Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Конституция является важнейшим законом общества и государства. Она определяет правовой статус государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственной власти. Поскольку нормы Конституции имеют базовый, основополагающий характер, она не должна быть подвержена постоянным изменениям. Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определённости в отношениях между личностью и государством.
Стабильность является одной из характерных черт Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции выражается в особом, усложнённом порядке принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Стабильность Конституции и гарантии ее 5
обеспечения:

2. Пересмотр положений глав 1, 2, 9 9
Конституции России:

3. Принятие и вступление в силу поправок к 14
главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации:

4. Внесение изменений в статью 65 Конституции 20
Российской Федерации:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

изменение КРФ !!!!!!!!!!!!!!!!!! 1.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:                                                              стр.

 

 

                                                                                        

ВВЕДЕНИЕ                                                                                      3

 

1. Стабильность  Конституции и гарантии ее                           5     

обеспечения: 

                      

2. Пересмотр положений  глав 1, 2, 9                                         9

Конституции России:                                                                

 

3. Принятие  и вступление в силу поправок к                         14

главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации:     

 

4. Внесение  изменений в статью 65 Конституции                 20

Российской  Федерации:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                               24

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                              25      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Конституция является важнейшим законом общества и  государства. Она определяет правовой статус государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственной власти. Поскольку нормы Конституции имеют базовый, основополагающий характер, она не должна быть подвержена постоянным изменениям. Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определённости в отношениях между личностью и государством.

Стабильность  является одной из характерных черт Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции выражается в особом, усложнённом порядке принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок

Вместе с  тем стабильность Конституции не означает её неизменности. Конституция  должна отражать изменения в тех отношениях, которые она регулирует. Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяет сохранить реальность Конституции.

Конституция Российской Федерации относится к категории "жёстких". Для изменения конституционных норм предусмотрены две основные правовые процедуры: процедура пересмотра Конституции и процедура принятия конституционных поправок. Ещё две правовые процедуры связаны с изменением состава Российской Федерации и с переименованием субъектов Российской Федерации.

В курсовой работе рассматриваются характер стабильности Конституции Российской Федерации, порядок пересмотра Конституции и порядок внесения в неё изменений.

Первый пункт  работы даёт общую характеристику стабильности Конституции Российской Федерации и её гарантий.

Во втором пункте рассматривается  процедура пересмотра положений  глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации, причём их пересмотр равнозначен  пересмотру Конституции Российской Федерации.

В третьем пункте подробно разобран порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации

Четвёртый пункт отражает особый порядок внесения изменений  в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Стабильность  Конституции и гарантии ее  обеспечения:

 

     Конституция РФ – основной закон государства характеризируется

стабильностью, устойчивостью содержания.1 Это позволяет поддерживать устойчивость правовой системы и государственного механизма. Вместе с тем стабильность конституции не означает ее неизменности. Конституция должна отражать перемены в тех общественных отношениях, которые она регулирует.

Принятие новой  конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни  общества. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования.

     Поэтому  в большинстве стран мира установлен  усложненный порядок изменения  конституции.

     Прежние  советские конституции закрепляли  достаточно простой порядок их  изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство депутатов высшего представительного органа. Предшествовавшая российская Конституция устанавливала, что для принятия ее изменений и дополнений требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа

избранных народных депутатов Российской Федерации.

     Только  при изменении и дополнении  статей Конституции, касающихся  федеративного устройства, требовалось  согласование с субъектами федерации  в лице их Советов народных  депутатов. Порядок принятия новой  конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится к исключительной компетенции Съезда народных депутатов Российской

Федерации.2

     Такой  упрощенный порядок изменения,  в совокупности с другими

политическими факторами, нарушал стабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию Российской Федерации

было внесено  за короткий период около 350 поправок.3

     Учтя  предшествующий опыт, нормативные  установления конституций зарубежных  демократических государств, и пытаясь укрепить стабильность конституции, являющуюся ее неотъемлемым свойством, действующая Конституция внесла в этот процесс существенные изменения.

     Прежде  всего, Конституция применяет  иную терминологию — вводятся  понятия «пересмотр» Конституции  и «поправки». Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».4

     Конституция,  в отличие от предшествующих, право принятия Конституции не  относит к компетенции какого-либо  органа государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятие Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Российской Федерации (ст. 71).

     Тем  самым, Конституция свидетельствует  о том, что она восприняла  концепцию установления конституции  особой учредительной властью, а не учрежденной, не обычной законодательной властью. Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов или внести на всенародное голосование. В случае референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.5

     Порядок  образования Конституционного Собрания будет определен, в соответствии с Конституцией, федеральным конституционным законом. Конституция в ст. 134 ввела новую норму, определяющую перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции или внесения в нее поправок.

По прежней Конституции этот вопрос не регламентировался, и на

практике это  приводило к тому, что голосом  одного депутата без какой-либо предшествующей подготовительной процедуры запускался механизм голосования об изменении  того или иного положения Конституции.

     Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов

Российской  Федерации, а также группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

     На  повышение стабильности Конституции  направлено и то, что ее главы,  выражающие концептуальную сущность  Конституции, не могут быть  пересмотрены Федеральным Собранием. Это относится к главам 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

     Предложение  о пересмотре статей этих глав  требует очень значительной поддержи  членов и депутатов обеих палат. Их число должно составлять 3/5 голосов от общего числа в каждой из палат. Но и при такой ситуации, как отмечалось выше, поправки в эти главы не допускаются. Созываемое в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции.6

     Поправки  в соответствии с Конституцией  допускаются только к главам 3-8. Они принимаются в порядке,  предусмотренном для принятия  федерального конституционного  закона, т. е. требуют одобрения не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы.

     Кроме  этого, Конституция закрепляет  в качестве необходимого условия  вступления поправок в силу  их одобрение органами законодательной  власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации.

     Положение  Конституции о ее изменениях  относятся только к нормам  ст. 65 Конституции, характеризующей  состав субъектов Российской  Федерации, их наименования. На  основании федерального конституционного  закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об

изменении конституционного статуса субъектов вносятся изменения  в ст. 65. При изменении наименования субъектов федерации новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции  без особых процедур.7

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции России:

 

     Главы  Конституции, регулирующие основы  конституционного строя, права  и свободы человека и гражданина, порядок изменения самой Конституции,  т. е. главы 1,2 и 9, защищены в наибольшей мере. Если Федеральное Собрание посчитает большинством в три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, что нужны какие-то изменения в эти главы, оно должно созвать Конституционное Собрание — особый орган,

наделенный  правом решить, нужны эти изменения  или нет. Если Конституционное Собрание решит, что изменения нужны, то оно  разрабатывает проект новой Конституции  РФ, который принимается Конституционным  Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Вопросы изменения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть решены законами РФ о поправках к Конституции, поскольку положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для изменения глав 1, 2 и 9 Конституция предусматривает внесение предложений о пересмотре положений Конституции. Причем ряд важных вопросов внесения таких предложений сегодня не урегулирован.8

     Во-первых, не предусмотрено, в какой орган должны вноситься предложения о пересмотре положений Конституции. Во вторых, Конституция не определила, какое наименование и какую правовую форму должен иметь документ, содержащий предложение о пересмотре положений Конституции. В-третьих, существует

некоторое несоответствие между положениями ст.134 и ч.2 ст. 135

Конституции9. Буквальное прочтение ч.2 ст. 135 Конституции, установившей, что Конституционное Собрание созывается в случае поддержки предложения о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции,

позволяет прийти к выводу о том, что рассмотрению палатами Федерального Собрания подлежит предложение о пересмотре совокупности положений, содержащихся и в гл.1, и в гл.2, и в гл.9 Конституции. Вместе с тем Формулировка ст.134 Конституции предполагает возможность внесения предложений, в том числе о пересмотре отдельных положений (отдельного положения) из глав 1, 2 или 9 Конституции. Практика применения положений статей 134 и 135 Конституции не содержит примеров оконченного рассмотрения предложений о пересмотре положений Конституции палатами Федерального Собрания. Однако такие предложения вносились. Так, в 1995 г. группа депутатов Совета Федерации внесла в Государственную Думу предложение <<0 пересмотре положений ст.43 главы 2 Конституции». Государственной Думой это предложение рассмотрено не было.10

     Часть  2 ст. 135 Конституции определяет, что  если предложение о пересмотре  положений глав 1, 2 и 9 Конституции  будет поддержано тремя пятыми  голосов от общего числа членов  Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. №2-П (п.2 резолютивной части) объясняет, что в тех случаях, когда Конституция требует для принятия решения определенного большинства от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, требуемое большинство голосов должно быть набрано в каждой из палат Федерального Собрания, причем оно определяется от численности каждой палаты, установленной в ч.2 и ч.З ст.95 Конституции11.

     Конституция  установила, что созыв Конституционного  Собрания производится в соответствии  с федеральным конституционным  законом. В настоящее время  такого закона нет.

Очевидно, что  за принятие федерального конституционного

закона о  Конституционном Собрании будут  выступать лишь те депутаты Государственной  Думы и члены Совета Федерации, которые  поддерживают или хотя бы допускают  идею пересмотра «неизменяемой» части  Конституции. Естественно, те, кто не желает пересмотра «неизменяемых» положений Конституции, будут блокировать принятие этого закона: отсутствие закона о Конституционном Собрании гарантирует неизменность Конституции. Таким образом, созыв Конституционного Собрания в первый раз фактически возможен лишь в том случае, если прежде за пересмотр «неизменяемой» части Конституции выступят не три пятых, а квалифицированное большинство парламентариев, предусмотренное в ч.2 ст. 108 Конституции для одобрения федерального конституционного закона. То есть сама идея пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции сначала должна быть поддержана, как минимум, большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и три четверти от общего числа членов Совета Федерации. Ибо парламентариям, выступающим за пересмотр Конституции (но не за конкретное предложение о пересмотре), сначала придется провести через парламент России федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании,  а для этого недостаточно большинства в три пятых. 12Принятие названного закона - это необходимое, но не достаточное условие для созыва Конституционного Собрания. После принятия закона Собрание будет созвано, если будет поддержано уже конкретное предложение о пересмотре определенных положений глав 1, 2 и 9 Конституции. Для этого уже будет достаточно большинства в три пятых голосов в каждой названных палат Федерального Собрания.

Информация о работе Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок