Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа
Основная цель данной работы проанализировать и сопоставить основные подходы к определению понятия позитивное право и дать наиболее общее понятие признакам позитивного права.
Введение
Что есть право – один из наиболее важных, сложных, полемических вопросов правоведения, неизменно привлекающий к себе внимания человечества с тех пор, как оно, едва преодолев порог между родовым и классово-организованным обществом, толкнулось с первыми ростками цивилизации.
Правопонимание – это цельная, взаимосвязанная концепция правовых идей, обладающих особым набором свойств. Многие видные юристы и философы обращались к этому вопросу с древнейших времен. Для предмета теории государства и права вопрос о типе правопонимания имеет решающее значение, ибо определяется именно им.
Представители широкого правопонимания, за отдельными исключениями, абстрагируются от реальной жизни, основывают свои выводы на многократно повторяемой критике, преимущественно западного, а также дореволюционного отечественного позитивизма XIX-XX вв. с его отождествлением права и закона, переносимой вне времени и пространства на оценки и заключения по поводу современного понимания. При этом игнорируется принципиально отличающиеся и от старого позитивизма, и от неопозитивизма XX в. работы и взгляды советских и современных российских ученых, стоящих на позициях позитивного, прежде всего нормативного, понимания права.
Особенно настойчивое, массированное наступление на распространенное нормативное понимание права и его позитивную трактовку вообще началось с середины 70-х годов и продолжается по настоящее время. И хотя за прошедшую четверть века сторонникам широкого правопонимания так и не удалось совершить “переворот” в теории государства и права и юридической науке в целом, ущерб развитию той или другой путем вольного или невольного запутывания и размывания их основ причинен немалый.
Не менее очевидно негативное влияние противопоставления естественного права, свободы, справедливости позитивному праву, жесткого различия права и закона и так далее на практическое обеспечение законности и правопорядка.1
Тема данной курсовой работы актуальна в наше время, так как является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступлениями и правонарушениями.
Исходя из выше сказанного, основная цель данной работы проанализировать и сопоставить основные подходы к определению понятия позитивное право и дать наиболее общее понятие признакам позитивного права.
Основные подходы к определению понятия позитивное право
Возникновение права - закономерное следствие
усложнения общественных взаимосвязей,
углубления и обострения социальных
противоречий и конфликтов. Обычаи
перестали обеспечивать стабильность
и порядок в обществе, а значит,
появилась объективная
Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Позитивное право
- это реальный, существующий в законах,
иных документах, фактически осязаемый
(и потому позитивный) нормативный
регулятор, на основе которого определяется
юридически дозволенное и юридически
недозволенное поведение и
Позитивное право складывается при переходе человечества к цивилизации, когда возникают основы для свободы отдельного человека – избыточный продукт в виде частной собственности и обособление отдельного индивида. Решающую роль в формировании права играет его выражение в письменном виде. Позитивное право – это по природе своей писаное право.
Главное достоинство позитивного права состоит в том, что оно, как крупный элемент общества, в условиях цивилизации представляет собой нормативно-ценностный регулятор. Право в таком, наиболее общем, виде призвано регулировать, то есть определять, вводить в известные рамки поведение людей, складывающиеся в обществе отношения.2
Позитивное право является конечной формой всякого права, представляющей собой данную в опыте объективную реальность.
Позитивное право существует в реальном мире человеческих отношений, является феноменом внешнего, а не внутреннего социального или психического мира. Право - это норма объективно - данная, исходящая всегда от внешнего авторитета. Созданное силой, право существует только в связи с этой силой и действует только при помощи или с долей участия этой силы. Право лишено внутренней опоры в человеческом сознании, имеет только внешнюю опору - принуждение со стороны государства.
Санкция правовых норм в любом виде - необходимая часть понятия права. Поэтому многие позитивисты, в частности видный русский правовед и философ профессор Шершеневич, отрицают существование конституционного, международного права, т. к. для них не существует той меры государственного принуждения, которое существует для отраслей гражданского или уголовного права.
Позитивисты возвели
одну из форм положительного права - именно
закон, законодательное установление
или законодательную норму - на степень
универсальной юридической
Если фактические
условия выдвигают какие-либо другие
источники, то режим монополии может
их признать только постольку, поскольку
они признаны и допущены законодательной
нормой. Так условно признается,
например, обычное право, поскольку
оно не противоречит закону и разрешено
законом. Если на основании этой практики
монополии попытаться построить
некоторое теоретическое
Источник силы
права — общественное принуждение,
т. к. оно находит свое выражение
в воле органов государственной
власти. Для позитивистов, где нет
государственной власти, нет и
права. По Иерингу, право определяется
следующим образом: это есть совокупность
действующих в государстве
В гносеологическом
плане позитивизм перешел от умозрительных
методов познания к наблюдению фактов.
Позитивизм свел теории государства
и права к описаниям и
Позитивизм приобрел наиболее законченные формы в XX в. В то время как философским фундаментом иных позитивистских теорий является утилитаризм, философской основой, на которой базируется теория Кельзена и венской школы, к которой он принадлежал, служит кантианство. Однако в отличие от упомянутой неокантианца Штаммлера, Кельзен своей “чистой” теорией права полностью порывает с какой-либо теорией справедливости.
Целью его "чистой" теории является знание того, что есть наиболее существенное в праве. Поэтому она не занимается тем, что является изменяющимся и случайным, как, например, идеалы справедливости. В соответствии с этим Кельзен совершенно отвергает правовой идеализм неокантианцев и всю школу естественного права вообще. Вместо этого он подчеркивает, что теория права должна полностью носить чисто формальный характер.
Отправным пунктом его "чистой" теории права является кантовское различие между сферой познания и сферой волеизъявления, или сущим и должным. Наука является знанием, а не проявлением воли. Однако теория права для него, в отличие от Канта, является наукой, а не проявлением воли. Она означает знание того, что есть право, а не того, чем оно должно быть.
Правовые отношения содержат угрозу санкций со стороны власти в ответ на некоторые действия. Юридическая норма представляет собой отношения условия и следствия. Иначе говоря, если совершено некоторое действие, то должно последовать некоторое следствие, и только в этом смысле право будет относиться к сфере должного.
Говоря об особенностях
образования права, необходимо учитывать,
что процесс возникновения
Таким образом, законы создаются и отменяются действиями человека. Поэтому право является позитивным феноменом.4
С различных времен складывается мнение о праве, например:
1.Становление права есть
процесс и результат
Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание.
Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).
Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).
В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).
Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.5
2. В разные исторические эпохи менялось представление о праве. Это объяснялось развитием общества, государства, сложной природой права. Например, Аристотель считал право олицетворением политической справедливости и нормой политических отношений между людьми. Право служит критерием справедливости и является регулирующей нормой
политического общения.
Сократ и Платон в своем правопонимании также исходили из совпадения справедливого и законного.
По учению Цицерона, в основе права лежит присущая его природе справедливость.
По мнению Р. Иеринга содержание права составляют интересы субъектов социального взаимодействия, т.е. интересы общества в целом, а единственным источником права является государство.
Ж.Ж. Руссо видел цель всякой системы законов в свободе и равенстве.
Многообразие определений понятия "право" объясняется:
а) особенностями его познания, что связано с обособлением определенных качеств, свойств права и недооценкой других качеств;
б) многообразием проявлений права, которое может существовать в форме правовых норм, в форме идей и представлений о праве, в форме общественных отношений, порождающих нормы права и испытывающих, в свою очередь, воздействие этих норм. В зависимости от того, какого из названных начал или форм придерживаются те, или иные исследователи, сложились три разных подхода к праву, к его пониманию: нормативный; нравственный (философский); социологический.6