Права человека в религиозной сфере в современной Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы, религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов, выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение. Поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики, фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, имевший место в первой половине 90-х годов.

Содержание работы

1. Отношения белорусского государства и религиозных организаций 3
2. Права человека в религиозной сфере в современной Беларуси 11
3. Идеология белорусского государства и религии 17
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

Основы идеологии белорусского государства.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Республика Беларусь несмотря на значительную религиозность является в значительной степени секуляризированной страной. Поэтому необходимо реально оценивать  возможности религии, так как  социальное и нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и сотрудничестве государственных и религиозных объединений. Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп несмотря на их мировоззренческие устои: нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость и агрессивность. Опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей [12].

 

2. Права человека в  религиозной сфере в современной Беларуси

 

В Беларуси набирает ход  компания по защите прав на свободу  совести. Согласно данным протестантской церкви «Новая жизнь», с 22 апреля по 16 мая 2007 г. было собрано более 10 тысяч подписей в 30-ти городах и населенных пунктах Беларуси в поддержку этой компании. Участие в этой акции приняли представители всех конфессий Беларуси - католики, протестанты и православные верующие.

Это далеко не первый сигнал о неблагополучии ситуации со свободой в Беларуси. Согласно мониторингу нарушения прав христиан в Беларуси за 2006 г., проведенному «Христианским правозащитным домом», идет активное вмешательство власти в развитие всех конфессий: в 56,5% случаев были нарушены права протестантов, в 22% случаев - католиков, 17% - православных.

Белорусские власти не регистрируют религиозные общины, ограничивают их деятельность, отказывают в аренде помещений для проведения молитвенных  собраний, контролируют действия религиозных  руководителей, разгоняют молитвенные собрания, высылают из страны, руками руководителей религиозных объединений пресекают деятельность наиболее активных членов, лишают родителей возможности давать детям образование согласно с их религиозными убеждениями, - в общем, используют весь арсенал средств, разработанных в советское время.

Широко применяемым механизмом борьбы с протестантскими и католическими  активистами стала высылка за рубеж неугодных власти лиц. Последняя  акция власти – требование покинуть страну, выдвинутое члену церкви христиан веры евангельской Ярославу Лукасику. 8 мая 2007 г. Я.Г. Лукасику (который имел разрешение на постоянное проживание в Беларуси, являясь гражданином Польши) Отделом внутренних дел Мядельского райисполкома было аннулировано разрешение на проживание и предписано в месячный срок покинуть территорию Беларуси по причине его «деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь в сфере межконфессиональных отношений». Ситуация осложняется тем, что жена Лукасика и их трое детей имеют белорусское гражданство. Двадцать девять священнослужителей Беларуси обратились 17 мая в Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь и в Администрацию Президента Республики Беларусь с просьбой отменить решение об аннулировании разрешения Ярославу Лукасику на постоянное проживание в Республике Беларусь:

«Мы полагаем, что в основании  правовых норм Республики Беларусь продолжает действовать презумпция невиновности, и без решения суда обвинения, выдвинутые в адрес Ярослава Лукасика, являются безосновательными… Мы считаем недопустимым решение судьбы человека и многодетной семьи на основании голословных обвинений. Мы особенно обеспокоены тем, что подобные ситуации в последнее время приобретают систематический характер», - было заявлено в обращении.

Всего, по данным юриста церкви «Новая Жизнь» (г. Минск) Сергея Луканина, с  конца 2006 года из Беларуси были высланы 25 христианских служителей; из них 13 протестантов и 12 католиков. Несправедливо полагать, что подобные явления – это «перегибы» в действиях отдельных чиновников. Согласно «Концепции национальной безопасности Республики Беларусь», подписанной президентом Беларуси в 2001 г., угрозой безопасности республики в гуманитарной сфере является «активизация деятельности иностранных религиозных организаций и миссионеров». Так в сентябре 2006 г. власти не продлили визы семи ксендзам и пяти монахиням, которые работали в Гродненской католической диоцезии.

Репрессивные акции  властей коснулись и православных верующих. Решением Верховного суда в  марте прошлого года был ликвидирован «Союз православной молодежи им. Св. Георгия Победоносца», 12 апреля 2007 г. прокуратурой вынесено предупреждение православному верующему С.В. Нестеровичу за проведение в своей квартире религиозных собраний, на протяжение нескольких лет власть отказывает в регистрации семи приходов РПЦЗ; очевидно под давлением власти за участие в пресс-конференции по поводу закона «О свободе совести» 10/15 мая выведен заштат с запрещением в священнослужении священник Александр Шрамко.

Одной из причин подобной ситуации называют закон «о свободе  совести и религиозных организациях» 2002 г., который носит весьма ограничительный  характер.

Какие же претензии выдвигаются к действующему закону?

- во-первых, закон предусматривает  две основные организационно-правовые  формы религиозных организаций  юридических лиц — религиозные  общины и религиозные объединения;  государственная регистрация является  обязательным условием их функционирования (ст. 13-16). При этом закон не предусматривает, что граждане имеют право совместно исповедовать религию без образования юридического лица. Например, изучение священных текстов в семейном кругу, совместная молитва вне рамок деятельности религиозной организации и т.п., с точки зрения данного закона, незаконны.

- во-вторых, реализация  конституционного права на совместное  исповедание религии возможна  лишь в рамках религиозной  общины как юридического лица  и для этого требуется как  минимум двадцать граждан (ст.14) На практике это требование, по сообщению инициаторов компании, выливается в следующую ситуацию: «Если Вы решили регулярно читать с друзьями Библию или молиться вместе со своей семьёй и соседями, и не желаете иметь проблемы с властью, тогда вам надо зарегистрировать организацию, но Вас не зарегистрируют (ни православную, ни католическую, ни протестантскую общину), если менее 20 человек захотели в неё вступить. Это значит, что в деревне, где большинство населения неверующие, верующих, если их менее чем 20 человек, могут арестовать и посадить в тюрьму за совместную молитву. Но даже если у Вас есть 20 человек – Вам будет практически невозможно зарегистрировать общину или приход из-за многих других препятствий, которые есть в законе (обязательный юридический адрес и т.д.)». В настоящее время за подобные действия граждан привлекают к административной ответственности (ст. 23.34 КоАП РБ, штраф свыше 1,5 млн. бел. руб., эквивалентен 720 USD, либо арест на 15 суток), а прокуратура выносит официальные предупреждения о недопустимости нарушения законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях; за участие в руководстве незарегистрированной церковью УК предусматривается два годы тюремного заключения (ст. 193 Уголовного кодекса РБ)

- в-третьих, закон предусматривает,  что членами религиозной общины  могут быть только граждане  республики Беларусь, следовательно,  в ее состав не могут входить  иностранные граждане и лица  без гражданства, постоянно проживающие  на территории РБ;

- в-четвертых, закон ограничивает деятельность религиозной организации определенной территорией, которая должна указываться при регистрации в ее уставе. На практике это приводит к тому, что «пастырям и священникам из разных храмов или общин запрещается служить вместе», а совместные богослужения или социальные и просветительские проекты разных религиозных организаций квалифицируется гос. органами как нарушение действующего законодательства (ст.20).

-в-пятых, ввоз в  Беларусь религиозной литературы  и другой продукции возможен только после проведения обязательной религиоведческой экспертизы, а при распространении религиозной литературы может проводиться государственная религиоведческая экспертиза по решению республиканского органа государственного управления по делам религий (ст. 26).

- в-шестых, часть 8 ст.26 Закона утверждает, что распространение  религиозной литературы и других  материалов религиозного содержания  может осуществляться только  в принадлежащих религиозным  организациям на праве собственности  или иных законных основаниях помещениях, а также местах, в установленном порядке выделяемых для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами. Как отмечают эксперты, согласно данной норме, человек, приобретший религиозный журнал или книгу в установленном законом месте или полученную по почте не может её подарить своему товарищу или дать её почитать вне установленного государственными властями места.

Какие проблемы в данном случае очевидны:

1. в Беларуси, несмотря  на продекларированные в Конституции нормы, государство весьма жестко вмешивается в религиозную жизнь граждан и ограничивает права верующих в области, защищаемой международными нормами. Власть стремится ограничить религиозную жизнь верующих «отправлением культа», причем в строго ограниченных законодательством и контролируемых формах. Существующее законодательство также направлено на уменьшение роли влияния религии в обществе и ограничение миссионерской деятельности, которая является непременным условием христианства.

2. Подобная политика проводится властью целенаправленно; согласно высказыванию в газете «Советская Белоруссия» от 12 декабря 2006 г., первого заместителя главы Администрации Президента РБ А. Рубинова, «чрезмерное усиление влияния религии в обществе может иметь ряд отрицательных последствий», поскольку «означает одновременно ослабление влияния государства, государственной идеологии».

3. весьма существенная  роль в вопросе формирования  государственно-конфессиональных отношений  принадлежит органам государственной  безопасности, иногда даже в ущерб деятельности органа ответственного за проведение государственной политики – Аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей. Так в предупреждении, сделанном прокуратурой С.В. Нестеровичу, говорилось: «Проведенной управлением КГБ Республики Беларусь по Гомельской области проверкой установлено, что возглавляемая Вами религиозная организация «Преображенское братство» занимается незаконной деятельностью».

4. Продекларированная законом о свободе совести своеобразная иерархия религий, создала почву для обвинений БПЦ в привилегированности, на самом же деле не способствовала усилению позиций Православной церкви в Беларуси. Более того, согласно новому закону, ПЦ оказалась отстраненной от участия в образовательном процессе, вплоть до запрета аренды помещений в общеобразовательных учреждениях для проведения занятий воскресных школ. А большая часть договоров о сотрудничестве, заключенных с различными государственными ведомствами, осталась на бумаге.

5. Согласно широко  распространенному на всем постсоветском пространстве мнению, беспокойство государственных властей вызывают протестантские религиозные образования, которые в силу их новизны, харизматичности и активной миссионерской деятельности, провоцируют настороженное отношение к ним. Однако очевидно, что недовольство белорусской власти вызывает проявление любой активности –общественной, экономической или религиозной, поскольку в ней видится потенциальная возможность оппозиции.

 

 

3. Идеология белорусского государства и религии

 

Важное значение в идеологической работе государственных органов имеет конфессиональная политика. Под “ конфессиональной политикой” понимается:

1. во-первых, комплекс  стратегий и шагов светского  государства по отношению к  различным конфессиям, находящимся  в равном положении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом;

2. во-вторых, политические  меры по обеспечению прав и  свобод граждан на исповедание  любой религии или не исповедание никакой;

3. в третьих, сознательная  деятельность государства, его  аппарата с целью достижения  желаемых результатов в религиозной  сфере властными инструментами.

Сфера конфессиональной политики включает политику государства  в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций.

Стратегии конфессиональной политики определяются двумя основными  критериями: ходом политического  развития в целом и местом религиозных организаций в процессе общественного развития. Как уровень развития демократических институтов, так и динамика этого процесса определяют две позитивные стратегии конфессиональной политики.

Стратегия сотрудничества общества, государства и религиозных организаций характерна для большинства развитых стран. Социальные ценности и пути их реализации, выработанные в рамках религиозной практики, включены в идеологические основы социальной политики. Действует религиозный плюрализм, который, с одной стороны, обеспечивает ресурс общественной толерантности, а с другой стороны, поддерживает квазирынок религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Со стороны государства религиозные организации получают разнообразную поддержку. Одновременно государство осуществляет контроль за их деятельностью.

Стратегия активного  включения религиозных организаций  в политические преобразования характерна для стран переходного периода. Государство, общество и религиозные организации проходят этап демократизации. В странах Восточной Европы религиозные организации выполняют функцию проводников радикальных социал-демократических идей и становятся гарантами зарождающейся демократии, то есть берут на себя не свойственные религиозным организациям функции.

Сам факт существования  в обществе религии и ее институтов требует от каждого государства  выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной новой модели политики по отношению к ним.

Эти и другие обстоятельства выдвигают перед органами власти задачу выработки и последовательного проведения в жизнь новой модели политики по отношению к религии и ее институтам.

Такая модель включает три  элемента: а) теоретико-идеологическое обоснование; б) юридический базис; в) специальные органы, предназначенные обеспечивать связь между государственными структурами и религиозными организациями. Эта модель дает наиболее полное представление о характере государственно-конфессиональных отношений и статусе отдельных конфессий.

Теоретико-идеологический компонент функционирует как организационная и контрольно-регулятивная система взглядов, идей, целей граждан, религиозных организаций, властных структур по отношению к религии и ее институтам.

Отношения между государством и религиозными организациями по своей сущности являются политическими — при различном социальном назначении их субъекты обладают способностью объединять массы людей и управлять ими.

Информация о работе Права человека в религиозной сфере в современной Беларуси