Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 09:53, реферат
Изучение истории римского общества - прослеживание основных
закономерностей его правового, социального, политического и культурного
развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт -
имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса истории государства ,
получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время.
Введение…………………………………………………………...1
1. Республиканский Рим………………………………………..5
2. Общественные отношения……………………………….....5
3. Государственный строй. Органы гос. управления………10
4. Государственные должности и замещения………………13
5. Падение республики и переход к империи……………….16
Заключение………………………………………………………...20
Литература…………………………………………………………..21
в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев
искать более
эффективные формы
часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.),
которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и
получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно
использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в
результатах своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики,
был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в
экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете
прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные,
вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли
заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона
становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и
пекулий, еще не получил большого распространения.
По статусу
гражданства свободное
иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только
свободнорожденные римские граждане. Помимо них к гражданам относились
вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были
ограничены в правах.
По мере
развития имущественной
в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце
III-II в. до н.э.
возникают привилегированные
В высшее
сословие (нобили) входили самые
знатные патрицианские и
плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и
громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться
на высшие государственные должности. Нобилитет превращается в замкнутое
сословие, доступ в которое новому человеку был практически невозможен и
которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди, не
принадлежавшие к нобилитету по рождению, становились высшими должностными
лицами.
Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и
землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивается процесс слияния
нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные
судебные должности. Между отдельными их представителями возникают
родственные отношения.
По мере расширения пределов Римского государства число свободных
пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью
завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от
римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие
в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских
граждан. Они делились на две группы - древние латины и латины колоний. За
первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать
в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в
народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и
некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе,
пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права
вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате
союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права
римских граждан.
Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были
перегрины. К ним относились свободные жители провинций - стран, находящихся
вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности.
К перегринам относились также свободные жители иностранных государств.
Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную
правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе
покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, мало
отличавшемся от положения клиентов.
Военная организация Рима сыграла очень большую
роль в его истории. Уже само создание центуриатных
собраний, состоявших из вооруженных воинов, означало
признание роли военной силы в возникшем государстве.
Громадное расширение его пределов, достигнутое вооружен. путем,
свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее
политического значения. Да и сама судьба республики
оказалась во многом в руках армии. Первоначальная военная
организация Рима была проста. Постоянной армии не было. Все
граждане с 18 до 60 лет, обладавшие имущественным
цензом, были обязаны участвовать в военных действиях (
причем клиенты могли выполнять военные обязанности
вместо патронов ). Воины в поход должны были являтьсясо своим
оружием, соответствовавшим их имущественному цензу,
и продовольствием. Как отмечалось выше, каждый
разряд имущих граждан выставлял определенное число центурий,
объединявшихся в легионы. Командование армией сенат
вручал одному из консулов, который мог передать
командование претору. Во главе легионов стояли военные
трибуны, центуриями командовали центурионы, отряды конницы (
декурии ) возглавлялись декурионами. В случае если
военные действия продолжались больше года, консул
или претор сохранял свое право командовать армией.
Длительность и частота войн превращает армию в
постоянную организацию. Они же вызвали растущее
недовольство основного контингента воинов — крестьянства,
отвлекаемого от своих хозяйств, приходящих из - за этого в
упадок. Назрела необходимость реорганизации армии. Она была
проведена Марием в 107 году до н.э. Военная реформа Мария,
сохранив воинскую повинность римских граждан, допустила
набор добровольцев, получавших вооружжение и жалованье от
государства. Кроме того, легионерам полагалась часть военной
добычи, а с I в. до н. э. ветераны могли получать земли в
Африке, Галлии и в Италии (за счет конфискованных и
свободных земель). Реформа существенно изменила социальный
состав армии — большую ее часть теперь составляли выходцы
из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недовольство
собственным положением и существующими порядками
нарастало. Армия профессионализировалась,
прератилась в постоянную и становилась самостоятельной
деклассирован ной политической силой, а полководец , от
успехов которого зависило благосостояние легионеров , -
крупной политической фигурой .
Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до н.э. при
Сулле армия впервые в римской истории выступила против
существующей власти и свергла ее. Впервые римская
армии вошла в Рим, хотя по древней традиции ношение
оружия и появление войска в городе запрещалось.
Государственный строй.Органы государственного управления.
В период республики организация власти была достаточно проста и
некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени
возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков
существования республики размеры государства значительно увеличились. Но
это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-
прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление
громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало
эффективность управления и стало со временем одной из причин падения
республиканского строя.
В отличие
от рабовладельческой
сочетались аристократические и демократические черты, при существенном
преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной
богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и
взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные
собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами
власти римского народа и были олицетворением свойственной полису
демократии, не они
преимущественно управляли
и магистраты - органы реальной власти нобилитета.
В Римской республике существовали три вида народных собраний -
центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря
своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических
и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до
н.э. с расширением Пределов государства и увеличением числа свободных
изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал
выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было
доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же
сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше
граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья
численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну
центурию.
В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание
высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров),
объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Второй вид
народных собраний
зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на
плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была
ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.)
и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские
собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они
получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в
политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому
времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами
всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться
в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих
собраниях.
Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение.
Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и
в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии -
ликторов.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных
лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они
же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению.
Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по
ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено
тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для
голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то
обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и
избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали
утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было
отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов,
выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность
собрания.
Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат.
Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до
н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не
избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан
по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из
представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие
государственные должности. Это делало сенат органом верхушки
рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных
граждан.
Формально сенат был совещательным органом, и его постановления