Понятие, сущность и роль Конституции в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 18:14, реферат

Описание работы

Конституция - это основной закон общества и государства, регулирующий в правовом порядке основы конституционного строя, в том числе конституционную легитимацию государства, и другие фундаментальные институты; статус человека и гражданина; федеративное устройство; механизм государственной власти и местного самоуправления; совершенствование и охрану конституции (конституционной поправки и пересмотр конституции).

Файлы: 1 файл

Понятие.docx

— 31.09 Кб (Скачать файл)

Сейчас какого-либо давления сверху по поводу обсуждения проекта  гражданами, трудовыми коллективами не было. Это привело к тому, что  значительно больше было конкретных предложений. Они касались основ  конститу­ционного строя, прав и  свобод граждан, системы органов  государственной власти и др. Со стороны руководства Верховного Совета было высказано лишь пожелание  местным органам государственной  власти провести сессии, где и обсудить проект новой Конституции. В результате выполнения этой работы много интересных идей посту­пило от местных Советов  депутатов.

Следует отметить, что в  конце 1991 г. и в 1992 г. произошло много  изменений, которые повлияли на темпы  и содержание работы над проектом нового Основного Закона Беларуси. Как известно, 25 августа 1991 г.  Деклара­ции  о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, нормы которого обладали даже более высокой юридической силой, чем Конституция 1978 г.  Декларация, как было записано в ст. 12,  является основой для разработки новой  Конституции. 8 декабря 1991 г. было заключено  Соглашение о создании Содружества  Независимых Государств. К десятой  сессии проект дважды публиковался для  народного обсуждения (в декабре 1991г. после обсуждения на седьмой  сессии и в августе 1992 г. с учетом замечаний, высказанных в ходе народного  обсуждения). Опубликование проекта  для обсуждения оживило дискуссию  в обществе по Основному Закону страны. В Конституционную комиссию к  десятой сессии поступило более  семи тысяч предложений и замечаний  граждан, высказавших их в печати, но радио, телевидению, на собраниях  и в письмах. Несмотря на отдельные  критические замечания, большинство  лиц и органов, высказавших свои замечания в целом одобрительно отнеслись к проекту.

Постановлением   Верховного   Совета  от   5   февраля 1993 г. было поручено Конституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения доработать проект Конституции с  учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами.

Историческое решение  — принятие новой Конституции, к  которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г. При кворуме  для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 307, проголосовали: за — 236, против — 6, воздержалось —8, не голосовало — 57. В этот же день был  принят конституционный закон о  порядке вступления в силу Конституции  Республики Беларусь. При кворуме  для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 297, проголосовали: за — 237, против — 4, воздержалось — 13, не голосовало — 43.

Законом о порядке вступления в силу Конституции ее подписание поручено Председателю Верховного Совета Республики Беларусь. Это было сделано  в торжественной обстановке на заседании  Президиума Верховного Совета 28 марта 1994 г. 30 марта 1994 г. Конституция была опубликована в республиканских газетах и с этого дня она вступила в действие. 15 марта — день принятия Конституции — объявлен праздничным днем.

Двухлетний опыт применения положений Конституции показал  неоднозначность ее понимания различными государственными органами. Возникла потребность не только в более  четком разграничении полномочий между  органами государства, но и уточнении  многих прав и свобод граждан. С этой целью на республиканский референдум от 24 ноября   1996 г.  Президентом  и некоторыми фракциями   Верховного   Совета  Республики   Беларусь были предложены два самостоятельных  проекта новой редакции Конституции  1994 г. В результате народного голосования  был поддержан проект, предложенный Главой государства.

 

 

  1. Структура Конституции Республики Беларусь.

 

 

Под структурой Конституции  понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается  определённая система группировки  однородных конституционных норм в  разделы, главы и последовательность их расположения.

Структура Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и  дополнениями)

- Преамбула (Закрепляет  основания принятия Конституции,  цели и задачи, которые желает  достичь посредством её принятия  белорусский народ)

- Основная часть:

- 9 разделов:

- 1. Основы конституционного  строя

- 2. Личность, общество, государство

- 3. Избирательная система.  Референдум

- 4. Президент, Парламент,  Правительство, Суд

- 5. Местное управление  и самоуправление

- 6. Прокуратура. Комитет  государственного контроля

- 7. Финансово-кредитная система  Республики Беларусь

- 8. Действие Конституции  Республики Беларусь и порядок  её изменения

- 9. Заключительные и переходные  положения

- 8 глав

- 146 статей

 

 

  1. Конституционные права и свободы граждан Республики Беларусь.

 

 

В содержательной части в  области прав человека конституция  РБ соответствует международным  правовым стандартам. Она воплотила  в себе полный набор общепринятых прав и свобод человека, закреплённых в международных пактах и предусмотрела необходимые гарантии их реализации. Правовой статус гражданина РБ определяется в разделе 2 Конституции – «Личность, общество, государство». В нём можно выделить 3 основные части:

1. Общие положения правового  статуса личности

2. Права, свободы и  обязанности граждан

3. Обязательства со стороны  государства по реализации прав  и свобод человека.

 В статье 21 Конституции  обеспечение прав и свобод  граждан РБ объявляется высшей  целью государства. Другим принципиальным  положением Конституцием в области  прав человека является признание  в ней равенства всех перед  законом и права каждого без  всякой дискриминации на равную  защиту прав и законных интересов  (ст. 22). Согласно статье 23 Конституции,  права и свободы личности могут  быть ограничены только в случаях,  предусмотренных законом, в интересах  национальной безопасности, общественного  порядка, защиты морали, здоровья  населения, прав и свобод других  лиц.

 

 Гражданские права  и свободы, закреплённые в Конституции  РБ:

 • право на жизнь  (ст. 24)

 • обеспечение государством  свободы, неприкосновенности и  достоинства личности (ст. 25)

 • право на презумпцию  невиновности (ст. 26)

 • никто не должен  принуждаться давать показания  и объяснения против самого  себя, членов семьи, близких родственников  (ст. 27)

 • право на защиту  от незаконного вмешательства  в личную жизнь, в том числе  от повягательств на тайну  корреспонденции, телефонных и  иных сообщений, на честь и  достоинство (ст. 28)

 • право на неприкосновенность  жилища и других законных владений (ст. 29)

 • право свободно  передвигаться и выбирать местожительство  в пределах Республики Беларусь, покидать её и беспрепятственно  возвращаться назад (ст. 30)

 • право самостоятельно  определять своё отношение к  религии, лично или совместно  с дргии исповедовать любую  религию или не исповедовать  никакой, выражать и распространять  убеждения, сязанные с отношением  к религии, участвовать в отправлении  религиозных культов, ритуалов, обрядов,  не запрещённых законом (ст. 31)

 • право по достижению  брачного возраста на добровольной  основе вступать в брак и  создавать семью (ст. 32)

 

 Политические права  и свободы, закреплённые в Конституции  Республики Беларусь. Согласно статье 33 Основного Закона, каждому гарантируется  свобода взглядов, убеждений и  их свободное выражение. Никто  не может быть принуждён к высказыванию своих убеждений или отказу от них. Специально оговорено, что не допускается монополизация средств масовой информации государством, общественными объёдинениями или отдельными гражданами, а также цензура.

 • право на получение,  хранение и распространение полной, достоверной и своевременной  информации о детельности государственных  органов, общественных объединений,  о политической, экономической и  международной жизни, состоянии  окружающей среды (ст. 34)

 • свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций  и пикетирования, не нарушающих  правопорядка и прав других  граждан (ст. 35). Порядок проведения  указанных мероприятий определяется  специальным законом.

 • право на свободу  объединений (ст. 36)

 • право участвовать  в решении государтвенных дел  как непосредственно, так и  через свободно избранных представителей (ст. 37)

 • право свободно  избирать и быть избранными  в государственные органы на  основе всеобщего равного, прямого  избирательного права при тайном  голосовании (ст. 38)

 • право равного  доступа к любым должностям  в государственных органах (ст. 39)

 • право направлять  личные или коллективные обращения  в государственные органы (ст. 40)

 

 Социально-экономические  права и свободы, закреплённые  в Конституции РБ:

 • право на труд; право на защиту своих экономических  и социальных интересов, ключая  право на объединение в профессиональные  союзы, заключение коллективных  договоров и право на забастовку (ст. 41)

 • право на вознаграждение  за выполненную работу в соответствии  с её количеством, качеством  и общественным значением (ст. 42)

 • право трудящихся  на отдых (ст. 43)

 • право на собственность  (ст. 44)

 • право на охрану  здоровья, включая бесплатное лечение  в государственных учрежденияхздравоохранения (ст. 45)

 • право на благоприятную  окружающую среду (ст. 46)

 • право на социальное  обеспечение в старости, в случае  болезни, инвалидности, потери трудоспособности, потери кормильца и в других  случаях, предусмотренных законом  (ст. 47)

 • право на жильё  (ст. 48)

 

 Социально-культурные  права и свободы, закреплённые  в Конституции РБ:

 • право на образование  (ст. 49)

 • право сохранять  свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком, выбирать язык общения (ст. 50)

 • свобода художетвенного, научного, технического творченства  и преподавания. Интеллектуальная  собственность охраняется законом  (ст. 51)

 Основные обязанности  граждан Республики Беларусь:

 • Соблюдать Конституцию  Республики Беларусь, законы и  уважать национальные традиции (ст. 52)

 • Уважать достоинство,  права, свободы, законные интересы  других лиц (ст. 53)

 • Беречь историко-культурное  наследие и другие культурные  ценности (ст. 54)

 • Охрана природной  среды - долг каждого (ст. 55)

 • Принимать участие  в финансировании государственных  расходов путём уплаты государственных  налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56)

 • Защита Республики  Беларусь - обязанность и священный  долг каждого гражданина Республики  Беларусь (ст. 57)

 Конституционные гарантии  прав и свобод граждан Республики  Беларусь:

 • В статье 58 подчёркивается, что никто не может быть  принуждён к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией  и её законами, либо к отазу  от своих прав. Государство обязуется  принимать все доступные ему  меры для создания внутреннего  и международного порядка, необходимого  для осуществления прав и свобод  граждан Беларуси (ст. 59).

 • Государственные  органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение  государственных функций, обязаны  в пределах своей компетенции  принимать необходимые меры для  осуществления и защиты прав  и свобод личности. Граждане Ресублики  Беларусь имеют право обращаться  в суд. В судебном порядке  можно потребовать компенсацию  имущественного вреда, а также  и материльное возмещение морального  вреда (ст. 60).

 • Каждый вправе  в соответствии с международными  актами, ратифицированными Республикой  Беларусь, обращаться в международные  организации с целью защиты  своих прав и свобод, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты (ст. 61).

 • Каждый имеет  право на юридическую помощь  для осуществления и защиты  прав и свобод, в том числе  право пользоваться в любой  момент помощью адвокатов и  других своих представителей  в суде, иных государственных  органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях,  организациях и в отношениях  с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом,  юридическая помощь оказывается  за счёт государственных средств  (ст. 62).

 • Осуществление предусмотренных  Конституцией прав и свобод  личности может быть приостановлено  только в случаях чрезвычайного  или военного положения в порядке  и пределах, определённых Конституцией  и законом. При осуществлении  особых мер в период чрезвычайного  положения не могут ограничиваться  следующие права: право на жизнь,  право на презумпцию невиносности, право на свободу совести, никто  не должен подвергаться пытками, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ст. 63).

 • Согласно статье 11 Конституции, иностранные граждане  и лица без гражданства на  территории Беларуси пользуются  правами и свободами и исполняют  обязанности наравне с гражданами  Республики Беларусь, если иное  не определено Конституцией, законами  и международными договорами.

~ ~


Информация о работе Понятие, сущность и роль Конституции в обществе