Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 09:53, реферат
Изучение истории римского общества - прослеживание основных
закономерностей его правового, социального, политического и культурного
развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт -
имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса истории государства ,
получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время.
Введение…………………………………………………………...1
1. Республиканский Рим………………………………………..5
2. Общественные отношения……………………………….....5
3. Государственный строй. Органы гос. управления………10
4. Государственные должности и замещения………………13
5. Падение республики и переход к империи……………….16
Заключение………………………………………………………...20
Литература…………………………………………………………..21
назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как
указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а
затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии
предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же
образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц
(вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль
играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна
государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые
расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной
безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели
внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное
собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же
разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.
Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание
рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
Государственные должности и замещения
Магистратурами
в Риме именовались
Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения
магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность,
безвозмездность и ответственность.
Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными
собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок
полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия
консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании
могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были
коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор
назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том,
что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это
решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии).
Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к
магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время
магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником
значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и
плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены
к ответственности народным собранием, избравшим их.
Необходимо
отметить и еще одно
- иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение
нижестоящего).
Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую
(potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать
перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать
в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и
назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и
преторам. Диктатор имел "высочайший империум" (summum imperium), включавший
право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу
принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный
приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был
вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за
пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) -
без права приговаривать к смертной казни.
Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право
отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.
Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные,
(чрезвычайные). К
ординарным магистратурам
преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.
Консулы
(в Риме избирались два
возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные
полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение
военачальников, право
заключать перемирие и
Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов.
В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к
преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство
судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать
общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права.
Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела
римских граждан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев
(претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.
Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских
граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка
сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за
нравственностью и
издание соответствующих
помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать
(под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых
уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики
достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в
городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.
Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек,
входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты,
очисткой дорог и некоторыми судебными делами.
Особое место
среди магистров занимали
играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.
Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла
на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась
крахом.
Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных,
грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах - тяжелая
война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор
назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал
неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto
плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не
подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.
Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не
только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и
полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами
действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к
диктатуре почти не прибегали.
Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в
период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже
пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства
государства").
К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии
децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои
права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450-451 гг. до н.э.
Падение республики и переход к империи
Во II—I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме
приводит к обострению всех его классовых и
социальных противоречий. Успешная завоевательная политика
,превратившая Средиземное море во внутреннее море
Римского государства, подчинившая ему почти всю Западную Европу
до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и
политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения
управления
ими.
этих условиях становится все более очевидным , что старое
политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и
обострившимися противоречиями.
При завоевании Италии в V—IV вв. до н.э. Рим стремился прежде
всего к конфискации земель, так как рост населения требовал
расширения земельных владений. Рабство приобретает "классический",
античный характер. Значительная масса рабов эксплуатируется в
государственыных и крупных частных землевладельческих латифундиях с
крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким
террористическим режимом. Естественный протест рабов выливается
в ряд все более широких и мощных восстаний.
Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхивают
гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть
между группировками господствующего класса, противоречиями
между низкими производителями и возросшей ( до 300 000 )
массой люмпен - пролетариев, получавших незначительную
материальную помощь государства. Рост числа люмпенов становится
убедительным свидетельством общей деградации свободных.
Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II
в. До н.э. широкое движение протеста неимущего
населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи
стремились ограничить крупное землевладение знати и за счет
этого создать земельный фонд для наделения землей мелких
землевладельцев, а также ослабить власть оплота знати — сената и
восстановить потерявшую былое значение власть народного соб -рания и
народного трибуна.
Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на
народное движение, сумел, несмотря на сопротивление сената,
провести в 133 году до н. э. через народное собрание Аграрный закон.
Закон ограничил максимальный размер земли получаемый от
государства. За счет изымаемых излишков создавался земельный
фонд, распределяемый между безземельными или малоземельными
гражданами. Получаемые ими участки становились
неотчуждаемыми, что должно было предотвратить обезземеливание
крестьянства. Несмотря на то, что Тиберий Гракх в том же году
был убит, его земельная реформа начала осуществляться, и
несколько десятков тысяч граждан получили землю.
Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат
Гай Гракх, избранный трибуном. Им были проведены законы,
ослаблявшие политическое влияние знати, - введение тайного
голосования в народном собрании, право народного трибуна
избираться на следующий срок. Осуществляя аграрную
реформу своего брата, Гай вместе с тем в 123 — 122 гг. до н.
э. провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан
с наделением их землей и о продаже зерна из
государственных складов гражданам по очень низким ценам.
Последний закон ограничил важное право сената —
распоряжаться государственными расходами, так как
финансирование продажи зерна переходило к народному
собранию, роль которого значительно возросла.
Гай провел и военную реформу. Было ограничено число
обязательных для римских граждан военных походов,
отменялась военная обязанность для граждан, достигших 46-
летнего возраста, воины стали получать жалованье и
вооружение от государства и могли обжаловать приговор о
смертной казни в народное собрание.
Наряду с этими мероприятиями в интересах низших слоев римских
граждан Гай Гракх провел и мероприятия в интересах всадников. В
их пользу был изменен порядок откупа налогов с провинций.
Наконец, поскольку Гай Гракх был трибуном, возросла роль этой
магистратуры, оттеснившей на второй план даже консулов.
Однако, удовлетворив интересы большинст-ва римских граждан, Гай потерял
их поддержку в попытке распространить права римского
гражданства на свободных жителей Италии. Сенатской аристократии
удалось провалить этот непопулярный среди римских граждан
законопроект, популярность Гая упала, он был вынужден сложить с себя
полномочия трибуна и в 122 году до н.э. был убит.
Провал законопроекта о предоставлении прав римских