Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 10:01, контрольная работа
Такое положение обусловлено двумя крайне важными фактами. Во-первых, многими авторами подчеркивается «несамостоятельность» внимания как психического процесса. И для самого субъекта, и для стороннего наблюдателя оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности. Во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
1. Постановка проблемы внимания в истории философии и психологии.
2. Проанализируйте действующее законодательство в области медико–социальной экспертизы, защиты прав и интересов лиц пожилого возраста и инвалидов;
Составьте проект «Медицинская, социально –средовая, профессионально – трудовая, психолого–педагогическая реабилитация инвалидов».
Объясните сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
Дайте психологическую характеристику личности инвалида и лицам пожилого возраста;
Охарактеризуйте различные виды и формы девиаций, выделите их социальные и социально-психологические причины.
3. Используемая литература.
Благодаря произвольному вниманию, люди могут заниматься не только тем, что их непосредственно интересует, захватывает, волнует, но и тем, что не обладает непосредственной привлекательностью, но является необходимым. Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для сосредоточения внимания. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.
Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохранится. Такой вид внимания был назван Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным вниманием. Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма внимания является весьма характерной. Уменьшение волевого напряжения при послепроизвольном внимании может явиться следствием выработки трудовых навыков, особенно привычки сосредоточенно работать в определенном режиме.
К свойствам (характерным особенностям) внимания относят его концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость.
Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Важным условием поддержания оптимальной интенсивности внимания являются рациональная организация труда с учетом индивидуальных особенностей работоспособности, а также оптимальные внешние условия (тишина, освещение и т. д.).
Распределение внимания – это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия, способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя из поля своего внимания ни одного из них. Многие известные личности могли выполнять несколько видов деятельности одновременно. Главное условие успешного распределения внимания заключается в том, что по крайней мере одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано, доведено до уровня навыка. Поэтому можно, например, легко совмещать просмотр фильма по телевизору и какую-то ручную работу. Труднее выполнять два вида умственного труда. Самое сложное – это распределение внимания между двумя мыслительными процессами с разным содержанием (например, обдумывание мысли и слушание рассуждения на другую тему). Попытка хорошо осознать оба ряда мысли вызывает состояние эмоциональной напряженности. Распределение внимания часто дополняется или заменяется его быстрым переключением.
Объем внимания – это количество не связанных объектов, которые могут одновременно восприниматься ясно и отчетливо. Из определения следует, что объем внимания меньше, чем объем восприятия. У взрослого человека объем внимания составляет в среднем 7 ± 2 элемента. Ограниченность объема внимания нужно учитывать на практике в тех случаях, когда необходимо, чтобы визуальная информация «схватывалась» мгновенно.
Переключение внимания представляет собой сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Таким образом, к переключению нельзя относить любой перенос внимания на другой объект. Тренировка, специальное обучение могут улучшать переключаемость внимания. В то же время возможность тренировки этого свойства внимания ограничена, что обусловлено тесной связью переключаемости внимания с подвижностью нервных процессов.
Иногда выделяют завершенное (полное) и незавершенное (неполное) переключение внимания. Во втором случае после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Это бывает, например, когда новая деятельность неинтересна или, когда не осознается ее необходимость. Переключение внимания затруднено при его высокой концентрации – вследствие этого происходят так называемые ошибки рассеянности, которые часто отмечают как характерную черту великих ученых, сосредоточенных на предмете своего исследования.
Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация. Она зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, общего отношения к нему субъекта.
Следует отметить, что существуют кратковременные колебания внимания, не замечаемые субъектом и не влияющие на продуктивность его деятельности, например, в случае моргания. Такие колебания неизбеж
2. Проанализируйте действующее законодательство в области медико–социальной экспертизы, защиты прав и интересов лиц пожилого возраста и инвалидов;
a) Составьте проект «Медицинская, социально –средовая, профессионально – трудовая, психолого–педагогическая реабилитация инвалидов».
Во всем мире сейчас исповедуется идея социальной интеграции, равных прав и возможностей людей с инвалидностью. К сожалению, в нашей стране инвалиды дискриминируемая группа. Мои исследования показали, что у них ниже зарплата и вообще доход, уровень потребления товаров, уровень образования. Многие остаются невостребованными обществом: около 20% людей с инвалидностью, желающих работать, не могут найти работу. Заметны отличия между людьми с инвалидностью и здоровыми в такой важной сфере, как семейная. Среди инвалидов женатых и замужних значительно меньше. Кроме того, инвалидность приводит к трудностям сохранения семьи, особенно среди инвалидов 1 группы. Общественная активность людей с инвалидностью в целом невысока, они меньше интересуются общественными проблемами – и это естественно, поскольку они оторваны от жизни общества.
Смысл реабилитации не в определении ущербности, а в выявлении потенциальной способности инвалида вернуться, насколько это возможно, в общество и максимально реализовать свои ограниченные способности, чтобы не стать вечной обузой общества и его изгоем.
Важно также обучение и просвещение членов семьи инвалида по различным вопросам: о характере имеющегося у инвалида заболевания, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических и физиологических проблемах, видах и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации. Родственников и лиц, оказывающих помощь инвалиду, необходимо обучать пользоваться техническими средствами, особенно предназначенными для облегчения ухода за инвалидом.
Актуальность темы медицинская, социально –средовая, профессионально – трудовая, психолого–педагогическая реабилитация инвалидов обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, возрастанием
в современных условиях роли
институтов социального
- во-вторых, повышенной потребностью
инвалидов в социальной
- в-третьих, потребностью
выявления существующих
Медицинская
реабилитация — это комплекс
медицинских мер, направленных на
восстановление или
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения и др.).
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Цель социальной реабилитации:
Основные принципы социальной реабилитации –
Институт социальной реабилитации инвалидов реализуется в комплексной деятельности. Комплексная деятельность — это организационные действия, экономические действия, градостроительные действия, собственно реабилитационные действия.
Принципы
социальной реабилитации
1. Принцип изоляции. Создание особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д.
2. Принцип компенсации. Реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот (на пользование транспортом, на лекарства, на квартплату и пр.)
3. Принцип равных социальных прав и возможностей индивидов. Инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности.
4. Принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи. Участие инвалидов в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями..
Принципы социальной реабилитации инвалидов.
1. Принцип независимой жизни. Максимальное развитие и использование способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению.
2.Принцип неразрывной связи с социальной средой. Среда влияет на инвалида по многим направлениям – через общие социальные связи и чувства, через ближайшую социальную сеть, через общественные настроения, предрассудки и ожидания.
3. Принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей. Для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой.
4. Принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий. Отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата. Незавершённость реабилитационной программы, отсутствие некоторых направлений сокращают возможности реализации индивидуального реабилитационного потенциала.
Социальная реабилитация.
- Социально-средовая реабилитация Организация жилища, среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий, с одной стороны, и обучение инвалида пользованию этими приспособлениями – с другой стороны.
- Социально-бытовая адаптация. Приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства.
Социально – трудовая адаптация.
Одним из перспективных направлений реабилитации является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по прежней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций.
Профориентация и профессиональное обучение инвалидов строится на основе углубленной профессиональной диагностики. Разрабатываются показания к тем профессиям, которыми могут заниматься инвалиды. Развитие информационно-компьютерных технологий раскрывает новые возможности обеспечения трудовой занятости инвалидов.
Ещё одним ресурсом расширения возможностей социально - трудовой реабилитации инвалидов является сфера творческих занятий.
Указ президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.»
В соответствии с Указом не допускается:
Информация о работе Постановка проблемы внимания в истории философии и психологии