Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 18:32, курсовая работа
В настоящее время права человека определяются как права, составляющие основу статуса личности в правовом государстве, считаемые прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности.
Для каждого современного государства характерна своя определенная система социальных ценностей, иногда конституционно закрепленных, и обусловленная ею совокупность критериев и целей, образующая основания для установления границ (пределов) в реализации гражданами своих прав и свобод [5, c.29].
В соответствии с нормами Международного пакта об экономических социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах участвующие в Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе [6, c.84].
2.2 Способы ограничения прав человека
Ограничения – меры, направленные на реализацию позитивных прав и свобод человека и гражданина, исключающие нелегитимные способы их реализации. Ограничения есть форма реализации позитивных действий и исключение действий негативных. Ограничения можно классифицировать на экономические, политические, социальные, правовые. Исходя из формы права, закрепляющей ограничение можно выделить конституционно-правовые ограничения, ограничения, устанавливаемые законами, подзаконными актами, судебными решениями. По субъекту: ограничения прав физических и юридических лиц, а также общие (действующие для всех лиц) и индивидуальные (для конкретных лиц). По времени действия: постоянного или временного характера (на конкретный срок или в чрезвычайных условиях). В зависимости от правового статуса ограничения прав: иностранцев; государственных служащих; должностных лиц и т.п [7, c.56].
Способы (формы) ограничения
прав и свобод могут быть различными: а)
запрет на определенный вариант реализации
права или свободы, т.е. установление границ
поведения (относительный запрет);
б)запрет на реализацию
права (свободы) в целом (абсолютный запрет);
в)вмешательство (вторжение)
в право (свободу) уполномоченных государственных
органов (характеризуется активными действиями
государственных органов и пассивным
поведением личности);
г)обязанность;
д)ответственность.
В современном российском
праве действует правило - ограничения
прав и свобод могут быть обоснованы только
самой Конституцией.
Природа конституционных
ограничений кроется в признании прав
человека естественными (догосударственными
или внегосударственными), с одной стороны,
и признании роли государства как основного
гаранта этих прав и одновременно основной
угрозой этим правам - с другой. В процессе
реализации прав и свобод сталкиваются
различные интересы: субъекта этих прав
(свобод), других лиц, общества в целом,
государства. В силу этого установление
ограничений (определение пределов) прав
(свобод) - объективная потребность нормального
функционирования общества, с одной стороны,
и свободы личности - с другой. Цель ограничений
- достижение компромисса между интересами
человека и интересами общества, государства
и других лиц.
Всякое конституционное
ограничение применительно к индивидуальной
свободе предполагает, что оно обусловлено
возможностью столкновения ценностей,
подлежащих защите, а потому такое ограничение
признается правом. Этот принцип универсален.
Ограничение направлено на достижение
рационального, т.е. адекватного, баланса
сталкивающихся конституционно- правовых
ценностей. Для каждого современного
государства характерна своя определенная
система социальных ценностей, иногда
конституционно закрепленных, и обусловленная
ею совокупность критериев и ориентиров
(целей), образующая основания для установления
границ (пределов) в реализации гражданами
своих прав и свобод. Л.Д. Воеводин в связи
с этим пишет: "...пределы осуществления
прав и свобод можно было бы определить
как совокупность сложившихся на основе
существующих в обществе социальных ценностей
критериев и ориентиров, очерчивающих
границы пользования гражданами своими
конституционными правами и свободами,
а также осуществления в пределах Конституции
и законов органами государственной власти
и органами местного самоуправления принадлежащих
им полномочий" [8, c.53].
В этом смысле пределы
(границы) реализации прав (свобод), закрепленных
в конституциях различных государств
и выражающиеся в установлении общих оснований
ограничений, имеют определенное сходство.
При этом целью ограничений является достижение
гармонии между интересами личности и интересами государства как представителя
общества.
Согласно ст. 2 Всеобщей декларации
прав человека, каждый человек должен
обладать всеми правами и всеми свободами,
провозглашенными настоящей Декларацией,
без какого бы то ни было различия, как-то:
в отношении расы, цвета кожи, пола, языка,
религии, политических или иных убеждений,
национального или социального происхождения,
имущественного, сословного или иного
положения. Кроме того, не должно
проводиться никакого различия на основе
политического, правового или международного
статуса страны или территории, к которой
человек принадлежит, независимо от того,
является ли эта территория независимой,
подопечной, несамоуправляющейся, или
как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
Однако же в соответствии со ст. 29 при осуществлении
своих прав и свобод каждый человек должен
подвергаться только таким ограничениям,
какие установлены законом исключительно
с целью обеспечения должного признания
и уважения прав и свобод других и удовлетворения
справедливых требований морали, общественного
порядка и общего благосостояния в демократическом
обществе [9, c.64].
В соответствии с нормами Международного пакта об экономических социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах участвующие в Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе [10].
В философско-правовом смысле общие основания ограничения прав и свобод человека и гражданина можно определить как обусловленные политико-правовой концепцией свободы личности причины, которые детерминируют (предопределяют) закрепление в Конституции России и иных правовых актах пределов (границ) реализации человеком (гражданином) прав (свобод) и обеспечивают соблюдение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства. Необходимо отметить, что жесткой, непроницаемой границы между интересами отдельного человека и интересами государства нет, и иногда интересы государства, общества и личности в установлении отдельных ограничений совпадают. Например, ограничение свободы человека в связи с предполагаемым совершением им уголовного преступления отвечает как интересам отдельной личности (потерпевшего), так и интересам государства (раскрытие преступления без помех со стороны подозреваемого).
2.3 Основания ограничения прав человека
Вопрос о пределах ограничения
прав человека и гражданина стоит в настоящее
время исключительно остро. И дело даже
не в том, что в правовой теории эта проблема
пока еще не стала предметом целенаправленного
специального изучения, хотя отдельные
мнения на этот счет уже высказывались.
Речь идет о том, что в законодательной
и правоприменительной практике вопрос
о предельности ограничений часто решается
без опоры на прочный теоретический фундамент.
Между тем, еще Б. Н. Чичерин отмечал, что
«без этих ограничений общежитие невозможно.
В какой мере они устанавливаются – это
зависит от местных и временных условий»
[11,c.79].
Как замечает А. В. Малько, возможность
ограничений основных прав личности по
соображениям обеспечения интересов общества
в целом или прав и свобод других лиц всегда
таит в себе угрозу, если даже не злоупотреблений,
то, во всяком случае, принятия несоразмерных
охраняемому общественному интересу ограничительных
мер [12, c.115].
В международно-правовых документах, в конституциях государств практически невозможно встретить четких и ясных упоминаний о возможных пределах ограничений. В Международном пакте о гражданских и политических правах указывается, например, что в случае чрезвычайного положения возможны отступления от некоторых положений статей (ч. 3 ст. 4), однако, какова крайняя степень, предельная граница этих отступлений, не говорится. Другим примером может служить ст. 4 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), в которой говорится, что в правовых системах, в которых признается понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости. Как можно видеть, использование оценочных понятий в таких случаях, заменяющих точность и ясность в определении предельности (меры) ограничения прав и свобод, вряд ли способствует достижению поставленных субъектами нормотворчества целей.
Еще один пример. Статья 25 Конституции РФ гарантирует гражданам неприкосновенность жилища. Однако в этой же статье говорится: «Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Другими словами, законодатель оставляет за собой право предусмотреть возможность ограничения неприкосновенности жилища. Таким образом, возникает коллизия между естественным правом на неприкосновенность жилища и формальным допущением законодательного произвола в вопросе ее ограничения. Однако стоит заметить, что одной из причин неопределенности в данном вопросе является возможность различного толкования факта ограничения естественного права. Допустим, некий субъект совершил кражу и ему предстоит возместить ущерб потерпевшему. В силу определенных обстоятельств в его жилище приходят судебные приставы, которые описывают имущество. В данном случае нарушается неприкосновенность жилища для восстановления другого естественного права на возмещение ущерба. Думается, что для устранения подобного дуализма в различных ситуациях, законодатель должен более или менее четко обрисовывать пределы допускаемых ограничений. Интересный для анализа момент содержится в статье Е. Д. Волоховой «Понятие и содержание конституционного права на образование», в которой рассматривается проблема пределов ограничения права на образование. Так, автор статьи выделяет такие естественные пределы ограничения права на образование, как психофизиологические ограничения человека, ограничения, обусловленные его возрастом, состоянием здоровья, ранее накопленный объем знаний, что позволяет предоставить обучающемуся ограниченный объем знаний и умений и т.п. Все перечисленные пределы ограничений относятся автором к праву на образование, при этом подчеркивается, что все эти ограничения имеют «естественные пределы» [13, c.14].
Однако, следуя этой
логике, к таким пределам можно
с очевидностью отнести
Тогда, продолжая рассуждать
в формате той же логики, можно предположить,
что существуют и искусственные пределы
ограничений прав и свобод человека, которые
могут устанавливаться субъектом позитивного
нормотворчества. Здесь-то и возникает
вопрос об этом самом субъекте, который
обозначает, определяет и устанавливает
эти пределы. Очевидно, что таких субъектов
немало – от законодательного собрания
до чиновника районного управления образования. Иное дело заключается в том,
чтобы выяснить, на каком основании и как
именно определяются (в количественно-качественном
отношении) пределы предпринимаемых ограничений
тех или иных прав и свобод граждан, какая
цель при этом преследуется и какие средства
избираются с учетом этих пределов и цели
ограничения. Именно в этой точке соотношения
цели, средств и пределов ограничения
аккумулируются те самые объективно-субъективные
факторы, опосредующие саму деятельность
по ограничению прав и свобод человека. В целом конституционно-правовые
ограничения основных прав и свобод образуют
определённую систему и включают: ограничения общего характера.
Они касаются общего конституционно-правового
статуса и определяют допустимые пределы
изъятий из основных прав и свобод и цели,
которым такие изъятия должны быть соразмерны
(ст. 55, 13, 19, 29 и др. Конституции РФ);
· ограничения в условиях чрезвычайного
положения (ст. 56 К. РФ).
Сама Конституция выступает «способом
ограничения государства и
государственной власти» [14, c.83] и содержит
указания на обязанности, запреты, адресатами
которых выступают как граждане, так и
органы государства, должностные лица,
органы местного самоуправления, общественные
объединения, иные субъекты конституционных
правоотношений.
Согласно статье 19 Конституции РФ, «запрещаются
любые формы ограничения прав граждан
по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной принадлежности».
Во Всеобщей Декларации прав человека указано, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете».
«Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может бать основанием для его умаления» (ст. 21 К. РФ). Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан. Так, справедливое и законное требование следователя о представлении доказательств, осуществляемое в установленных уголовно-процессуальным законом случаях и порядке, не может рассматриваться как ущемление достоинства личности, как оскорбление. «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (ст. 23 Конституции РФ). Одним из ограничений права на тайну телефонных переговоров является полномочие следственных органов при наличии достаточно обоснованных данных о том, что обвиняемый или подозреваемый в особо опасном преступлении ведет телефонные переговоры, в ходе которых могут быть сообщены сведения, имеющие значение для уголовного дела, вынести постановление о прослушивании этих переговоров. При наличии указанных оснований, а также фактов телефонного хулиганства проведение этого следственного действия допускается только по решению судьи. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении о некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации от 24.12.1993г. рекомендовал всем судам общей юрисдикции принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Общие и военные суды не могут отказать в рассмотрении таких материалов в случае представления их в эти суды. Указанные материалы представляются судье уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» [15, ст.3349].
По результатам рассмотрения
материалов судьей выносится мотивированное
постановление о разрешении провести
оперативно-розыскные или следственные
действия, связанные с ограничением права
на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений,
либо об отказе в этом. Указанные материалы
рассматриваются судами незамедлительно.
Если судья не дает разрешения на проведение
указанных действий, уполномоченные на
то органы и должностные лица вправе обратиться
по тому же вопросу в вышестоящий суд.
Нарушение тайны переписки,
телефонных переговоров и телеграфных
сообщений граждан является уголовным
преступлением и наказывается исправительными
работами на срок до шести месяцев или
штрафом до одного минимального месячного
размера оплаты труда (ст. 135 Уголовного
Кодекса).
«1. Перечисление в
Конституции Российской Федерации основных
прав и свобод не должно толковаться как
отрицание или умаление других общепризнанных
прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации
не должны издаваться законы, отменяющие
или умаляющие права
и свободы человека и гражданина.
3. Права
и свободы человека и гражданина могут
быть ограничены федеральным законом
только в той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства»
(статья 55 Конституции Российской Федерации).
Данная статья содержит
ряд принципов, направленных на защиту
прав человека и гражданина, и перечень
оснований, согласно которым возможны
ограничения прав и свобод.
Информация о работе Права человека : понятие,классификация и проблемы