Понятия и признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Основная цель настоящей работы – раскрытие понятия и принципов правового государства. Соответственно предпринимается попытка осветить существующие в отечественной юридической литературе мнения и взгляды и систематизировать комплекс новых законов и юридических норм.
В соответствии с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, признаки и принципы правового государства;
2. Рассмотреть права человека и гражданина, их виды, законодательное закрепление. Обеспечение и гарантии в правовом государстве
3. Проанализировать формирование правового государства на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, признаки и принципы правового государства 5
2. Права человека и гражданина, их виды, законодательное закрепление. Обеспечение и гарантии в правовом государстве 12
3. Формирование правового государства на современном этапе 18
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 55.63 Кб (Скачать файл)

Ряд публикаций последнего времени показывает актуальность этой проблемы, причем подчеркивается, что  личность со всеми ее социальными  свойствами (правами и обязанностями, свободой и ответственностью, сознанием, культурой, нравственно-гуманистическими началами) качественно характеризует  правовое государство, ибо в проводимых преобразованиях активизировался  человеческий фактор. В силу этого  личностная проблематика крайне обострилась, стала одной из наиболее чувствительных.

Все государственные органы должны стать реальным средством  обеспечения достойных условий  жизни гражданина в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества: гражданин, в  свою очередь, обязан освободиться от иждивенческо-выжидателъных позиций, активизировать предприимчивость в  реализации индивидуального интереса, сопряженного с общественным.

В целом такой подход со стороны законодателя, с нашей  точки зрения, повышает гражданскую  и политическую активность личности, усиливает ее ответственность за результаты своей деятельности. В  то же время практика реализации прав личности в нынешних условиях требует  и более широкого использования  основополагающего принципа правового  регулирования: "дозволено все, что  прямо не запрещено законом", т.е. перехода от разрешающей к регистрирующей форме правового регулирования, что в свою очередь требует  активизации разработки как правореализующих, так и правоохранительных юридических  норм, направленных на защиту свободы  личности, ее неприкосновенности и  безопасности. Это нашло отражение  в концепции действий в сфере  прав человека, содержащейся в российской Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Это вполне соответствует  ст. 5 выдающегося документа Французской  революции – Декларации прав человека и гражданина 1789 г., где отмечалось, что "все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписанному законом". Следовательно, закон должен воспрещать лишь такие  деяния, которые вредны для общества.

Реализация данной стратегической линии с необходимостью включает перевод идей на язык конкретных нормативных  правовых актов, практических решений, так как право опосредует взаимоотношения  личностей в рамках как социальной, так и политической системы общества.

В обновленном обществе каждый человек является общественной ценностью, выступает самостоятельным субъектом  в различных отношениях с участием государства, наделен реальными  правами и возможностями обеспечивать себя всем необходимым, действуя в рамках закона и только на основании закона. Если общественные и личные интересы противоречат друг другу, то должны вырабатываться и проводиться в жизнь компромиссные  решения. При несовпадении интересов  большинства и меньшинства принимаемое  решение при всех условиях не должно вести к ущемлению прав меньшинства, провозглашенных Всеобщей декларацией  прав человека и Конституцией Российской Федерации.

Правовое государство  – это гарантия продолжения демократизации общества, его обновления. Становление  гражданского общества, формирование культурных предпосылок власти будут  способствовать активизации функционирования личности в политической системе, росту  ее творческого потенциала и инициативы.

России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых  принципов отношений власти и  граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень  материальных благ и всеобщие гражданские  права, далеко не идеальны, так как  в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.

В нынешних политологических, историко-философских и даже правовых дискуссиях мелькают две мысли: 1) правовое государство -конструкция, устаревшая для постиндустриального общества; 2) эта идея вообще не органична российским традициям и ментальности. Ни с  той, ни с другой позицией, по мнению М.А.Краснова, нельзя согласиться.

Человечество даже в постиндустриальную эру не располагает столь уж широким  веером социальных возможностей, а  потому, отказываясь от идеи правового  государства, общество неизбежно обращается к такой государственности, где  закон не основан на естественном праве и где его "господином" является власть. Если что и целесообразно  пересматривать в постиндустриальную, информационную эпоху, так это традиционную конструкцию демократии, искать её модель, наиболее подходящую для нынешнего  состояния цивилизации. А вот  правовое государство – достижение, не подлежащее пересмотру и тем более  отказу от него.

Есть возражения и против второй позиции. Да, в России не очень  популярна идея законопослушания. Но было бы ошибкой утверждать, что  правовой нигилизм присущ природе россиян, а потому создание у нас правового  государства фатально бесперспективно. Наоборот, как ни покажется странным, именно в России существуют благоприятные  условия для реализации такой  идеи. Более того, перспективы формирования правового государства в России благоприятны. Но такая государственность  станет возможной лишь тогда, когда  право позитивное начнет сближаться с правом естественным – как в  нормотворчестве, так и в правоприменении.

Насколько очевидны проблемы прав и свобод личности в России, настолько ясно и то, что именно они способны сегодня и в обозримом  будущем стать одним из важнейших  объединяющих российское общество элементов. Только на основе законности, справедливости, утверждения прав и свобод человека возможно построение правового государства -гармоничное сочетание интересов  личности и государства, центра и  регионов, народностей, различных политических сил, общественных воззрений и настроений.

К реальному благополучию, стабильности и безопасности держава  может прийти не посредством установления режима силы, а посредством силы права, достижения широкого социального  консенсуса в вопросе уважения и  защиты прав человека. При этом предполагается свобода каждого в выборе собственного жизненного пути сообразно индивидуальным потребностям, воззрениям, иным условиям. Гарант тому – права человека.

Другими словами, достойная  жизнь может и должна строиться  как на основе отечественных традиций, реалий, так и с учетом общечеловеческих ценностей, исторически осмысленных  и выраженных международным сообществом  в правах человека, а ныне признанных Российской Федерацией в полном объеме и органично дополняемых правами  ее граждан.

"Стабильность и долгосрочность  конституционной модели Российского  правового государства являются  необходимыми условиями ее успешной  практической реализации", поэтому  принципиально важно, чтобы необходимые  для изменения и корректировки  исходной конституционной модели  российской государственности осуществлялись  на основе принципов, норм, механизмов  и процедур нынешней Конституции  – в рамках ее толкования, поправок  и дополнений к ней.

А для реализации идеи правового  государства должна существовать более  высокая ступень развития системы  социально-экономических отношений, только это даст возможность в  полной мере реализовать положения, заложенные в концепции правового  государства.

И тогда, преодолевая различные  трудности и препятствия, Россия постепенно создаст свой образ правового  государства, который будет адекватен  ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

Заключение

Правовое государство, которому посвящено наше исследование, –  это не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические  начала в его взаимоотношениях с  личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством  и ведомственностью, форма осуществления  самоуправления и народовластия. Ценностный смысл идеи правового государство  состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, в  гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.

Правовое государство  – идеал, к которому стремится  Россия. Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности, предполагает детальное рассмотрение основ правового государства, что  собственно и послужило целью  нашей работы.

Многие современные исследователи  и политики склонны относиться к  теории правового государства как  к некой абстрактной, кабинетной, безжизненной фантазии. Но при всей академичности теории правового  государства она ценна своим  рациональным зерном – максимальными  гарантиями естественных прав личности. Поэтому, опираясь на материал, изложенный в первой главе работы, констатируем:

1) под правовым государством  следует понимать не некое  абстрактное государство господства  права, а государство, максимально  гарантирующее естественные права  личности, причем не только через механизмы судебной защиты, но и через автоматизм действия законов, защищающих данные права;

2) цель правового государства  – это расширение прав личности, совершенствование конституционно-правовых  механизмов их реализации и  защиты;

3) правовая государственность  как символ и социальный идеал  представляет собой, прежде всего,  прогрессивную идеологию гражданского  общества, постепенная объективация  которой на нормативном уровне  обусловлена уровнем общественного  правопонимания.

Приведенные в работе характеристики правового государства подчеркивают его главный аспект: вся система  отношений в обществе и государстве  должна строиться на правовых началах. Образно говоря, общественные отношения  должны быть освящены правом. Но этот важный вывод не исчерпывает всей полноты  проблемы.

Раскрывая взаимосвязь гражданского общества и правового государства  уместно высказать идею о том, что правовое государство должно быть элементом гражданского общества, а не превращаться в самоцель. Необходимо, следовательно, создать сильное, жизнеспособное, свободное общество, которое в  состоянии не допустить узурпации  власти и дать действенный отпор  любым антидемократическим, авторитарным посягательствам.

Идеологи правового государства, как стало ясно, выделяют определенные признаки правового государства. Но сегодня правовое государство с  названными признаками предстает в  большей степени как конституционный  принцип, лозунг, социальный идеал, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли такие государства, как  Германия, Франция, Швейцария, США и  др.

Современному российскому  обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении  необходимо.

Суммируя все изложенное, подчеркнем:

1. Смысл правового государства  как явления многогранен и  неоднозначен, толкуется учеными  по-разному. Однако ясно, что не  любое государство, где действует  право, является правовым. Например, советское общество никогда не  было и не могло быть ни  правовым, ни гражданским, равно  как и российское еще не  стало таковым. Но посткоммунистическая  Россия провозгласила эту цель.

2. Правовое государство  не может быть введено сверху, учреждено декретом, законом, указом. Оно – продукт длительного  развития самого общества, социального  прогресса, культуры, цивилизации.  Это особый стиль жизни, мышления  и общения, особый экономический  уклад. Такие условия в нашей  стране пока не сложились.

3. В России правовое  государство будет формироваться  с учетом отечественной специфики,  сложившихся культурно-исторических  традиций. Но в любом случае  это будет развитое, стабильное, благоустроенное общество с достаточно  высоким уровнем жизни людей.

В заключение заметим: в конечном счете, теория правового государства  имеет смысл, если она реализуется  и начинает осуществлять функцию  защиты человека как личности, его достоинства и присущей ему свободы. Изначальное традиционное понимание правового государства, обращенного к человеку, мыслящему и планирующему свой мир, сейчас как можно скорее необходимо очистить от всяческих идеологических примесей и возродить.

Изменяются цивилизации, человечество ищет новые пути цивилизационного развития, поэтому понятия демократии, правового государства и прав человека в России также должны быть с этими процессами соотнесены –  они не могут оставаться прежними.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1. Российская Федерация.  Конституция (1993). Конституция Российской  Федерации: принята всенародным  голосованием 12.12.1993г. [с изм. от 25.03.2004 г.] // Российская газета.- 1993.- 25 дек.

2. Российская Федерация.  Законы. Уголовно-процессуальный кодекс  РФ: принят 18.12.2001г. № 174-ФЗ [ред.  от 28.12.2004 г.] //Собрание Законодательства  РФ.- 2001.- № 52.- Ст. 4921.

3. Российская Федерация.  Законы. О прокуратуре Российской  Федерации: федер. закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 [ред. от 22.08.2004 г.] //Собрание  законодательства РФ.- 1995.- № 47.- Ст. 4472.

Специальная литература

1. Алексеев С.С. Теория  права / С.С.Алексеев.- 2-е изд., перераб  и доп.-М.: БЕК, 1995.-311 с.

2. Андреева О. А. Некоторые  вопросы методологии истории  государства и права //Юридической  образование. 2004. № 1. С. 12-14.

3. Баялджиев Д. Идея  правового государства и функционирование  государства в условиях переходного  периода / Д. Баялджиев // Вестник  МГУ. Серия 11, Право.- 1998.- № 6.- С.76-92.

4. Бляхман Б.Я, Гражданское  общество и государство: проблемы  взаимоотношений /Б.Я.Бляхман.- Кемерово: [Изд-во Кемер. гос. ун-та], 1997.-251 с.

5. Верховенство права  / ред. А.Куликов.- М.: Прогресс; Универс, 1992.-212 с.

6. Власть: Очерки современной  политической философии Запада / отв. ред. В.В.Мшвениерадзе.- М:  Наука, 1989.- 325 с.

Информация о работе Понятия и признаки правового государства