Права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 09:53, реферат

Описание работы

Изучение истории римского общества - прослеживание основных
закономерностей его правового, социального, политического и культурного
развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт -
имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса истории государства ,
получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...1
1. Республиканский Рим………………………………………..5
2. Общественные отношения……………………………….....5
3. Государственный строй. Органы гос. управления………10
4. Государственные должности и замещения………………13
5. Падение республики и переход к империи……………….16
Заключение………………………………………………………...20
Литература…………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 67.70 Кб (Скачать файл)

в результатах своего труда, что в  свою  очередь  заставляло  рабовладельцев

искать более  эффективные формы эксплуатации. Такой  формой  стал  пекулий  -

часть имущества  хозяина (земельный участок, ремесленная  мастерская  и  др.),

которую он  предоставлял  рабу  для  самостоятельного  ведения  хозяйства  и

получения части  дохода от него. Пекулий позволял  хозяину  более  эффективно

использовать свое имущество для получения дохода и  заинтересовывал  раба  в

результатах своего труда. Другой формой, зародившейся в период  республики,

был колонат. Колоны были не рабами,  а  арендаторами  земли,  попадавшими  в

экономическую  зависимость   от   землевладельцев   и   в   конечном   счете

прикреплявшимися   к   земле.   Ими   становились   обедневшие    свободные,

вольноотпущенники и  рабы.  У  колонов  было  личное  имущество,  они  могли

заключать  договоры  и  вступать  в  брак.  Со  временем  положение   колона

становится наследственным. Однако в рассматриваемый период  колонат,  как  и

пекулий, еще не получил большого распространения.

   По статусу  гражданства свободное население  Рима делилось  на  граждан   и

иностранцев  (перегринов).  Полную  правоспособность  могли   иметь   только

свободнорожденные  римские  граждане.  Помимо  них  к  гражданам  относились

вольноотпущенники,  но  они  оставались  клиентами  бывших  хозяев  и   были

ограничены в правах.

   По мере  развития имущественной дифференциации  возрастает роль  богатства

в определении положения  римского гражданина. В среде рабовладельцев в  конце

III-II в. до н.э.  возникают привилегированные сословия  нобилей и всадников.

   В высшее  сословие (нобили) входили самые  знатные патрицианские и богатые

плебейские роды. Экономической базой нобилей  было  крупное  землевладение  и

громадные денежные средства. Только они стали пополнять  сенат  и  избираться

на высшие государственные  должности.  Нобилитет  превращается  в  замкнутое

сословие, доступ в  которое новому  человеку  был  практически  невозможен  и

которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди,  не

принадлежавшие к нобилитету по рождению,  становились высшими должностными

лицами.

   Второе сословие (всадники) образовалось из  торгово-финансовой  знати  и

землевладельцев средней  руки. В I в. до  н.э.  развивается  процесс  слияния

нобилей с верхушкой  всадников,  получивших  доступ  в  сенат  и  на  важные

судебные  должности.   Между   отдельными   их   представителями   возникают

родственные отношения.

   По  мере  расширения  пределов  Римского  государства  число   свободных

пополнялось   за   счет   жителей   Апеннинского   полуострова    (полностью

завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран.  Они отличались  от

римских граждан  по своему правовому положению. Жители Италии,  не  входившие

в римскую общину (латины), вначале не  пользовались  всеми правами римских

граждан. Они делились на две группы - древние латины и латины  колоний.  За

первыми признавались имущественные права, право выступать  в суде и  вступать

в брак с римскими  гражданами.  Но  они  были  лишены  права  участвовать  в

народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных  Римом в Италии,  и

некоторых ее городов  и областей,  заключивших  с  Римом  договоры  о  союзе,

пользовались теми же правами, что и древние  латины,  за  исключением права

вступать  в  брак  с  римскими  гражданами.  В   дальнейшем   в   результате

союзнических войн (I в. до  н.э.)  всем  латинам  были  предоставлены права

римских граждан.

   Второй категорией  свободных,  не  имевших  прав  римских  граждан,  были

перегрины. К ним относились свободные жители провинций - стран,  находящихся

вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности.

К перегринам  относились  также свободные жители  иностранных государств.

Перегрины   не   имели   прав    латинов,    но    получили    имущественную

правоспособность. Для защиты  своих  прав  они  должны  были  избирать  себе

покровителей - патронов, в отношении которых находились в  положении,   мало

отличавшемся  от  положения клиентов.

         Военная     организация    Рима    сыграла    очень     большую

роль    в    его   истории.    Уже    само      создание      центуриатных

собраний,    состоявших    из    вооруженных      воинов,     означало

признание     роли   военной     силы   в   возникшем     государстве.

Громадное   расширение   его   пределов,   достигнутое   вооружен.  путем,

свидетельствовало  как   о  роли  армии,  так   и  о росте  ее

политического     значения.      Да    и    сама    судьба     республики

оказалась  во многом    в руках     армии.  Первоначальная военная

организация  Рима  была проста. Постоянной армии не   было.  Все

граждане    с    18   до    60   лет,     обладавшие      имущественным

цензом,    были     обязаны      участвовать  в  военных     действиях    (

 причем   клиенты    могли     выполнять     военные    обязанности

вместо    патронов ).   Воины   в   поход   должны   были являтьсясо своим

    оружием,     соответствовавшим     их      имущественному     цензу,

и     продовольствием.     Как    отмечалось     выше,        каждый

разряд     имущих      граждан  выставлял   определенное число    центурий,

   объединявшихся    в    легионы.  Командование  армией   сенат

вручал    одному     из    консулов,      который мог     передать

командование    претору.  Во    главе    легионов   стояли  военные

трибуны, центуриями  командовали  центурионы,   отряды     конницы    (

декурии )     возглавлялись      декурионами.   В   случае   если

военные      действия      продолжались       больше      года,  консул

или  претор  сохранял  свое  право командовать армией.

         Длительность    и     частота     войн     превращает   армию   в

постоянную       организацию.     Они     же      вызвали       растущее

недовольство    основного   контингента   воинов   —  крестьянства,

отвлекаемого  от  своих  хозяйств,  приходящих     из - за    этого    в

упадок.   Назрела     необходимость    реорганизации     армии. Она  была

проведена  Марием  в  107  году  до  н.э.   Военная  реформа  Мария,

сохранив     воинскую    повинность     римских     граждан,    допустила

 набор    добровольцев,     получавших  вооружжение   и   жалованье     от

  государства.   Кроме    того,   легионерам   полагалась  часть  военной

добычи,  а  с  I  в.  до  н. э.  ветераны могли  получать    земли    в

Африке,     Галлии    и     в  Италии  (за  счет  конфискованных  и

свободных земель).        Реформа  существенно  изменила     социальный

состав    армии  —   большую    ее    часть  теперь  составляли     выходцы

 из малоимущих  и неимущих слоев населения,    чье    недовольство

собственным     положением    и    существующими                порядками

          нарастало.          Армия профессионализировалась,

прератилась       в      постоянную    и становилась   самостоятельной

деклассирован  ной  политической     силой,    а     полководец ,     от

   успехов      которого      зависило    благосостояние    легионеров , -

крупной    политической   фигурой .

       Первые последствия сказались  скоро. Уже в 88 году до н.э.  при

Сулле   армия    впервые   в    римской    истории выступила против

существующей     власти    и    свергла    ее.    Впервые        римская

армии    вошла    в     Рим,    хотя   по   древней   традиции ношение

оружия   и  появление войска в городе запрещалось.

 

 

 

          Государственный строй.Органы государственного управления.

 

   В  период  республики  организация  власти  была  достаточно  проста   и

некоторое  время  отвечала  условиям,  какие  были   в   Риме   ко   времени

возникновения   государства.   На   протяжении   последующих   пяти    веков

существования республики размеры  государства  значительно  увеличились.  Но

это почти  не  отразилось  на  структуре  высших  органов  государства,  по-

прежнему находившихся в Риме и осуществлявших  централизованное  управление

громадными  территориями.   Естественно,   что   такое   положение   снижало

эффективность управления  и  стало  со  временем  одной  из  причин  падения

республиканского  строя.

   В отличие  от рабовладельческой демократии  в Афинах, в Римской республике

сочетались  аристократические  и  демократические  черты,  при существенном

преобладании  первых,  обеспечивавших  привилегированное  положение  знатной

богатой  верхушки   рабовладельцев.   Это   отразилось   в   полномочиях   и

взаимоотношениях  высших  государственных органов.  Ими являлись  народные

собрания, сенат  и магистратуры. Хотя народные  собрания  считались  органами

власти  римского  народа   и   были   олицетворением   свойственной   полису

демократии, не они  преимущественно управляли государством. Это делали  сенат

и магистраты - органы реальной власти нобилитета.

   В  Римской   республике  существовали  три   вида  народных   собраний   -

центуриатные, трибутные и куриатные.

   Главную  роль  играли  центуриатные  собрания,  обеспечивавшие  благодаря

своей структуре  и порядку принятие решений  преобладающих  аристократических

и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура  с середины III  в.  до

н.э. с  расширением  Пределов  государства  и  увеличением  числа  свободных

изменилась не в  их пользу: каждый  из  пяти  разрядов  имущих  граждан  стал

выставлять равное количество центурий - по 70, а общее  число  центурий  было

доведено  до  373.  Но  преобладание  аристократии  и   богатства   все   же

сохранилось, так  как  в  центуриях  высших  разрядов  было  гораздо  меньше

граждан, чем  в  центуриях  низших  разрядов,  а  неимущие  пролетарии,  чья

численность  значительно  возросла,  по-прежнему  составляли   только   одну

центурию.

   В компетенцию  центуриатного собрания входило принятие законов,  избрание

высших  должностных   лиц   республики   (консулов,   преторов,   цензоров),

объявление войны  и рассмотрение жалоб на приговоры  к смертной казни.

   Второй вид  народных собраний представляли  трибутные собрания, которые в

зависимости от состава  жителей  триб,  участвовавших  в  них,  делились  на

плебейские  и  патрицианско-плебейские.   Поначалу   их   компетенция   была

ограниченной. Они  избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и  др.)

и  рассматривали  жалобы  на  приговоры  о  взыскании   штрафа.   Плебейские

собрания, кроме  того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до  н.э.  они

получили и право  принятия  законов,  что  привело  к  росту  их  значения  в

политической жизни  Рима. Но вместе с тем в  результате  увеличения  к  этому

времени числа сельских триб до 31 (с  сохранившимися  4  городскими  трибами

всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало  затруднительно  являться

в собрания, что  позволило богатым  римлянам  усилить  свои  позиции  в  этих

собраниях.

   Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли  былое значение.

Они лишь формально  вводили в должность лиц, избранных  другими собраниями,  и

в конце концов были  заменены  собранием тридцати  представителей  курии -

ликторов.

   Народные  собрания в Риме созывались  по  усмотрению  высших  должностных

лиц, которые могли  и прервать собрание, и перенести  его на другой день.  Они

же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие  решению.

Участники собрания не могли изменять внесенные предложения.  Голосование  по

ним было открытым и только в конце  республиканского  периода  было  введено

тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные  таблицы  для

голосования).   Важную,   чаще   всего   определяющую   роль    играло    то

обстоятельство, что  решения центуриатного  собрания  о принятии  законов и

избрании должностных лиц в первый  век существования республики  подлежали

утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до  н.э.  это  правило  было

отменено,  сенат  получил  право  предварительного  рассмотрения   вопросов,

выносимых в собрание, что позволяло ему фактически  направлять  деятельность

собрания.

   Важную роль  в государственном механизме  Римской республики играл   сенат.

Сенаторы (вначале  их было 300, по числу патрицианских  родов, а  в  I  в.  до

н.э. число сенаторов  было увеличено сначала до  600,  а  затем  до  900)  не

избирались. Специальные  должностные лица - цензоры,  распределявшие  граждан

по центуриям  и трибам,  раз  в  пять  лет  составляли  списки  сенаторов  из

представителей  знатных и богатых семей, уже  занимавших, как правило,  высшие

государственные   должности.   Это    делало    сенат    органом    верхушки

рабовладельцев,  фактически  независимым  от  воли   большинства   свободных

граждан.

   Формально   сенат  был  совещательным   органом,   и   его   постановления

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина