Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:05, курсовая работа
Основная цель настоящей работы – раскрытие понятия и принципов правового государства. Соответственно предпринимается попытка осветить существующие в отечественной юридической литературе мнения и взгляды и систематизировать комплекс новых законов и юридических норм.
В соответствии с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, признаки и принципы правового государства;
2. Рассмотреть права человека и гражданина, их виды, законодательное закрепление. Обеспечение и гарантии в правовом государстве
3. Проанализировать формирование правового государства на современном этапе.
Введение 3
1. Понятие, признаки и принципы правового государства 5
2. Права человека и гражданина, их виды, законодательное закрепление. Обеспечение и гарантии в правовом государстве 12
3. Формирование правового государства на современном этапе 18
Заключение 26
Список использованных источников 28
Ряд публикаций последнего
времени показывает актуальность этой
проблемы, причем подчеркивается, что
личность со всеми ее социальными
свойствами (правами и обязанностями,
свободой и ответственностью, сознанием,
культурой, нравственно-гуманистическими
началами) качественно характеризует
правовое государство, ибо в проводимых
преобразованиях
Все государственные органы
должны стать реальным средством
обеспечения достойных условий
жизни гражданина в экономической,
социальной, политической и духовной
сферах жизни общества: гражданин, в
свою очередь, обязан освободиться от
иждивенческо-выжидателъных
В целом такой подход со стороны законодателя, с нашей точки зрения, повышает гражданскую и политическую активность личности, усиливает ее ответственность за результаты своей деятельности. В то же время практика реализации прав личности в нынешних условиях требует и более широкого использования основополагающего принципа правового регулирования: "дозволено все, что прямо не запрещено законом", т.е. перехода от разрешающей к регистрирующей форме правового регулирования, что в свою очередь требует активизации разработки как правореализующих, так и правоохранительных юридических норм, направленных на защиту свободы личности, ее неприкосновенности и безопасности. Это нашло отражение в концепции действий в сфере прав человека, содержащейся в российской Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Это вполне соответствует
ст. 5 выдающегося документа
Реализация данной стратегической линии с необходимостью включает перевод идей на язык конкретных нормативных правовых актов, практических решений, так как право опосредует взаимоотношения личностей в рамках как социальной, так и политической системы общества.
В обновленном обществе каждый
человек является общественной ценностью,
выступает самостоятельным
Правовое государство – это гарантия продолжения демократизации общества, его обновления. Становление гражданского общества, формирование культурных предпосылок власти будут способствовать активизации функционирования личности в политической системе, росту ее творческого потенциала и инициативы.
России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.
В нынешних политологических,
историко-философских и даже правовых
дискуссиях мелькают две мысли: 1) правовое
государство -конструкция, устаревшая
для постиндустриального
Человечество даже в постиндустриальную эру не располагает столь уж широким веером социальных возможностей, а потому, отказываясь от идеи правового государства, общество неизбежно обращается к такой государственности, где закон не основан на естественном праве и где его "господином" является власть. Если что и целесообразно пересматривать в постиндустриальную, информационную эпоху, так это традиционную конструкцию демократии, искать её модель, наиболее подходящую для нынешнего состояния цивилизации. А вот правовое государство – достижение, не подлежащее пересмотру и тем более отказу от него.
Есть возражения и против второй позиции. Да, в России не очень популярна идея законопослушания. Но было бы ошибкой утверждать, что правовой нигилизм присущ природе россиян, а потому создание у нас правового государства фатально бесперспективно. Наоборот, как ни покажется странным, именно в России существуют благоприятные условия для реализации такой идеи. Более того, перспективы формирования правового государства в России благоприятны. Но такая государственность станет возможной лишь тогда, когда право позитивное начнет сближаться с правом естественным – как в нормотворчестве, так и в правоприменении.
Насколько очевидны проблемы
прав и свобод личности в России,
настолько ясно и то, что именно
они способны сегодня и в обозримом
будущем стать одним из важнейших
объединяющих российское общество элементов.
Только на основе законности, справедливости,
утверждения прав и свобод человека
возможно построение правового государства
-гармоничное сочетание
К реальному благополучию, стабильности и безопасности держава может прийти не посредством установления режима силы, а посредством силы права, достижения широкого социального консенсуса в вопросе уважения и защиты прав человека. При этом предполагается свобода каждого в выборе собственного жизненного пути сообразно индивидуальным потребностям, воззрениям, иным условиям. Гарант тому – права человека.
Другими словами, достойная
жизнь может и должна строиться
как на основе отечественных традиций,
реалий, так и с учетом общечеловеческих
ценностей, исторически осмысленных
и выраженных международным сообществом
в правах человека, а ныне признанных
Российской Федерацией в полном объеме
и органично дополняемых
"Стабильность и
А для реализации идеи правового
государства должна существовать более
высокая ступень развития системы
социально-экономических
И тогда, преодолевая различные
трудности и препятствия, Россия
постепенно создаст свой образ правового
государства, который будет адекватен
ее истории, традициям и культуре,
что и позволит ей стать подлинно
свободным демократическим
Заключение
Правовое государство, которому
посвящено наше исследование, –
это не только одна из высших социальных
ценностей, призванных утвердить гуманистические
начала в его взаимоотношениях с
личностью, но и практический инструмент
обеспечения и защиты жизни, здоровья,
чести, свободы, достоинства граждан,
средство борьбы с бюрократией, местничеством
и ведомственностью, форма осуществления
самоуправления и народовластия. Ценностный
смысл идеи правового государство
состоит в утверждении
Правовое государство – идеал, к которому стремится Россия. Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности, предполагает детальное рассмотрение основ правового государства, что собственно и послужило целью нашей работы.
Многие современные
1) под правовым государством
следует понимать не некое
абстрактное государство
2) цель правового государства
– это расширение прав
3) правовая государственность
как символ и социальный идеал
представляет собой, прежде
Приведенные в работе характеристики
правового государства
Раскрывая взаимосвязь гражданского общества и правового государства уместно высказать идею о том, что правовое государство должно быть элементом гражданского общества, а не превращаться в самоцель. Необходимо, следовательно, создать сильное, жизнеспособное, свободное общество, которое в состоянии не допустить узурпации власти и дать действенный отпор любым антидемократическим, авторитарным посягательствам.
Идеологи правового
Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо.
Суммируя все изложенное, подчеркнем:
1. Смысл правового государства
как явления многогранен и
неоднозначен, толкуется учеными
по-разному. Однако ясно, что не
любое государство, где
2. Правовое государство
не может быть введено сверху,
учреждено декретом, законом, указом.
Оно – продукт длительного
развития самого общества, социального
прогресса, культуры, цивилизации.
Это особый стиль жизни,
3. В России правовое
государство будет
В заключение заметим: в конечном счете, теория правового государства имеет смысл, если она реализуется и начинает осуществлять функцию защиты человека как личности, его достоинства и присущей ему свободы. Изначальное традиционное понимание правового государства, обращенного к человеку, мыслящему и планирующему свой мир, сейчас как можно скорее необходимо очистить от всяческих идеологических примесей и возродить.
Изменяются цивилизации, человечество ищет новые пути цивилизационного развития, поэтому понятия демократии, правового государства и прав человека в России также должны быть с этими процессами соотнесены – они не могут оставаться прежними.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Российская Федерация.
Конституция (1993). Конституция Российской
Федерации: принята
2. Российская Федерация.
Законы. Уголовно-процессуальный
3. Российская Федерация. Законы. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 [ред. от 22.08.2004 г.] //Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 47.- Ст. 4472.
Специальная литература
1. Алексеев С.С. Теория права / С.С.Алексеев.- 2-е изд., перераб и доп.-М.: БЕК, 1995.-311 с.
2. Андреева О. А. Некоторые
вопросы методологии истории
государства и права //
3. Баялджиев Д. Идея
правового государства и
4. Бляхман Б.Я, Гражданское
общество и государство:
5. Верховенство права / ред. А.Куликов.- М.: Прогресс; Универс, 1992.-212 с.
6. Власть: Очерки современной политической философии Запада / отв. ред. В.В.Мшвениерадзе.- М: Наука, 1989.- 325 с.
Информация о работе Понятия и признаки правового государства