Порядок выборов Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2015 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы продиктована необходимостью исследования характера трудностей и противоречий политического реформирования российского государства, определения ориентиров развития российской государственности на ближайшую и отдаленную перспективу.
Актуальна задача повышения эффективности института президентства как ключевого элемента политической системы, улучшения его нормотворческой и правоприменительной практики, а также совершенствование процесса выбора Президента Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Понятие «Президент» и развитие законодательства о выборах Президента Российской Федерации………………………………………….…6
§ 1. Понятие «Президент», связь формы правления в Российской Федерации с институтом Президента…………………………………………………………..6
§ 2. История развития законодательства о выборах Президента Российской Федерации…………………………………………………………………………9
Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации…………..…13
§ 1. Основные стадии процесса выборов Президента Российской Федерации………………………………………………………………………..13
§ 2. Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей……………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Выборы Президента РФ.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов.

Информирование избирателей осуществляют избирательные комиссии.

Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Закон предусмотрел множественность форм предвыборной агитации через СМИ. В частности предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. Здесь следует заметить, что если все вышеуказанные понятия имеют свои вполне точные и конкретные определения, даваемые, как правило, в Инструкциях ЦИК, то затруднения вызывает возможность применения так называемых, «иных не запрещенных законом форм», которые так же указываются законодателем в качестве форм проведения предвыборной агитации в СМИ, но одновременно с этим не расшифровываются. Такая трактовка, даваемая в законодательстве, кажется весьма странной и, самое главное, неконкретной. Вряд ли то, что хорошо для определения границ полномочий частного лица, так же применимо к деятельности государственных и общественных институтов, к определению границ их полномочий, характера общественных отношений при выборах органов власти.

В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, их доверенными лицами, политическими партиями, группами избирателей должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, их доверенными лицами.

В день голосования до момента окончания голосования на территории Российской Федерации запрещается опубликование (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов Президента Российской Федерации, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").

Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, является разновидностью информирования избирателей.

В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за или  против кандидата либо против всех кандидатов;

2) выражение предпочтения какому-либо  кандидату, какой-либо политической  партии, выдвинувшей кандидата, в  частности указание, за какого  кандидата будет голосовать избиратель

3) описание возможных последствий  избрания или неизбрания кандидата;

4) распространение информации с  явным преобладанием сведений  о каких-либо кандидатах, политических  партиях, выдвинувших кандидатов, в  сочетании с позитивными либо  негативными комментариями;

5) распространение информации о  деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию  положительного или отрицательного  отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата.3

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования, а в случае проведения повторного голосования - в агитационный период, указанный в пункте 5 настоящей статьи. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию

Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Голосование является важным этапом при проведении выборов Президента. Голосование начинается в 8 часов и заканчивается в 20 часов по местному времени. Голосование может закончиться до 20 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей на избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях.

После получения членами участковой избирательной комиссии избирательных бюллетеней для выдачи начинается процесс голосования - с получения бюллетеня избирателем, до проставления им отметки в квадрате рядом с одним из кандидатов.

Избиратель может проголосовать только лично, за одного кандидата, включенных в избирательный бюллетень, один раз и соответственно получить один избирательный бюллетень, за исключением случаев, когда избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку. В этом случае он обращается к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. Испорченный избирательный бюллетень, на котором член избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, незамедлительно погашается.

Досрочное голосование проводится по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не ранее чем за 15 до дня голосования на избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях

Подсчет голосов избирателей на избирательном участке производится в день выборов сразу по истечении времени голосования непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса открыто и гласно.

Ha основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов об итогах голосования, полученных из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, и данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе данных, переданных по техническим каналам связи из указанных участковых избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента Российской Федерации.

Избранным считается кандидат, который получил более 1/2 голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. 50 процентов голосов избирателей + один голос.

Выборы признаются несостоявшимися:

- в них участвовало менее  половины общего числа избирателей;

- "против" всех зарегистрированных  кандидатов проголосовало больше  избирателей, чем "за";

- ни один кандидат не набрал  половины голосов избирателей, участвовавших  в голосовании;

- если все кандидаты выбыли  до повторного голосования с случаях снятия своей кандидатуры, отзыва кандидатов политической партией, избирательным блоком, выдвинувших этих кандидатов, смерти зарегистрированного кандидата, признания кандидата умершим.

Выборы Президента Российской Федерации признаются недействительными в случаях, когда:

- допущенные нарушения не позволяют  с достоверностью определить  результаты волеизъявления избирателей;

- если итоги голосования признаны  недействительными на части избирательных  участков, охватывающих 1/4 часть избирателей;

- по решению суда.

В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента Российской Федерации и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование по выборам Президента Российской Федерации по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, которое проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах.

Повторные выборы Президента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в случае, если:

- выборы Президента Российской  Федерации признаны несостоявшимися  в результате того, что в них  участвовало менее половины общего  числа избирателей, "против" всех  кандидатов проголосовало больше, чем "за", ни один кандидат не набрал половины голосов избирателей, участвовавших в выборах, или все кандидаты выбыли до повторного голосования;

- выборы Президента Российской  Федерации недействительными, когда  допущенные нарушения не позволяют  с достоверностью определить результаты волеизъявления граждан, итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, охватывающих 1/4 избирателей, по решению суда;

- на день проведения повторного  голосования оба зарегистрированных  кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам,

- при повторном голосовании  ни один зарегистрированный кандидат  не был избран на должность  Президента Российской Федерации, т.е. не получил 50 процентов голосов  избирателей, принявших участие в голосовании.

Не позднее чем через три дня после принятия решения о проведении повторных выборов Президента Российской Федерации сообщение об этом публикуется в средствах массовой информации.

Повторные выборы проводятся в том же порядке, что и общие выборы, но с сокращением сроков избирательных действий не более чем на одну треть, за исключением запрещения выдвижения кандидатов, действия (бездействие) которых послужили (послужило) основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными.

Таким образом, выборы Президента Российской Федерации представляют определенную совокупность стадий или процедур, сроки и порядок осуществления которых регламентированы законодательством Российской Федерации. Особенностью данных выборов является то, что они проводятся по единому федеральному округу, а также некоторые особенности (требования) к реализации пассивного избирательного права.

 

§2. Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

 

Раскрыть место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти невозможно без обращения к теории разделения властей, как основополагающего принципа построения правового государства. Теория разделения властей в историческом плане появилась в целях ограничения власти монарха, царя, императора, президента от имени государствообразующего народа его представителями, наделенными правом законодательствования. Ее появление большинство ученых «в том виде как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму» относит к концу XVII и началу XVIII вв. и связывает с именами Дж. Локка и Ш. Монтескье.

Одна из главных идей Дж. Локка заключается в том, что человек – материальное по своей природе существо, подвластное личным чувствам, руководствующееся, прежде всего, стремлением к удовольствию и желанием избежать боли. Поэтому слабость человеческой природы проявляется в подверженности искушениям, склонности «цепляться за власть». Лица, «которые обладают властью создавать законы, могут также, по мнению английского философа, захотеть сосредоточить в своих руках и право на их исполнение и не подчиняться созданным ими законам». Ключом к пониманию соотношения властей в государстве является мысль Локка о верховенстве законодательной власти, которая становится «священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило».

Наиболее подробную разработку теория разделения властей получила в работах Ш.Л. Монтескье. В рамках своего учения Ш. Монтескье выделял в каждом государстве три ветви власти:

1) законодательная;

2) исполнительная, по отношению  к делам, определяемым международным  правом;

3) исполнительная в отношении  того, что определяется гражданским  правом.

Необходимо заметить, что приведенная классификация автора несколько отличается от тех идей, которые уже в переработанном виде изложены в различных работах и учебных пособиях по теории государства и права. Речь идет о том, что применительно ко второй и третьей ветви власти Ш. Монтескье употреблял одинаковый термин – исполнительная власть. Но автор неизменно комментирует данную триаду властей следующим образом: в силу первой власти издаются законы; в силу второй – решаются война и мир, посылаются посольства, обеспечивается безопасность, предотвращаются нашествия; третья власть является судебной. Каково же место Президента Российской Федерации в системе разделения властей?

Конституция Российской Федерации, принятая в ходе всенародного референдума 12 декабря 1993 года, принципиально изменила характер государственной власти, форму правления и принципы организации законодательной деятельности на федеральном уровне.

В действующей Конституции принцип разделения властей находится среди основ конституционного строя.4 В соответствии с ним, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Часть 1 статьи 11 Конституции, которая служит логическим продолжением предыдущей статьи, поручает осуществление государственной власти исчерпывающему перечню субъектов: Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ, судам РФ. Как можно заметить, принципиально новая дефиниция статуса Президента Российской Федерации, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Соглашаясь с этим тезисом, ряд ученых придерживаются мнения, что хотя Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции РФ, но фактически его функции связаны с исполнительной властью. Признают особое положение Президента в системе разделения властей и сторонники выделения самостоятельной президентской власти.5

Информация о работе Порядок выборов Президента Российской Федерации