Поступление на государственную службу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, еще в советский период изучалась проблематика государственной службы, хотя законодательная база этого института практически отсутствовала. Сейчас же идет активный процесс формирования этой базы, формируются и внедряются новые подходы к различным аспектам государственной службы.
Целью данной работы является. в связи с вышеизложенным, попытка обобщить и проанализировать ту законодательную базу, которая уже наработана в ряде субъектов Российской Федерации, выявить слабые и сильные стороны принятых законов, новое и специфическое по отношению к Федеральному Закону.

Содержание работы

Введение
1 Понятие государственной службы
1.2 Государственная служба России в историко-правовом аспекте
2 Поступление на государственную службу
2.1 Аттестация государственных служащих
2.2 Поощрение и ответственность государственных служащих
2.3 Прекращение государственно-служебных отношений (способы и основания)
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

к.р. по даминдаровой ГМС.docx

— 66.94 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Государственная Служба России  
      в историко-правовом аспекте.

 

Государственная Служба России начала складываться по мере становления самой  государственности. В Киевской Руси IX - XI веков отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Причем первоначально категория людей управляющих княжеским двором была зависима, то есть это были не вальные слуги, а холопы (рабы). Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Княжескую дружину же нельзя причислять к государственной службе, так как князь считался в дружине “первым среди равных” и в данном военном образовании присутствовали отношения отличающиеся от отношений “службы”.

Активно стала развиваться государственная  служба в период образования Московского  централизованного государства  с XII по XV века. Именно в этот период создается централизованный государственный аппарат, совершенно новые структуры власти в Московском государстве. Основой новой государственности стала система наместных отношений, когда категория служивых людей (дворян) получила за свою службу, как военную так и гражданскую земельный надел на прокорм.13 Надел давался на срок службы. Служат уже и слуги, получая за это содержание. К XV веку происходит разное сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков.

Формируется принцип местничества, связывающий возможность занятия  государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Вплоть до XII века продолжают развиваться и укрепляться все эти отношения. В середине XVI века была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину (феодальное землевладение) с поместьем (служивым землевладением). Устанавливается единый порядок государственной (военной службы), когда в независимости от формы землевладения обязывалось выставлять одинаковое число вооруженных людей. Развивается система приказов, как центральных органов с жестким подчинением по вертикали и строгое руководство инструкциями и предположениями по горизонтали.14  На местах при воеводах также создаются специальные аппараты управления.

Таким образом к XVII веку в России развилась приказно - воеводская система управления. Для дворян, иных служивых сословий государственная служба была обязательна. Основой ее были земельные наделы, личные заслуги, родовитость. Развивается и законодательство, регламентирующее службу. Это Судебники 1497 и 1550 годов, Соборное Уложение 1649 года, великокняжеские, а затем царские указы.

Вошествие на престол в 1682 году молодого Петра - I ознаменовало развитие и укрепление новой системы государственных органов достаточно радикальные изменения государственного строя в целом. Для проводимых Петром - I преобразований он заставляет дворянство служить. Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 года, который закреплял наследование поместья только за старшим сыном. Остальные дети вынуждены были устраиваться на военную или гражданскую службу и служить за жалование.15 Логическим продолжением Указа о единонаследии стал Табель о рангах (1722 г.). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Табель сформулировал новую систему чинов и должностей. Устанавливались сроки службы в определенных чинах.16 С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, с передачей этого звания по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Таким образом принцип выслуги подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую службу. Каждому воинскому званию соответствовал  гражданский чин, были аналогичны и принципы продвижения по службе. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Образование и специальная подготовка становятся важнейшими докторами определения квалификации чиновника. Государственная служба носит централизованный характер и единообразие в масштабах всей страны. Служба регулируется уже специальными законодательными актами : Генеральным регламентом (1720 г.), семь регламентов для различных коллегий, определяющих общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений, Устав воинский. Кроме того служба регулировалась манифестами, указами царя, а затем императора.

Во второй половине XVIII века, при Екатерине - II система золоченная Петром - I продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест Петра III “О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству” (1762 г.) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины - II. Ими дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы. Таким образом, после Петра - I идет постепенное ослабление, а затем отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия - дворянства, она стала их привилегией.

Новое развитие получила государственная  служба в первой половине XIX века. Ее развитие связано с именем выдающегося государственного деятеля России - Сперанского Михаила Михайловича. В 1809 году он подготавливает Указ о обязательном экзамене для занятия государственной должности. Устанавливался образовательный ценз, обязательное высшее университетское образование для замещения ряда должностей. И хотя этот указ под давлением бюрократии был отменен, тем не менее он вводил новые принципы государственной службы, которые позже нашли применение. В 1832 году принят “Устав о службе гражданской”, в 1834 году “Правила о порядке производства в чины гражданской службы”, в 1845 году вводятся изменения в Табель о рангах.17 В течение XIX века утвердились ряд положений, характеризующих государственную службу. Это запрет родственных связей по службе, ведение определенного образа жизни, который не должен был подрывать авторитет и достоинство государственной власти, запрет определенных занятий, содержание в зависимости от чина и должности включающее жалование, столовые и квартирные деньги, право на пособие и пенсию при выходе в отставку. Гарантировалась усиленная уголовная охрана от преступлений при исполнении им своих обязанностей, устанавливался особый порядок предания суду самих государственных чиновников. Государственные служащие империи имели установленную форменную одежду, за каждым велся обязательный послужной (формулярный список), увольнение производилось по прошению и так далее. Таким образом можно заключить, что Россия до 1917 года имела детальное законодательство о государственной службе и развитую государственную службу как типовую.

При советской власти все это  законодательство было отменено. Это  было связано прежде всего с идеями быстрого отмирания всякого государства, слома старого государственного аппарата и упразднения всякого чиновничества. При советской власти так и не было принято специального закона о государственной службе, детально регулировалась лишь служба в армии и органах МВД. Служба в государственных органах регулировалась лишь несколькими подзаконными актами. Рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях, декретом СНК РСФСР в 1922 году были приняты “Временные правила о работе в государственных учреждениях и на предприятиях”, в 1967 году Госкомтруда утвердил Единую номенклатуру должностей служащих и ряд других актов.

В материалах XXI съезда КПСС утверждалось, что работа в аппарате вообще перестала быть особой прогрессией.18 И лишь в конце 80-х годов была признана необходимость принятия союзного Закона о государственной службе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

 

Порядок  поступления  на  государственную службу определяется правовыми актами с учетом:

а) особенностей статуса  государственных органов;

б) особенностей сфер и отраслей, к которым эти органы относятся;

в) категорий групп государственных  должностей;

г) способов замещения этих должностей.

Конституционный   принцип   равного   доступа  граждан  Российской  Федерации  к государственной  службе  не  исключает ограничений  для поступления на эту службу или  занятие  конкретных  государственных  должностей.  Ограничения  установлены  законами и другими правовыми  актами. Гражданин не может быть принят на государственную должность  в случаях:

а) признания его судом  недееспособным или ограниченно  дееспособным;

б)  лишения  его  судом  права занимать государственные  должности государственной службы в течение определенного срока;

в)  наличия заболевания, препятствующего выполнению должностных  полномочий, если специальные  требования  к  состоянию  здоровья  установлены  для соответствующих должностей;

г)  наличие  близкого  родства  или свойства с государственным  служащим, если их служба    связана   с   непосредственной   подчиненностью   и   непосредственной подконтрольностью  одного  другому.  К  лицам, находящимся  в отношениях близкого родства  или  свойства,  отнесены  родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов;

д)  отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если служба будет связана с использованием таких сведений;

е)  наличия  гражданства  иностранного государства, если доступ к государственной службе не урегулирован на взаимной основе межгосударственными  соглашениями;

ж)  отказа  от  представления  сведений  в  органы налоговой  службы о полученных доходах   и   имуществе,   принадлежащем   претенденту  на  должность  на  праве собственности, являющихся объектом налогообложения;

Порядок  и условия  замещения государственных должностей государственной службы в наиболее    существенных    вопросах   регламентируются   Законом   об   основах государственной   службы.   Им   установлено,   что   гражданин   поступает   на государственную   службу   на   условиях  трудового  договора,  заключаемого  на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.  Поступление  оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность  государственной службы. Назначение   на   государственную  должность  —  юридический  акт  компетентного  государственного  органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения   на   служащего   осуществление   функций,   обязанностей   и  прав, определенных  данной  должностью.  Путем  назначения  замещаются практически все государственные   должности   государственной  службы,  однако  в установленных случаях — по результатам конкурса.

Порядок  замещения должностей дифференцирован применительно  к назначению впервые или  вновь  поступающих на государственную  службу, а также к замещению  вакантных должностей.   Он   различается   также   в  зависимости  от  категорий  и  групп государственных  должностей.

Конкурс  представляет  собой  конкретную  форму замещения  должностей, включающий элементы  выборности.  Он  имеет  целью  отбор  высококвалифицированных  кадров и комплектование  ими  государственных  органов. Конкурс  состоит в предварительной оценке   профессиональных,   деловых   и   нравственных   качеств  кандидата  на должность.

Замещение государственной  должности по конкурсу предполагает:

а)  избрание  на  вакантные  должности, которые, следовательно, могут  замещаться служащими на определенный срок (как правило, до пяти лет);

б)  объявление в печати о конкурсе на должность с сообщением основных требований к кандидатам на ее замещение;

в) возможность участия  в конкурсе нескольких претендентов;

г) рекомендацию кандидата  на должность конкурсной комиссией;

д)   заключение   контракта   между   администрацией  и лицом,  рекомендованным конкурсной комиссией или избранным на соответствующую должность;

е) издание приказа уполномоченным должностным лицом о назначении на должность.

По   конкурсу   замещаются  определенные  категории  государственных  должностей государственной службы.

В  свою  очередь  конкурс  может  проводиться  в  форме  конкурса документов или конкурса-испытания.  В  форме  конкурса  документов замещаются вакантные старшие государственные   должности  государственной  службы;  конкурса-испытания  —  на замещение   вакантных  высших,  главных  и  ведущих  государственных  должностей

государственной службы.  Конкурс   проводится  по  установленной  процедуре.  В  частности  при  конкурсе документов  конкурсная  комиссия  оценивает  участников  конкурса  на  основании документов  об  образовании,  о предшествующей трудовой деятельности, а также на

основании рекомендаций, тестирования и т.д. Конкурс-испытание    может    включать   в   себя   прохождение   испытания   на соответствующей   государственной   должности   и   завершается  государственным квалификационным экзаменом.

Решение    конкурсной   комиссии   является   основанием   для   назначения   на соответствующую   должность   государственной   службы   либо   отказа  в  таком назначении.   Замещение   вакантных   государственных   должностей   федеральной государственной  службы  по  конкурсу  регламентируется  Положением о проведении конкурса   на   замещение   вакантной   государственной   должности  федеральной государственной  службы,  утвержденным Указом Президента Российской Федерации от

29 апреля 1996 года № 604.

Лицо,  принятое  на  государственную службу, приобретает  статус государственного служащего   и  субъекта  государственно-служебных  отношений.  Особенность  этих отношений  состоит  в  том,  что  они  складываются между государством в  лице его органов  и  государственным  служащим,  осуществляющим  служебную  деятельность в качестве   субъекта   юридически  властных  отношений.  Государственно-служебные отношения  значительной  части  государственных  служащих  могут  складывать  не

только  внутри,  но  и вне рамок органа, в котором  они занимают должности (между служащими  выше- и нижестоящих органов, контрольно-надзорных  органов). Государственно-служебные  отношения,  урегулированные  нормами  административного права, представляют собой разновидность административных правоотношений. Государственно-служебные  отношения  возникают  на основе одностороннего решения государственного  органа  (должностного  лица),  которое,  во-первых, юридически закрепляет  поступление  гражданина на государственную службу, во-вторых, служит

Информация о работе Поступление на государственную службу