Понятия и признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Основная цель настоящей работы – раскрытие понятия и принципов правового государства. Соответственно предпринимается попытка осветить существующие в отечественной юридической литературе мнения и взгляды и систематизировать комплекс новых законов и юридических норм.
В соответствии с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, признаки и принципы правового государства;
2. Рассмотреть права человека и гражданина, их виды, законодательное закрепление. Обеспечение и гарантии в правовом государстве

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 4
2. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ИХ ВИДЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 4

2. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ИХ ВИДЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ  ЗАКРЕПЛЕНИЕ. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

 

 

Введение

Тема данной контрольной  работы «Понятия и признаки правового государства». Выбранная тема очень актуальна в наши дни. Так как с древнейших времен человечество ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.

Высшая власть в правовом государстве – власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек, как субъект права, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом.

Право, являясь формой и  мерой свободы, призвано максимально  раздвинуть границы, сковывающие личность.

Проблема правового государства  имеет глубокие исторические корни. На протяжении целого ряда поколений  конца XVIII и середины XIV века корифеи  отечественной мысли М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен поднимали вопрос о реорганизации  Российского общества.

Первые практические шаги в этом направлении были предприняты  во время правления Александра II:

1861 г. отмена крепостного  права;

1864 г. начало судебной  реформы, результатом которого  стало более независимое судопроизводство.

Революционные события 1905 года дали толчок реформированию: учреждение Госдумы, «столыпинские» реформы. В это время отечественные правоведы М.М.Ковалевский, Н.М.Коркумов, Г.Ф.Шершеневич, С.А.Котлеровский, В.М.Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыслителей и создали более современную концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.

Понятие "правовое государство" настолько широко, что одной дисциплине не под силу достаточно глубоко его  изучить. Но возможно, такая задача в едином усилии по плечу ряду общественных и естественных наук.

Основная цель настоящей  работы – раскрытие понятия и  принципов правового государства. Соответственно предпринимается попытка  осветить существующие в отечественной  юридической литературе мнения и  взгляды и систематизировать  комплекс новых законов и юридических  норм.

В соответствии с поставленной целью можно выдвинуть следующие  задачи:

1. Рассмотреть понятие,  признаки и принципы правового  государства;

2. Рассмотреть права человека  и гражданина, их виды, законодательное  закрепление. Обеспечение и гарантии  в правовом государстве

Предметом исследования в  данной работе являются понятия и  признаки правового государства.

 

1. Понятие, признаки и принципы правового государства

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства  с правом. Правовое государство –  это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового  государства. Хотя, как полагают некоторые  юристы, идея правового государства  уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций  правового государства лежат  идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа  Монтескье (1689-1755гг. ) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства  у И. Канта сводятся к следующим  тезисам: источником нравственных и  правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей  ответственности перед человечеством  в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство – это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или "государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права"; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Государственно-правовые воззрения  Монтескье сводятся к тому, что  формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух  законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип  демократии – это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства  относится демократия, при которой  верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.

Теоретическая конструкция  правового государства, сложившаяся  в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия  прошлого повторяются на новом витке  исторического развития. Еще несколько  лет назад словосочетание "правовое государство" привычно ассоциировалось  с теми разделами университетского курса, где критиковались различные  модификации западных доктрин с  аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания "социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический" указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т. е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, – и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового – именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом  виде концепция правового государства  является социальной ценностью всего  человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское  общество – система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство – лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и "буржуазность", т. е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства.

Развертывание всего комплекса  институтов государства, в демократическом обществе, устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди, обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие, как : мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

В основе правовой экономики  лежит принцип "от каждого по способностям – каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод:

1) открыть простор всем  видам собственности; 

2) заменить административные  приказы договорами, основанными  на равенстве сторон,

3) сделать главенствующим  принцип "разрешено все, что  не запрещено",

4) обеспечить эквивалентный  характер обмена,

5) утвердить равноправие  и добросовестность в выборе  партнера,

6) не ограничивать инициативу  и предприимчивость. Правовая экономика  и гражданское общество – переход  от распределительного общества  к рыночному – это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства.

Правовое государство  – это государство, обслуживающее  потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом  соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу  и безопасность, ибо духовным фундаментом  его является признание прав человека.

Правовое государство  – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и  где в основу организации государственной  власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство  – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права  и свободы, участие народа в осуществлении  власти (непосредственно или через  представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды  и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и  т. п. Признаки правового государства:

1. Верховенство закона  во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов  правового государства базируется  на принципе разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность  личности и государства.

4. Реальность прав и  свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличии  различных идеологических концепций,  течений, взглядов.

6. Стабильность законности  и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового  государства, можно отнести следующие:

Информация о работе Понятия и признаки правового государства