Понятия и признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Основная цель настоящей работы – раскрытие понятия и принципов правового государства. Соответственно предпринимается попытка осветить существующие в отечественной юридической литературе мнения и взгляды и систематизировать комплекс новых законов и юридических норм.
В соответствии с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, признаки и принципы правового государства;
2. Рассмотреть права человека и гражданина, их виды, законодательное закрепление. Обеспечение и гарантии в правовом государстве

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 4
2. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ИХ ВИДЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации гарантируется  государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Решения и действия (или  бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46). Никто не может быть лишен  права на рассмотрение его дела в  том суде и тем судьей, к подсудности  которых оно отнесено законом (ст.47, ч.1). При этом Конституция впервые  вводит в судебную практику новый  институт – присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его  дела судом с участием присяжных  заседателей (ст.123, ч.4).

В реальной жизни повсеместно  нарушаются права и свободы, это  выражается в: нарушении международных  актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства  граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях  экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и  свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права  и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко  происходит вопиющее нарушение самых  элементарных прав и свобод.

Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека – это преступления геноцида, различные способы расовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечества.

Взаимная ответственность  личности и государства – неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве  признается только ответственность  гражданина перед государством. Оно  как бы дарует ему права и свободы  и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных  органов и должностных лиц  перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность  обретает реальный характер только при  наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения  к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан  и предусматривающих жесткие  санкции за это (ст. ст.41 ч. 3, 52, 53 Российской Федерации).

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное  положение, в соответствии с которым  властные структуры государства  обязаны обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).

 

Заключение

Правовое государство  – это не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. Ценностный смысл идеи правового государство состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, в гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.

Правовое государство  – идеал, к которому стремится  Россия. Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности, предполагает детальное рассмотрение основ правового государства, что  собственно и послужило целью  нашей работы.

Многие современные исследователи  и политики склонны относиться к  теории правового государства как  к некой абстрактной, кабинетной, безжизненной фантазии. Но при всей академичности теории правового  государства она ценна своим  рациональным зерном – максимальными  гарантиями естественных прав личности. Поэтому, опираясь на материал, изложенный в первой главе работы, констатируем:

1) под правовым государством  следует понимать не некое  абстрактное государство господства  права, а государство, максимально  гарантирующее естественные права  личности, причем не только через  механизмы судебной защиты, но  и через автоматизм действия  законов, защищающих данные права;

2) цель правового государства  – это расширение прав личности, совершенствование конституционно-правовых  механизмов их реализации и  защиты;

3) правовая государственность  как символ и социальный идеал  представляет собой, прежде всего,  прогрессивную идеологию гражданского  общества, постепенная объективация  которой на нормативном уровне  обусловлена уровнем общественного  правопонимания.

Приведенные в работе характеристики правового государства подчеркивают его главный аспект: вся система  отношений в обществе и государстве  должна строиться на правовых началах. Образно говоря, общественные отношения  должны быть освящены правом. Но этот важный вывод не исчерпывает всей полноты  проблемы.

Раскрывая взаимосвязь гражданского общества и правового государства  уместно высказать идею о том, что правовое государство должно быть элементом гражданского общества, а не превращаться в самоцель. Необходимо, следовательно, создать сильное, жизнеспособное, свободное общество, которое в  состоянии не допустить узурпации  власти и дать действенный отпор  любым антидемократическим, авторитарным посягательствам.

Идеологи правового государства, как стало ясно, выделяют определенные признаки правового государства. Но сегодня правовое государство с  названными признаками предстает в  большей степени как конституционный  принцип, лозунг, социальный идеал, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли такие государства, как  Германия, Франция, Швейцария, США и  др.

Современному российскому  обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении  необходимо.

Суммируя все изложенное, подчеркнем:

1. Смысл правового государства  как явления многогранен и  неоднозначен, толкуется учеными  по-разному. Однако ясно, что не  любое государство, где действует  право, является правовым. Например, советское общество никогда не  было и не могло быть ни  правовым, ни гражданским, равно  как и российское еще не  стало таковым. Но посткоммунистическая Россия провозгласила эту цель.

2. Правовое государство  не может быть введено сверху, учреждено декретом, законом, указом. Оно – продукт длительного  развития самого общества, социального  прогресса, культуры, цивилизации.  Это особый стиль жизни, мышления  и общения, особый экономический  уклад. Такие условия в нашей  стране пока не сложились.

3. В России правовое  государство будет формироваться  с учетом отечественной специфики,  сложившихся культурно-исторических  традиций. Но в любом случае  это будет развитое, стабильное, благоустроенное общество с достаточно  высоким уровнем жизни людей.

В заключение заметим: в конечном счете, теория правового государства  имеет смысл, если она реализуется  и начинает осуществлять функцию  защиты человека как личности, его  достоинства и присущей ему свободы. Изначальное традиционное понимание  правового государства, обращенного  к человеку, мыслящему и планирующему свой мир, сейчас как можно скорее необходимо очистить от всяческих идеологических примесей и возродить.

Изменяются цивилизации, человечество ищет новые пути цивилизационного развития, поэтому понятия демократии, правового государства и прав человека в России также должны быть с этими процессами соотнесены – они не могут оставаться прежними.

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Российская Федерация.  Конституция (1993). Конституция Российской  Федерации: принята всенародным  голосованием 12.12.1993г. [с изм. от 25.03.2004 г.] // Российская газета.- 1993.- 25 дек.

2. Российская Федерация.  Законы. Уголовно-процессуальный кодекс  РФ: принят 18.12.2001г. № 174-ФЗ [ред.  от 28.12.2004 г.] //Собрание Законодательства  РФ.- 2001.- № 52.- Ст. 4921.

3. Российская Федерация.  Законы. О прокуратуре Российской  Федерации: федер. закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 [ред. от 22.08.2004 г.] //Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 47.- Ст. 4472.

Специальная литература

1. Алексеев С.С. Теория  права / С.С.Алексеев.- 2-е изд., перераб и доп.-М.: БЕК, 1995.-311 с.

2. Андреева О. А. Некоторые  вопросы методологии истории  государства и права //Юридической  образование. 2004. № 1. С. 12-14.

3. Верховенство права / ред. А.Куликов.- М.: Прогресс; Универс, 1992.-212 с.

4. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Гегель Георг Вильгельм Фридрих // Антология мировой правовой мысли: в 5 т.- М, 1999.- Т.З: Европа, Америка. ХVII -ХХ вв.- С. 323-345.

5. Государство и право на рубеже веков. Проблемы истории и теории / под ред. В.Г.Графского и др.; Ин-т государства и права РАН.- М.,2001.- 196 с.

6. Зарицкий А.В. Современная теория правового государства: место и роль политического принуждения /А.В.Зарицкий //Следователь.- 2003.- № 8.- С. 56-59.


Информация о работе Понятия и признаки правового государства