Понятия и виды права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 05:21, контрольная работа

Описание работы

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
3

1.
Понятие и виды источников (форм) права……………
5

1.1 Виды источников (форм) права… … … …………….
7

1.2 Источники права в РФ………………………………
13

2.
Нормативно-правовой акт как источник права…..……..
21

2.1 Действие нормативных актов во времени … … …
23

2.2 Действие нормативных актов в пространстве ……
25

2.3 Действие нормативных актов по кругу лиц………..
26

3.
Закон как ведущий источник права, его признаки. Высшая юридическая сила закона Виды законов……..


28

Заключение…………………………………………………………………
35

Список использованной литературы…………………………………….
37

Файлы: 1 файл

Теория государствас и права.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

Главная задача особого органа правосудия — Конституционного Суда — и  состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции  Российской Федерации всех законов, иных нормативных юридических актов  и тем самым осуществление  во всех актах конституционных начал.

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы — те, которые  принимаются федеральным законодательным  органом — Федеральным Собранием  — и распространяются на всю территорию Российской Федерации;

б) законы субъектов Федерации (республиканские  законы, законы областей, краев) — те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и  распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует выделить отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют законы: административные, гражданские, брачно-семейные, уголовные, земельные, финансово-кредитные, о труде, по социальному обеспечению, процессуальные, природоохранительные.

Кроме отраслевых, существуют межотраслевые  законы, в которых содержатся нормы  нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых  есть нормы административного, гражданского, других отраслей права).

Среди законов (и иных нормативных  юридических актов) выделяются кодифицированные законы, акты-кодексы.

Кодекс (кодифицированный акт) — это  единый, сводный, юридически и логически  цельный, внутренне согласованный  закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование  данной группы общественных отношений.

По некоторым проблемам, требующим  развернутого, подробного регулирования, кодекс может содержать только исходные, «рамочные» нормативные положения, в соответствии с которыми затем разрабатывается и принимается особый нормативный юридический акт (такой проблемой в Гражданском кодексе Российской Федерации являются вопросы особой разновидности залога — ипотека)1.

Все основные (профилирующие и специальные) отрасли законодательства имеют  «свой» заглавный кодекс: гражданское  законодательство — Гражданский  кодекс; уголовное законодательство — Уголовный кодекс; гражданское  процессуальное законодательство —  Гражданский процессуальный кодекс и т.д.

Для кодексов характерны некоторые  структурные, технико-юридические особенности, особые правила внесения в них  изменений.

Кодифицированные акты носят различные  наименования. Наряду со «штатным» именем «кодекс» они в некоторых случаях упомянуты в документах как «устав», «положение», просто «закон».

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них  содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного  государства. В республиках же и  других субъектах Федерации принимаются  акты в соответствии с их компетенцией, при этом — на основании федеральных  кодексов, других федеральных законов, их собственных конституций (уставов).

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором  должно быть «все», что необходимо для  юридического регулирования той  или иной группы отношений: и общие  принципы, и регулятивные институты  всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный  материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют  «общая часть» или «общие положения», где закрепляются исходные принципы и нормы, общие начала и «дух»  данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую  отрасль законодательства. Эти кодексы  собирают в единый фокус, сводят воедино  основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к  отраслевому кодексу. В части  первой ГК РФ прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в  других законах, должны соответствовать  настоящему Кодексу» (п. 2 ст. 3).

В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например, по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт — кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно поэтому, например, что после принятия ГК большинство из ранее принятых отдельных законов отменено.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы выяснили, что источниками  права являются официальные государственные  документы, в которых закрепляются юридические нормы, например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают  общеобязательное значение.

В нашей работе мы рассмотрели следующие  основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент и  нормативный договор и др. Более  подробно были рассмотрены нормативно-правовой акт и закон.

Выявление круга источников имеет  важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов.

В свете вышеизложенного можно  сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое  значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических  представлений о них и от качества по существу всех видов юридической  практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. – М.: Юридическая литература, 2009. – 360 с.
  2. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: «Статут», 2009. – 712 с.
  3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Перс. с фр. – М.: Междунар. отношения, 1998. – С. 94.
  4. Зивс С.Л. Источники права. – М.: «Наука», 1981. – 240 с.
  5. Муромцев Г. И. Источники права: Теоретические аспекты проблемы // Правоведение. – 2009. №2. – С. 14 – 18.
  6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Изд-во НОРМА, 2008. – 552 с.
  7. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общей ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – 384 с.
  8. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2007. – 642 с.
  9. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для юридических вузов / Под общей ред. В.С. Нерсесянца. - Изд-во НОРМА, 2009. – 832 с.
  10. Свешникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук). // Государство и право. – 2008. - № 9. - С. 98 - 103.
  11. Сергеева Т.Н. Обычаи как источник права // Правоведение. – 2007. - №2. – С. 79 – 86.
  12. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под. ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА – М: Изд-во НОРМА, 2009. – 616 с.
  13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М., 2008. – 382 с.
  14. Юридический энциклопедический словарь. – М., 1984. С. 301.

1 Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: «Статут», 2009. – С. 76.

1 Лаптева Л.Е. Исследования обычного права народов Российской Империи в XIX в. // Государство и право. – 1997. - № 8. – С. 101.

2 Сергеева Т.Н. Обычаи как источник права // Правоведение. – 2007. - №2. – С. 80.

1 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Перс. с фр. – М.: Междунар. отношения, 1998. – С. 94.

2 Свешникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук). // Государство и право, 2008, № 9. С. 102.

2 Юридический энциклопедический словарь. – М., 1984. С. 301.

1 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Перс. с фр. – М.: Междунар. отношения, 1998. – С. 258.

1 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Перс. с фр. – М.: Междунар. отношения, 1998. – С. 257.

2 Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права. // Государство и право. – 2005. - № 2. - С. 101.

3 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Изд-во НОРМА, 2008. – С. 401.

1 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Изд-во НОРМА, 2008. – С. 402.

2 Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2007. – С. 513.

1 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Изд-во НОРМА, 2008. – С.406.

1 Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2007. – С. 513.

1 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под. ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА – М: Изд-во НОРМА, 2009. – С. 308.

1 Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. – М.: Юридическая литература, 2009. – С. 124.

1 Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общей ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – С.165.

1 Проблемы общей теории права и государства: Учебник для юридических вузов / Под общей ред. В.С. Нерсесянца. - Изд-во НОРМА, 2008. – С. 297.

1 Теория государства иправа:курс лекций/ под редакцией Н.И.Матузова и А.В. Малько.М.,2003.

1 Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: «Статут», 2009. – С.83.

1 Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. – 1997. - № 4. - С. 91.

1 Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общей ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – С.171.


Информация о работе Понятия и виды права