Понятие, сущность и роль Конституции в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 18:14, реферат

Описание работы

Конституция - это основной закон общества и государства, регулирующий в правовом порядке основы конституционного строя, в том числе конституционную легитимацию государства, и другие фундаментальные институты; статус человека и гражданина; федеративное устройство; механизм государственной власти и местного самоуправления; совершенствование и охрану конституции (конституционной поправки и пересмотр конституции).

Файлы: 1 файл

Понятие.docx

— 31.09 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие, сущность и роль Конституции в обществе.

 

 

 Конституция - это основной  закон общества и государства,  регулирующий в правовом порядке  основы конституционного строя,  в том числе конституционную  легитимацию государства, и другие  фундаментальные институты; статус  человека и гражданина; федеративное  устройство; механизм государственной  власти и местного самоуправления; совершенствование и охрану конституции  (конституционной поправки и пересмотр  конституции).

 Конституция - это основной  закон государства, выражающий  волю господствующего класса  или всего общества и закрепляющий  основы общественного и государственного  строя, права и свободы человека  и гражданина. Конституция очерчивает  круг функций государства, устанавливает  основы его отношений с человеком  и обществом.

Термин “конституция” (с  лат. - установление) употреблялся в  Древнем Риме для обозначения  одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка “основной закон”, которая теперь часто используется как синоним  слова “конституция”.

   Конституция в  любом государстве - это правовой  акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности,  юридический фундамент государственной  и общественной жизни, главный  источник национальной системы  права.

   Конституция как  основной закон государства учреждает  политическую форму существования  общества, систему государственных  органов, устанавливает порядок  их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы  человека и гражданина.

   Закрепляя наиболее  важные общественные отношения,  принципиальные положения и основополагающие  устои общества, политическую форму  его существования, конституция  служит правовой базой для  текущего законодательства. В этом  законодательстве преломляются, раскрываются  и конкретизируются положения  конституции. Причем, важно подчеркнуть,  что оно не может и не  должно “развивать” или дополнять  конституцию. Соответствуя Основному  закону государства, текущее законодательство  наполняет его положения конкретным  со- держанием. При этом конституционные  нормы сохраняют свою определенность  и высшую юридическую силу  по отношению к нормам текущего  законодательства.

   Конституция - прежде  всего юридический документ, основа  государственности, законности и  правопорядка. Именно в этом качестве  она составляет предмет науки  конституционного права.

   В отличие от  обычных законов, Основной закон  государства характеризуется стабильностью  и долговечностью. Эти качества  конституции обусловлены двумя  обстоятельствами. Во-первых, в силу  абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.

Если понятие конституции  определяет те общие черты, которые  выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции  связано с познанием ее глубинной  природы, с решением вопроса о  том, чью волю конституция выражает.

   По вопросу о  том, в чем состоит сущность  конституции, различные теории  придерживаются неодинаковых взглядов.

   Одним из распространенных  представлений является трактовка  сущности конституции как общественного  договора. Предполагается, что все  члены общества заключили договор,  воплощенный в конституции, о  том, на каких основах учреждается  данное общество, по каким правилам  оно живет. Согласно таким концепциям  конституция есть выражение суверенитета  народа, проявление его единой  воли.

   Представители теологической  теории видят сущность конституции  в воплощении в ней божественных  предписаний человеческому обществу  о правилах жизни и считают,  что в конституции выражаются  идеи высшей справедливости, разума.

   Некоторые представители  школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается  в воплощении в ней многовекового  опыта, постепенно складывающихся  традиций данного народа. Только  такие конституции обладают учредительным  характером, в отличие от “революционных”  конституций, которые составляются  в кабинетах, исходя из чисто  умственных представлений и заимствования  чужого опыта.

   Имеются и теории, отрицающие народный характер  конституции и связывающие ее  сущность с государственной волей.  Конституция при этом рассматривается  как самоограничение государственной  власти: поскольку возможности государственной  власти безграничны, то, чтобы  не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает  и закрепляет пределы этого  ограничения в конституции.

   Марксистско-ленинская  теория, которая являлась теоретической  основой советской государственно-правовой  науки, усматривала сущность конституции  в том, что она выражает волю  не всего общества, не всего  народа, а только волю господствующего  класса, то есть является классовой  по своей сущности.

   Важной чертой, характеризующей  конституцию, является особый  предмет конституционного регулирования,  то есть специфика того слоя  общественных отношений, которые  она регулирует и закрепляет.

   Конституционное  воздействие отличается всеохватывающим  характером, чего не имеет никакой  другой нормативный правовой  акт. Конституция затрагивает  все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную  и другие, регулируя в этих  сферах базовые, фундаментальные  основы общественных отношений.

   Конституцию отличают  и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных  выше сущностных черт и выражаются:

   - в верховенстве  конституции;

   - в ее высшей  юридической силе;

   - в ее роли как  ядра правовой системы государства  и системы права;

   - в особой охране  конституции;

   - в особом порядке  принятия и пересмотра конституции,  внесения в нее поправок.

 

 

 

 

  1. Конституционные основы государственного и общественного устройства в Республике Беларусь

 

 

В Конституции Республики Беларусь записано, что она - унитарное, демократическое, социально - правовое государство. Далее указано, что  Беларусь суверенна, обладает верховенством  и полнотой власти на всей территории, самостоятельно осуществляет внешнюю  и внутреннюю политику.

Унитарное государство имеет  единые центральные органы власти и  единое законодательство. Помимо унитарных, могут существовать и федеративные государства, в которых кроме  центральных действуют и региональные органы власти и законодательство, отличающееся от центрального в силу того, что часть территории государства  обладает этнической или другой спецификой. Республика Беларусь слишком мала по территории, чтобы представлять из себя федерацию, кроме того, республика практически моноэтнична, т.е. национальные меньшинства представляют достаточно небольшой процент населения  страны.

Демократическое государство  отличается тем, что в нем обеспечивается народовластие, политический и идеологический плюрализм, осуществляется принцип  разделения властей, существует местное  самоуправление, имеются различные  формы собственности. Народовластие  является основным принципом демократии, в ст. 3 конституции записано, что  народ - единственный источник власти. Раз в 4 года происходят выборы в  Палату представителей Национального  Собрания и местные Советы депутатов. Граждане выбирают из нескольких кандидатов тех, кто, по их мнению, наиболее оптимально представит интересы народа во власти. Раз в пять лет осуществляются выборы президента. В конституции  указано, что в стране существует политический и идеологический плюрализм. Это доказывается существованием политических партий и общественных организаций, имеющих различные, зачастую альтернативные друг другу идеологии, которые можно  свободно проповедовать. В настоящий  момент в республике насчитывается 17 политических партий и около 2400 общественных объединений самых различных направлений.

Правовое государство  имеет принципом верховенство права, что и отражено в ст. 7 Конституции  Республики Беларусь. В правовом государстве  все политические институты и  др. действуют в рамках конституции  и принятых в соответствии с ней  нормативных актов. Также в конституции  прописан принцип разделения властей. Обычно власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и  судебную. Разделение не позволяет  ветвям власти дублировать функции, блокирует возможность соединения всей полноты власти в одних руках, позволяет действовать в пределах своей компетенции и уравновешивать друг друга.

Суверенитет государства  показывает, что государство обладает всей полнотой власти на своей территории и самостоятельно проводит свою внешнюю  и внутреннюю политику. При этом государство может вступать в  различные союзы или соглашаться  с мнением других государств, однако это не говорит о несамостоятельности  политики. Несамостоятельность может  быть выражена в подчинении рекомендациям  других стран в ущерб своим  государственным интересам, ведении  политики, выгодной в первую очередь  не самому государству, а его союзникам  или партнерам. Одним из признаков  суверенитета является наличие института  гражданства, возможность иметь  собственные вооруженные силы, спецслужбы, органы охраны правопорядка, финансовую систему, а кроме того контролировать всю свою территорию и иметь государственные  символы.

 

 

  1. История конституцинно-правового развития Республики Беларусь.

 

На протяжении истории  развития Беларуси как суверенного  независимого государства было принято  пять конституций.

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята I съездом Советов Белоруссии 3 февраля 1919г. Вторая Конституция БССР утверждена VIII Всебелорусским съездом  Советов 11 апреля 1927 г. Третья принята 19 февраля 1937 г. вторым Чрезвычайным съездом  Советов БССР. Четвертая Конституция (Основной Закон) БССР принята 14 апреля 1978 г внеочередной девятой сессией  Верховного Совета девятого созыва. В  этих конституциях проявлялся принцип  преемственности, то есть многие положения  воспринимались вновь принимаемыми конституциями: формы органов государственной  власти, суда, прокуратуры; вхождение  БССР в качестве субъекта федерации  СССР и др.

Все предыдущие конституции  в той или иной степени закрепляли такую организацию государственной  власти, которая имела явно выраженный тоталитарный аспект. Начиная с 1989 г. прежнюю Конституцию приходилось  беспрерывно обновлять, причем не только ее отдельные статьи, но и разделы, главы. Особенно это коснулось основ  общественного строя, положений, относящихся к организации и деятельности органов государственной власти, статуса политических организаций. Раздел, посвященный правам и свободам, также необходимо было принципиально совершенствовать.

 

В конце 80-х — начале 90-х  годов в общественном сознании с  новой силой встала проблема обретения  респуб­ликами бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии  одной партии на власть и др. Совершенно иначе стали восприниматься ценности демократии, права и свободы граждан, роль государства в их обеспечении.

Огромное значение для  принятия пятой Конституции имела  Декларация Верховного Совета Республики Бела­русь о государственном  суверенитете, положения которой  учитывались при подготовке проекта.

Конституционная комиссия, созданная Верховным Советом  летом 1990 г.. внесла в ноябре 1991 г. на рас­смотрение седьмой сессии Верховного Совета подготовленный проект новой  Конституции республики. В процессе подготовки проекта для рассмотрения на седьмой сессии было изучено около  пятисот поступивших предложений  и замечаний, из которых более  сотни было учтено.

11 ноября 1991 г. Верховный  Совет принял постановление по  проекту Конституции Республики  Беларусь. Основные положения проекта  были одобрены. Решено было опубликовать  проект в печати для обсуждения  на­родом, а исполнительно-распорядительным  органам местных Советов депутатов  поручено обеспечить тщательный  учет и обобщение предложений  и замечаний, внесенных по проекту  трудовыми коллективами, общественными  объединениями, гражданами, и направлять  их не позднее первого и  пятнадцатого числа каждого месяца  в Верховный Совет Республики  Беларусь. Итоги обсуждения проекта  Основного Закона должны освещаться  республиканскими средствами массовой  информации. В постановлении дано  поручение Конституционной комиссии  доработать проект Конституции  с учетом предложений и замечаний,  высказанных депутатами Верховного  Совета Республики Беларусь, а  также поступивших в ходе народного  обсуждения, и вынести его на  рассмотрение сессии Верховного  Совета.

Предложения и замечания  стали регулярно поступать в  Конституционную комиссию, ее рабочую  группу, где они систематически анализировались  и, если заслуживали того, включались в проект. Много интересных пред­ложений, критических замечаний было высказано  на страницах печати. По непринятым предложениям и за­мечаниям указывались  мотивы невключения в текст. В  Конституционную комиссию поступило  несколько автор­ских проектов Конституции, и хотя они не составили достойной  альтернативы официальному проекту, некоторые  идеи их авторов были восприняты Безусловно, обсуждение проекта новой Конституции  принципиально отличалось от аналогичного обсуждения Конституции 1978 г.

Информация о работе Понятие, сущность и роль Конституции в обществе