Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 18:32, курсовая работа
В настоящее время права человека определяются как права, составляющие основу статуса личности в правовом государстве, считаемые прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности.
Часть 1 статьи в соответствии со ст. 30 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах утверждает открытость перечня прав и свобод человека и гражданина, возможность присоединения новых прав к уже провозглашенным. Ссылка на отсутствие в Конституции Российской Федерации того или иного права, утвержденного законодательством или указанного в международных договорах, ратифицированных Государственной Думой, юридически недействительна.
Часть 2 исключает возможность использовать законодательство для изъятий из перечня прав и свобод, провозглашенных Конституцией и актами международного права, которые Россия обязалась соблюдать.
Часть 3 статьи определяет границы пользования правами и свободами, игнорирование которых ведет к нарушению прав и свобод других лиц. При реализации прав и свобод недопустимы посягательства на конституционный строй, оборону страны и безопасность государства. Разрушение этих сторон государственности разрушает условия свободы самого человека и гражданина [16, c.94].
Использование прав
и свобод отдельной личностью ограничивается
также требованиями защиты нравственности
и здоровья общества. Вместе с тем идеалы
нравственности и параметры определения
здоровья исторически подвижны. Общая
направленность демократического общества
тяготеет к максимальной терпимости, к
признанию прав меньшинств. Вместе с тем
религиозные идеалы, а также национальные
обычаи и традиции, не унижающие человеческого
достоинства, могут учитываться в республиках
и регионах Российской Федерации. Федеральное
законодательство, устанавливая данные
ограничения, не может выходить за их конституционный
перечень.
Часть 3 ст. 55 включает
принцип, закрепленный в ч. 3 ст. 17. Соблюдение
прав других лиц входит в общую систему
оснований, ограничивающих злоупотребление
правами и свободами. Перечисленные в
ч. 3 рассматриваемой статьи основания
по смыслу совпадают с содержанием ч. 2
ст. 29 Всеобщей декларации прав человека:
«При осуществлении своих прав и свобод
каждый человек должен подвергаться только
таким ограничениям, какие установлены
законом исключительно с целью обеспечения
должного признания и уважения прав и
свобод других и удовлетворения справедливых
требований морали, общественного порядка
и общего благосостояния в демократическом
обществе».
Ограничения прав в период чрезвычайного или военного положения, как правило: а) не распространяются на основные права граждан; б) носят ограниченный по объему и времени действия характер; в) применяются только на основании соответствующего законодательного акта. Даже при введении чрезвычайного или военного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться. Такой подход согласуется с закрепленной в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ нормой, согласно которой в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права, предусмотренные ст. ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46 – 54 Конституции РФ.
В этой связи интерес представляют ряд норм ФКЗ «О военном положении» и «О чрезвычайном положении», предусматривающих ограничения отдельных прав и свобод граждан на время чрезвычайного или военного положения, которые условно можно разделить на шесть групп [17, c.132].
К первой группе ФКЗ «О чрезвычайном положении» [18, cт.2277] (ст. 11) и «О военном положении» [19, ст.375] (ст. 7-8) отнесены такие меры, которые применяются во всех случаях независимо от оснований введения чрезвычайного или военного положения, а именно:
а) введение и
обеспечение особого режима
б) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
в) запрещение забастовок и иных форм приостановления или прекращения деятельности организаций;
г) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра.
Ко второй группе ограничений обоими Законами отнесены меры, которые применяются лишь при введении чрезвычайного положения в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженным мятежом, массовыми беспорядками, террористическими актами, блокированием или захватом особо важных объектов или отдельных местностей, подготовкой и деятельностью незаконных вооруженных формирований, межнациональными, межконфессиональными и региональными конфликтами, сопровождающимися насильственными действиями (при введении военного положения – независимо от оснований).
К таким мерам относятся:
а) установление запретов на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (введение комендантского часа);
б) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков;
в) временное изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ;
г) проверка документов,
удостоверяющих личность
К третьей группе ограничений ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст. 12) [20, ст.2277] отнесены меры, которые могут применяться исключительно при введении чрезвычайного положения по вышеназванным основаниям (в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя РФ и др.), а именно: а) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке; б) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.
К четвертой группе ограничений обоими Законами отнесены такие меры, которые применяются при введении чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, чрезвычайными экологическими ситуациями, требующими проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (при введении военного положения – независимо от оснований). К ним, в частности, относится мобилизация (привлечение) трудоспособного населения (граждан) к выполнению аварийно-спасательных работ (работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия), восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями.
К пятой группе ограничений
ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст. 13)
[21, ст. 2277] отнесены меры, которые
могут применяться исключительно при
введении чрезвычайного положения в связи
с названными чрезвычайными ситуациями:
а) временное отселение жителей в безопасные
районы с обязательным предоставлением
таким жителям стационарных или временных
жилых помещений; б) введение карантина,
проведение санитарно-
Шестую группу временных мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение, исходя из требований Федеральных законов «Об обороне» [22, ст. 2750 ], «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [23, ст. 1014] и «О гражданской обороне» [24, ст. 799 ] составляют следующие возлагаемые на граждан ограничения:
а) выполнение
требований федеральных
б) явка по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военные комиссариаты, на территории которых проживают граждане;
в) выполнение требований, изложенных в полученных гражданами предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;
г) предоставление
гражданами в соответствии с
федеральными законами
д) задержание по основаниям, установленным федеральным законом, граждан и транспортных средств на срок до 30 суток;
е) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
ж) запрещение
работы приемопередающих
з) интернирование
(изоляция) в соответствии с
и) запрещение
или ограничение выезда
к) запрещение
или ограничение выбора места
пребывания или места
Примечательно, что
практически одновременно отдельные положения
о возможных ограничениях прав и свобод
граждан в условиях чрезвычайного и военного
положения закреплены и в некоторых других
федеральных законах, что свидетельствует
о наличии у законодателя единого подхода
к решению этой проблемы. В частности,
ст. 4 Трудового кодекса РФ установлено,
что не является принудительным трудом
работа, выполняемая в случаях объявления
чрезвычайного или военного положения.
А в ст. ст. 51 и 93 Земельного кодекса РФ
закреплено, что во время чрезвычайного
или военного положения допускается временное
изъятие у собственника земельного участка
с возмещением собственнику причиненных
убытков (реквизиция) и выдачей ему документа
о реквизиции земельных участков для нужд
обороны и безопасности. Данные положения
Трудового кодекса и Земельного кодекса
согласуются с предусмотренными ст. ст.
13 и 29 ФКЗ «О чрезвычайном положении» и
ст. ст. 7 и 18 ФКЗ «О военном положении»
нормами о возможности привлечения (мобилизации)
граждан к выполнению аварийно-спасательных
и других неотложных работ (работ для нужд
обороны) с гарантированной оплатой труда,
а также об изъятии у них необходимого
для нужд обороны имущества (во время режима
чрезвычайного положения – использования
имущества и ресурсов организаций) с последующей
выплатой государством его стоимости
(возмещения причиненного ущерба).
Учёный Гаджиев Г. А.
затронул проблему соразмерного ограничения
основных прав. Возникает вопрос: идёт
ли речь в части 3 статьи 55 Конституции
Российской Федерации о возможности ограничения
основных прав и свобод, перечисленных
в главе 2 К. РФ, или основных прав и свобод
и иных конституционных прав (поскольку
понятие конституционных прав шире, чем
понятие основных прав и свобод, либо нарду
с основными правами и свободами, отраслевых
прав (в том числе гражданских) прав [25,
c.47].
Если способы ограничения
гражданских прав чрезвычайно разнообразны,
включая и ограничения посредством заключаемого
договора, то ограничение основных прав
возможно только путём принятия федерального
закона.
Одно из конституционных
правил ограничения основных прав и свобод
выражено в словах: «только в той мере,
в какой это необходимо.
Это правило о необходимости
соразмерного конституционно-значимым
целям ограничения основных прав и свобод.
Гаджиев Г. А. считает,
что «если право – инструмент защиты личности
от произвола государственной власти,
то ограничение прав и свобод предназначено
для защиты общества, прав и свобод (интересов)
других лиц от произвола правопользователя».
Ограничение прав в этом смысле имеет
такое же естественное происхождение,
как сами права и свободы.
Следовательно, ограничения
во всех случаях должны преследовать цель
– найти разумный компромисс между общественной
необходимостью и интересами обладателя
права. Безусловно, ограничение права
возможно до тех пределов, при которых
оно не вступает в противоречие с истинным
назначением самого права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Права человека - одна из основополагающих ценностей современной мировой цивилизации - понятие сложное и многогранное. Ему трудно дать одно единственное определение и однозначное толкование, ибо эта категория не только юридическая, но и философская, политическая, нравственная. Права человека появляются у человека в момент рождения не только как неотъемлемые условия существования, которых требует природа человека для его выживания, и существенные возможности развития, но и как средство и цель жизни, вне зависимости от того, осознаются или нет.
Права человека - принадлежность индивида (он их субъект), потенциал и мера его свободы в обществе и государстве, грани возможного поведения, очерченные правовыми и другими социальными нормами.
Права человека - средство достижения им основных материальных и духовных благ, реализации своих способностей, талантов.
Основные права человека и гражданина гарантирует глава 2 Конституции РФ, согласно ч. 2 ст. 17, основные права и свободы человека «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция признает основные права как существующие независимо от конкретного законодательства естественные права. Гарантируемые гл. 2 Конституцией права и свободы имеют приоритет по отношению к любой норме федерального закона, указа или постановления государственного органа на федеральном уровне. То есть, никакой нормативный акт уровнем ниже Конституции не может быть действительным, если он не отвечает гарантированным Конституцией основным правам.
С одной стороны основные права олицетворяют решения законодателя и представляют собой руководящие принципы для правового порядка, с другой стороны, это субъективные права тех лиц, которые могут требовать от органов государственной власти уважения их индивидуальных прав и свобод в каждом отдельном случае и имеют возможность добиться этого в судебном порядке. Органы исполнительной и судебной власти, в особенности, должны учитывать объективное содержание основных прав при применении норм закона. Для законодательных органов основные права и свободы – рамки, определенная программа законотворческой деятельности. Все государственные органы обязаны толковать и применять нормативный акт как отвечающий основным правам. В случае если нормативный акт не может применяться без нарушений основных прав, нужно ставить вопрос о его отмене.
Информация о работе Права человека : понятие,классификация и проблемы