Понятия и признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Основная цель настоящей работы – раскрытие понятия и принципов правового государства. Соответственно предпринимается попытка осветить существующие в отечественной юридической литературе мнения и взгляды и систематизировать комплекс новых законов и юридических норм.
В соответствии с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, признаки и принципы правового государства;
2. Рассмотреть права человека и гражданина, их виды, законодательное закрепление. Обеспечение и гарантии в правовом государстве
3. Проанализировать формирование правового государства на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, признаки и принципы правового государства 5
2. Права человека и гражданина, их виды, законодательное закрепление. Обеспечение и гарантии в правовом государстве 12
3. Формирование правового государства на современном этапе 18
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 55.63 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации гарантируется  государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Решения и действия (или  бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46). Никто не может быть лишен  права на рассмотрение его дела в  том суде и тем судьей, к подсудности  которых оно отнесено законом (ст.47, ч.1). При этом Конституция впервые  вводит в судебную практику новый  институт – присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его  дела судом с участием присяжных  заседателей (ст.123, ч.4).

В реальной жизни повсеместно  нарушаются права и свободы, это  выражается в: нарушении международных  актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства  граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях  экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и  свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права  и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко  происходит вопиющее нарушение самых  элементарных прав и свобод.

Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека – это преступления геноцида, различные способы рассовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также  преступления против человечества.

Взаимная ответственность  личности и государства – неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве  признается только ответственность  гражданина перед государством. Оно  как бы дарует ему права и свободы  и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных  органов и должностных лиц  перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность  обретает реальный характер только при  наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения  к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан  и предусматривающих жесткие  санкции за это (ст. ст.41 ч. 3, 52, 53 Российской Федерации).

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное  положение, в соответствии с которым  властные структуры государства  обязаны обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).

3. Формирование  правового государства на современном  этапе

Итак, Россия была долгое время  типичным традиционным обществом. По мнению В.С.Степина, она переходила на путь техногенного развития благодаря процессам  модернизации, которые предполагали прививки западного опыта на традиционалистскую почву. Наиболее важными вехами на этом пути были реформы Петра I и Александра П. Большевистская революция и советская  эпоха, решившие задачу ускоренного  индустриального развития страны, также  могут быть рассмотрены в качестве особой, "догоняющей модернизации". В такие эпохи происходило  особенно активное заимствование элементов  западной культуры, прежде всего науки, технологии и обеспечивающей их системы  образования.

Что же касается политического  строя России, то при всех его  изменениях он всегда был далек от идеалов демократии и прав человека. Каждая "догоняющая модернизация" проводилась сильной деспотической  властью, насильственно насаждавшей  нормы, привычки, способы деятельности, которые были чаще всего чужды  устоявшимся стереотипам народного  сознания. "Догоняющие модернизации" сопровождались видоизменением этих стереотипов, и в то же время сохраняли, воспроизводили их некоторое сохраняющееся ядро. В России никогда народ не чувствовал себя и не осознавал себя живущим  в едином для всех правовом поле, и, конечно же, не верил в правовое государство. Привычную для России систему бесправия народ характеризовал в известных поговорках: "с  сильным не судись, с богатым не рядись", "закон, что дышло" и  т.д.

В советский период также  не было создано предпосылок формирования правового государства. Система  политической юстиции, практика массовых репрессий, нарушения конституции  во имя политической целесообразности и т.п. – все это выступало  явным антиподом правовому обществу.

Идея правового государства  и соблюдения прав человека возникла в среде интеллигенции и выступала  в форме альтернативы господствующей идеологии советской эпохи. В  период перестройки эта идея стала  лозунгом борьбы с партократией. Однако путь от идеи до ее практической реализации оказался чрезвычайно непростым.

В настоящее время Россия стремится к тому, чтобы стать  демократической державой. Во всех сферах общественного бытия приходят сложные и противоречивые процессы. Все более очевидны как позитивные результаты перемен, так и сопровождающие их негативные явления, отголоски тоталитаризма. Это находит, по сути, зеркальное отражение  в делах с правами человека – универсальном демократическом  институте, выработанном за столетия цивилизованным человечеством. И хотя сегодня в  России они подвергаются серьезным  испытаниям, они звучат все ярче. Население и власть утверждаются в мысли, что права человека есть неотъемлемые возможности жизнедеятельности  человека, вытекающие из его природы. Права, определяя меру свободы людей, все более осознаются как источник прогресса и удовлетворения важнейших  индивидуальных потребностей и интересов  в их гармоничном сочетании с  общественными.

При сложившихся общих  весьма демократических законодательных  реалиях и тенденциях воплощения в жизнь прав и свобод человека остается ряд проблем соотношения  внутригосударственного законодательства и международных положений о  правах человека, адекватного понимания  таких положений и их практического  применения. Как справедливо отмечено, едва ли сегодня можно обнаружить какую-либо национальную систему, которая  идеально бы взаимодействовала с  международным правом, но расстояния, отделяющие разные государства в  этом плане, неодинаковы. Сложность  проблемы для России в значительной мере вызвана относительной новизной ситуации, поскольку действие международного права на территории СССР допускалось  лишь в виде исключения.

По мнению авторитетных ученых, непосредственно занимающихся правозащитной  работой, эффективность конституционной  формулировки о примате международного права над внутригосударственным  станет реальностью только при создании государственно-правового механизма  его реализации. Возникающие в  правоприменительной практике споры  о соответствии норм одного нормам другого должны рассматриваться  в широком плане Конституционным  Судом России и в частных ситуациях  обычными судами всех уровней. В нашем  государстве все еще издаются сотни нормативных актов, тем  или иным образом затрагивающие  права и законные интересы личности. Таким актам следует придавать  обязательную юридическую силу только после правовой экспертизы на предмет  соответствия не только законодательству страны, но и нормам международного права. В свою очередь, если международными соглашениями права и свободы  личности признаются или закрепляются в меньшем объеме, нежели в российском законодательстве, то они не должны умаляться правоприменителем подданным  предлогом.

Для сегодняшней России, пожалуй, самая сложная проблема: как создать правовое государство  и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она  не над правом, не над народом, а  подчиняется праву. Какие-то шаги сделаны  последнее десятилетие. Например, первое лицо в государстве стало объектом публичной критики. Это очень  важно, потому что в правовом государстве  к нему должны относиться не как  к святому, который Богом дан, а как к нанятому чиновнику, который  должен хорошо выполнять свои функции, и, если он плохо их выполняет, надо его критиковать.

Важным шагом является и создание основ разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Но самое трудное состоит в  формировании и поддержке в массовом масштабе реальных образцов правового  поведения граждан. И в этом процессе важны не только государственно-правовые акции (в том числе и неукоснительное  наказание за правонарушения), но и  социальная поддержка образцов правового  поведения общественными объединениями  граждан.

Образцы поведения и деятельности в любой культуре выступают основной формой трансляции социального опыта, формирования и воспроизводства  традиции. И если посмотреть на реальные образцы поступков, приводивших  к материальному и социальному  успеху людей в последние годы, то в большой своей массе они  вряд ли подходят под идеал правового  поведения. Мы не создали правового  общества. Реально – это было довольно противоречивое соединение авторитаризма  с анархией и формированием клановых интересов.

При советской власти не было и гражданского общества. В  то время у нас была не только структура государственно-партийной  регуляции социальной жизни (государственные  органы, парткомы, профсоюзы и различные  официальные общественные организации, контролируемые партией), но и структуры, регулирующие жизнь трудовых коллективов  посредством неписанных правил и  стандартов поведения, во многом воспроизводящих хотя и в особой, модифицированной форме некоторые традиции русской общинной жизни. То, что именовалось социалистическим производственным коллективом, было не только производственным объединением людей, но и особой системой неформального общения, когда люди после работы общались, чаевничали, выпивали, обсуждали домашние и политические ситуации, помогали друг другу в переездах на новую квартиру, в похоронах близких, отмечали юбилеи и т.д. У нас не было жесткого разграничения между работой и внерабочей жизнью. Недаром бытовала шутка, что в России, в отличие от Запада, на работе обсуждают домашние дела, а дома говорят о работе. Важно выяснить, предполагает ли гражданское общество разрушение этих прежних форм солидарности, или же оно может вырастать, опираясь на эти формы и модифицируя их.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается  также вместе с формированием  гражданского общества и требует  целенаправленных усилий. Правовое государство  не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической  конституцией) и не может стать  результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически  пережит обществом, если оно для  этого созрело.

Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной  законодательной системы, способной "связать" государство, к формированию которой мы всего лишь приступили, – задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической  и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной  собственности, неизбежно требующей  жесткой административно-командной  власти, правовое государство в принципе невозможно.

Вместе с тем нельзя думать, что чисто механическое заимствование  сугубо западных идей (а идея правового  государства западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, этого, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые  теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся  невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических  традиций, чиновничье-аппаратным засильем.

Если и можно для  России признать пригодной концепцию  правового государства западного  образца, то, разумеется, с целым  рядом оговорок, учитывая отношение  россиян к праву как к социальному  инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую "природную" правовую активность и инициативу.

С другой стороны, не абсолютизируя  роль права, следует "реальнее" относиться и к самой идее правового государства, ибо "в действительности политическая власть всегда стремится вырваться  из правовых рамок и "правовое государство" – это скорее идеальный тип...".

Таким образом, ставя задачу формирования правового государства  в российском обществе, мы не должны идеализировать, а тем более копировать устоявшуюся на современном Западе модель правового государства. Разработка концепции правового государства  как наиболее полно соответствующей  обществу цивилизованной формы организации  политической государственной власти предполагает не только отрицание устоявшихся  догм, но и использование общечеловеческих ценностей при анализе путей  формирования в обществе устойчивого  правопорядка, законности и конституционности, места и роли правоохранительных органов в системе расширяющегося народного самоуправления, утверждение во всех сферах жизни плюрализма мнений и суждений, словом, обеспечение всестороннего развития личности в условиях социальной справедливости.

Главное в итоге – какое  место занимает человек в системе  ценностей того или иного государственного или общественного строя, какие  реальные возможности ему предоставлены  обществом, какими правами он пользуется, какое качество жизни ему обеспечивается. Именно данные критерии определяют преимущества и перспективы той или иной социально-политической системы. Это  особенно актуально в современных  условиях изменяющегося с космической  скоростью мира, когда в нашем  обществе в процессе его обновления все более остро встает проблема гуманизации системы общественно-политических отношений.

Многие вопросы, связанные  с формированием правового государства, останутся без ответа, если мы не определимся: какова роль личности в  этих процессах; что нужно сделать, чтобы освободить ее от чрезмерной опеки; какие существуют противоречия между личностью и государством и каков механизм их разрешения.

Информация о работе Понятия и признаки правового государства