - немедленное восстановление статус "кво", а не установление основ социального порядка"1.

 

 

Также, как и  романо-германское право общее право  получило в определенный период широкое  распространение в мире в силу причин колонизации.

В общем праве существует автономизация судебной власти от любой государственной власти, что нашло выражение в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

Романо-германская правовая система. Эта семья включает страны, в которых юридическая  наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты  нормы права, которые рассматриваются  как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали.

Информация о работе Понятие, сущность и признаки права