Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2015 в 17:14, курсовая работа
Актуальность темы продиктована необходимостью исследования характера трудностей и противоречий политического реформирования российского государства, определения ориентиров развития российской государственности на ближайшую и отдаленную перспективу.
Актуальна задача повышения эффективности института президентства как ключевого элемента политической системы, улучшения его нормотворческой и правоприменительной практики, а также совершенствование процесса выбора Президента Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Понятие «Президент» и развитие законодательства о выборах Президента Российской Федерации………………………………………….…6
§ 1. Понятие «Президент», связь формы правления в Российской Федерации с институтом Президента…………………………………………………………..6
§ 2. История развития законодательства о выборах Президента Российской Федерации…………………………………………………………………………9
Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации…………..…13
§ 1. Основные стадии процесса выборов Президента Российской Федерации………………………………………………………………………..13
§ 2. Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей……………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие «Президент» и развитие законодательства о выборах Президента Российской Федерации………………………………………….…6
§ 1. Понятие «Президент», связь формы
правления в Российской Федерации с институтом
Президента……………………………………………………
§ 2. История развития законодательства
о выборах Президента Российской Федерации………………………………………………………
Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации…………..…13
§ 1. Основные стадии процесса выборов
Президента Российской Федерации………………………………………………………
§ 2. Место Президента Российской Федерации
в системе разделения властей……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность темы продиктована необходимостью исследования характера трудностей и противоречий политического реформирования российского государства, определения ориентиров развития российской государственности на ближайшую и отдаленную перспективу.
Актуальна задача повышения эффективности института президентства как ключевого элемента политической системы, улучшения его нормотворческой и правоприменительной практики, а также совершенствование процесса выбора Президента Российской Федерации. Институт президентской власти (в его нынешнем качестве) функционирует в России всего лишь около восемнадцати лет. Поэтому актуальность данной темы обусловлена также относительной новизной института президентства для России и особым местом Президента в системе государстве иной власти.
Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления прав граждан избирать и быть избранными, касающиеся порядка выборов Президента Российской Федерации.
Предмет работы – общественные отношения, нормы права и теоретические положения раскрывающие порядок выборов Президента Российской Федерации.
Цель курсовой работы – комплексное правовое исследование института президентства в Российской Федерации и порядка его избрания на должность.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
Правовой основой исследования явились: Конституция Российской Федерации 1993 года; федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка нормативных правовых актов и литературы.
Глава 1. Понятие «Президент» и развитие законодательства о выборах Президента Российской Федерации
§1. Понятие «президент», связь формы правления в Российской Федерации с институтом президентства
Итак, что содержит в себе понятие «президент», и каково его определение? В качестве примера, приведу данные опроса Фонда "Общественное мнение" из проводившегося данным фондом Всероссийского опроса городского и сельского населения ( 9 декабря 2010 года) при участии 1500 респондентов. Респондентов попросили объяснить, какой смысл они вкладывают в понятие "президент России", что для них означают эти слова. На вопрос ответили 82% опрошенных. Большинство из них ограничилось констатацией того факта, что это глава государства (45%) ("тот, кто правит страной"; "высшее должностное лицо"). Однако для части россиян президент - не просто высокопоставленный чиновник, а хозяин, царь и Бог (9%) ("это наш хозяин"; "Бог наш"; "что-то возвышенное, к которому можно обратиться как к Богу, и он должен всем помочь"; "иными словами, царь").
Часть респондентов (13%) указали на те качества, которыми должен, по их мнению, обладать идеальный президент России: ему следует быть "воплощением ответственности за все, что происходит в стране", "непродажным", образованным, умным, справедливым, патриотичным, законопослушным, властным и сильным, вызывать доверие граждан.
Некоторые опрошенные указали на обязательные, с их точки зрения, функции президента России: заботиться о благосостоянии народа (7%), быть гарантом конституционных прав и свобод людей (3%), обеспечивать порядок и стабильность в стране (2%).
Согласно политическому словарю, «президент» — (от лат. prae — перед и sedere — сидеть) избираемый глава государства или какой-либо организации. Это слово — одно из многочисленного ряда новых словечек для обозначения политических понятий, которые были заимствованы или созданы в целях замещения исконных русских слов с тем же смыслом. В русском языке слову «президент» есть полное соответствие с точки зрения лексики — «председатель», т.е. тот, кто сидит перед всеми — именно так и в латыни, откуда заимствовано слово. Это политический лидер, личность, выбранная на должность либо народом, либо каким-то органов государственной власти.
Если же говорить о понятии Президент Российской Федерации, то это высшая государственная должность, замещаемая гражданином Российской Федерации путем избрания на должность, при реализации всеобщего прямого равного избирательного права гражданами Российской Федерации.
Очень важным для понимания сущности института президентства является определение основных черт, характеризующих данный институт. Б.П. Елисеев выделяет следующие:
Попробуем проследить взаимосвязь формы правления и института президентства. По мнению Н.А. Сахарова, «форма правления» - основа формирования высшей государственной власти в той или иной политической системе, которая бывает выборной или наследственной. Отсюда произошли понятия «республиканская форма правления» и «монархическая форма правления». При республиканской форме возникли различные системы правления. Политическое содержание термина «система правления» обозначает в первую очередь тип соотношения прерогатив между исполнительными и законодательными органами государственной власти.
Преобладающим является мнение о том, что Россия – это президентская республика. И объясняется это следующими тезисами. В-первых, Президент Российской Федерации провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство.
Вместе с тем Конституция предоставила Президенту Российской Федерации как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.
Во-вторых, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.
В-третьих, президент может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Итак, «президент» - это выборный глава государства, политический лидер, гражданин, замещающий государственную должность Президента и опирающийся на поддержку политической элиты. Форма правления в основном определяется, каким образом к власти приходит политический лидер этой страны: путем выборов или наследственно. Соответственно институт президентства в Российской Федерации, закрепленный в конституционных и иных нормах права, взаимоотношения президента с иными ветвями государственной власти позволяют определить Россию как президентскую республику.
§2. История развития законодательства о выборах Президента Российской Федерации
В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 г. была включена статья, закрепившая принцип разделения властей, глава о Президенте Российской Федерации; приняты Закон СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР" Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. N 1096-1 "О выборах Президента РСФСР и другие необходимые нормативные правовые акты. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г.
Согласно статьям 121.2 Конституции РСФСР 1978 года Президентом РСФСР может быть избран только гражданин РСФСР не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Президент РСФСР избирается сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, 1978 г., Гл 13.1, ст.121.2. Согласно статье 121.3. Выборы Президента РСФСР осуществляются гражданами РСФСР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Никакие иные выборы или назначение на должность, а равно присвоение полномочий Президента РСФСР не законны и не действительны Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, 1978 г., Гл 13.1, ст.121.3. Порядок выборов и вступления в должность Президента РСФСР устанавливается законами РСФСР.
Информация о работе Порядок выборов Президента Российской Федерации