Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:56, контрольная работа
Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы, религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов, выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение. Поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики, фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, имевший место в первой половине 90-х годов.
1. Отношения белорусского государства и религиозных организаций 3
2. Права человека в религиозной сфере в современной Беларуси 11
3. Идеология белорусского государства и религии 17
Список использованных источников 23
Республика Беларусь несмотря на значительную религиозность является в значительной степени секуляризированной страной. Поэтому необходимо реально оценивать возможности религии, так как социальное и нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и сотрудничестве государственных и религиозных объединений. Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп несмотря на их мировоззренческие устои: нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость и агрессивность. Опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей [12].
2. Права человека в религиозной сфере в современной Беларуси
В Беларуси набирает ход компания по защите прав на свободу совести. Согласно данным протестантской церкви «Новая жизнь», с 22 апреля по 16 мая 2007 г. было собрано более 10 тысяч подписей в 30-ти городах и населенных пунктах Беларуси в поддержку этой компании. Участие в этой акции приняли представители всех конфессий Беларуси - католики, протестанты и православные верующие.
Это далеко не первый сигнал о неблагополучии ситуации со свободой в Беларуси. Согласно мониторингу нарушения прав христиан в Беларуси за 2006 г., проведенному «Христианским правозащитным домом», идет активное вмешательство власти в развитие всех конфессий: в 56,5% случаев были нарушены права протестантов, в 22% случаев - католиков, 17% - православных.
Белорусские власти не регистрируют религиозные общины, ограничивают их деятельность, отказывают в аренде помещений для проведения молитвенных собраний, контролируют действия религиозных руководителей, разгоняют молитвенные собрания, высылают из страны, руками руководителей религиозных объединений пресекают деятельность наиболее активных членов, лишают родителей возможности давать детям образование согласно с их религиозными убеждениями, - в общем, используют весь арсенал средств, разработанных в советское время.
Широко применяемым механизмом
борьбы с протестантскими и
«Мы полагаем, что в основании правовых норм Республики Беларусь продолжает действовать презумпция невиновности, и без решения суда обвинения, выдвинутые в адрес Ярослава Лукасика, являются безосновательными… Мы считаем недопустимым решение судьбы человека и многодетной семьи на основании голословных обвинений. Мы особенно обеспокоены тем, что подобные ситуации в последнее время приобретают систематический характер», - было заявлено в обращении.
Всего, по данным юриста церкви «Новая Жизнь» (г. Минск) Сергея Луканина, с конца 2006 года из Беларуси были высланы 25 христианских служителей; из них 13 протестантов и 12 католиков. Несправедливо полагать, что подобные явления – это «перегибы» в действиях отдельных чиновников. Согласно «Концепции национальной безопасности Республики Беларусь», подписанной президентом Беларуси в 2001 г., угрозой безопасности республики в гуманитарной сфере является «активизация деятельности иностранных религиозных организаций и миссионеров». Так в сентябре 2006 г. власти не продлили визы семи ксендзам и пяти монахиням, которые работали в Гродненской католической диоцезии.
Репрессивные акции
властей коснулись и
Одной из причин подобной
ситуации называют закон «о свободе
совести и религиозных
Какие же претензии выдвигаются к действующему закону?
- во-первых, закон предусматривает
две основные организационно-
- во-вторых, реализация
конституционного права на
- в-третьих, закон
- в-четвертых, закон ограничивает деятельность религиозной организации определенной территорией, которая должна указываться при регистрации в ее уставе. На практике это приводит к тому, что «пастырям и священникам из разных храмов или общин запрещается служить вместе», а совместные богослужения или социальные и просветительские проекты разных религиозных организаций квалифицируется гос. органами как нарушение действующего законодательства (ст.20).
-в-пятых, ввоз в
Беларусь религиозной
- в-шестых, часть 8 ст.26
Закона утверждает, что распространение
религиозной литературы и
Какие проблемы в данном случае очевидны:
1. в Беларуси, несмотря
на продекларированные в
2. Подобная политика проводится властью целенаправленно; согласно высказыванию в газете «Советская Белоруссия» от 12 декабря 2006 г., первого заместителя главы Администрации Президента РБ А. Рубинова, «чрезмерное усиление влияния религии в обществе может иметь ряд отрицательных последствий», поскольку «означает одновременно ослабление влияния государства, государственной идеологии».
3. весьма существенная
роль в вопросе формирования
государственно-
4. Продекларированная законом о свободе совести своеобразная иерархия религий, создала почву для обвинений БПЦ в привилегированности, на самом же деле не способствовала усилению позиций Православной церкви в Беларуси. Более того, согласно новому закону, ПЦ оказалась отстраненной от участия в образовательном процессе, вплоть до запрета аренды помещений в общеобразовательных учреждениях для проведения занятий воскресных школ. А большая часть договоров о сотрудничестве, заключенных с различными государственными ведомствами, осталась на бумаге.
5. Согласно широко распространенному на всем постсоветском пространстве мнению, беспокойство государственных властей вызывают протестантские религиозные образования, которые в силу их новизны, харизматичности и активной миссионерской деятельности, провоцируют настороженное отношение к ним. Однако очевидно, что недовольство белорусской власти вызывает проявление любой активности –общественной, экономической или религиозной, поскольку в ней видится потенциальная возможность оппозиции.
3. Идеология белорусского государства и религии
Важное значение в идеологической работе государственных органов имеет конфессиональная политика. Под “ конфессиональной политикой” понимается:
1. во-первых, комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном положении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом;
2. во-вторых, политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или не исповедание никакой;
3. в третьих, сознательная
деятельность государства, его
аппарата с целью достижения
желаемых результатов в
Сфера конфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций.
Стратегии конфессиональной политики определяются двумя основными критериями: ходом политического развития в целом и местом религиозных организаций в процессе общественного развития. Как уровень развития демократических институтов, так и динамика этого процесса определяют две позитивные стратегии конфессиональной политики.
Стратегия сотрудничества общества, государства и религиозных организаций характерна для большинства развитых стран. Социальные ценности и пути их реализации, выработанные в рамках религиозной практики, включены в идеологические основы социальной политики. Действует религиозный плюрализм, который, с одной стороны, обеспечивает ресурс общественной толерантности, а с другой стороны, поддерживает квазирынок религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Со стороны государства религиозные организации получают разнообразную поддержку. Одновременно государство осуществляет контроль за их деятельностью.
Стратегия активного
включения религиозных
Сам факт существования в обществе религии и ее институтов требует от каждого государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной новой модели политики по отношению к ним.
Эти и другие обстоятельства выдвигают перед органами власти задачу выработки и последовательного проведения в жизнь новой модели политики по отношению к религии и ее институтам.
Такая модель включает три
элемента: а) теоретико-идеологическое
обоснование; б) юридический базис;
в) специальные органы, предназначенные обеспечивать
связь между государственными структурами
и религиозными организациями. Эта модель
дает наиболее полное представление о
характере государственно-
Теоретико-идеологический компонент функционирует как организационная и контрольно-регулятивная система взглядов, идей, целей граждан, религиозных организаций, властных структур по отношению к религии и ее институтам.
Отношения между государством и религиозными организациями по своей сущности являются политическими — при различном социальном назначении их субъекты обладают способностью объединять массы людей и управлять ими.
Информация о работе Права человека в религиозной сфере в современной Беларуси