Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 18:14, реферат
Конституция - это основной закон общества и государства, регулирующий в правовом порядке основы конституционного строя, в том числе конституционную легитимацию государства, и другие фундаментальные институты; статус человека и гражданина; федеративное устройство; механизм государственной власти и местного самоуправления; совершенствование и охрану конституции (конституционной поправки и пересмотр конституции).
Конституция - это основной
закон общества и государства,
регулирующий в правовом
Конституция - это основной
закон государства, выражающий
волю господствующего класса
или всего общества и
Термин “конституция” (с лат. - установление) употреблялся в Древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка “основной закон”, которая теперь часто используется как синоним слова “конституция”.
Конституция в
любом государстве - это правовой
акт высшей юридической силы,
своеобразный признак
Конституция как
основной закон государства
Закрепляя наиболее
важные общественные отношения,
Конституция - прежде
всего юридический документ, основа
государственности, законности
В отличие от
обычных законов, Основной
Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.
По вопросу о
том, в чем состоит сущность
конституции, различные теории
придерживаются неодинаковых
Одним из распространенных
представлений является
Представители теологической
теории видят сущность
Некоторые представители
школы естественного права
Имеются и теории,
отрицающие народный характер
конституции и связывающие ее
сущность с государственной
Марксистско-ленинская
теория, которая являлась
Важной чертой, характеризующей
конституцию, является особый
предмет конституционного
Конституционное
воздействие отличается
Конституцию отличают
и особые юридические свойства.
Они производны от
- в верховенстве конституции;
- в ее высшей юридической силе;
- в ее роли как
ядра правовой системы
- в особой охране конституции;
- в особом порядке
принятия и пересмотра
В Конституции Республики Беларусь записано, что она - унитарное, демократическое, социально - правовое государство. Далее указано, что Беларусь суверенна, обладает верховенством и полнотой власти на всей территории, самостоятельно осуществляет внешнюю и внутреннюю политику.
Унитарное государство имеет
единые центральные органы власти и
единое законодательство. Помимо унитарных,
могут существовать и федеративные
государства, в которых кроме
центральных действуют и
Демократическое государство отличается тем, что в нем обеспечивается народовластие, политический и идеологический плюрализм, осуществляется принцип разделения властей, существует местное самоуправление, имеются различные формы собственности. Народовластие является основным принципом демократии, в ст. 3 конституции записано, что народ - единственный источник власти. Раз в 4 года происходят выборы в Палату представителей Национального Собрания и местные Советы депутатов. Граждане выбирают из нескольких кандидатов тех, кто, по их мнению, наиболее оптимально представит интересы народа во власти. Раз в пять лет осуществляются выборы президента. В конституции указано, что в стране существует политический и идеологический плюрализм. Это доказывается существованием политических партий и общественных организаций, имеющих различные, зачастую альтернативные друг другу идеологии, которые можно свободно проповедовать. В настоящий момент в республике насчитывается 17 политических партий и около 2400 общественных объединений самых различных направлений.
Правовое государство
имеет принципом верховенство права,
что и отражено в ст. 7 Конституции
Республики Беларусь. В правовом государстве
все политические институты и
др. действуют в рамках конституции
и принятых в соответствии с ней
нормативных актов. Также в конституции
прописан принцип разделения властей.
Обычно власть разделена на три ветви:
законодательную, исполнительную и
судебную. Разделение не позволяет
ветвям власти дублировать функции,
блокирует возможность
Суверенитет государства
показывает, что государство обладает
всей полнотой власти на своей территории
и самостоятельно проводит свою внешнюю
и внутреннюю политику. При этом
государство может вступать в
различные союзы или
На протяжении истории развития Беларуси как суверенного независимого государства было принято пять конституций.
Первая Конституция
Все предыдущие конституции
в той или иной степени закрепляли
такую организацию
В конце 80-х — начале 90-х годов в общественном сознании с новой силой встала проблема обретения республиками бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть и др. Совершенно иначе стали восприниматься ценности демократии, права и свободы граждан, роль государства в их обеспечении.
Огромное значение для принятия пятой Конституции имела Декларация Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете, положения которой учитывались при подготовке проекта.
Конституционная комиссия,
созданная Верховным Советом
летом 1990 г.. внесла в ноябре 1991 г. на
рассмотрение седьмой сессии Верховного
Совета подготовленный проект новой
Конституции республики. В процессе
подготовки проекта для рассмотрения
на седьмой сессии было изучено около
пятисот поступивших
11 ноября 1991 г. Верховный
Совет принял постановление по
проекту Конституции
Предложения и замечания стали регулярно поступать в Конституционную комиссию, ее рабочую группу, где они систематически анализировались и, если заслуживали того, включались в проект. Много интересных предложений, критических замечаний было высказано на страницах печати. По непринятым предложениям и замечаниям указывались мотивы невключения в текст. В Конституционную комиссию поступило несколько авторских проектов Конституции, и хотя они не составили достойной альтернативы официальному проекту, некоторые идеи их авторов были восприняты Безусловно, обсуждение проекта новой Конституции принципиально отличалось от аналогичного обсуждения Конституции 1978 г.
Информация о работе Понятие, сущность и роль Конституции в обществе