Права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Юридические обязанности………………………………………………………5
1.1. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина……...5
1.2. Юридические обязанности………………………………………..9
2. Правовой статус личности. Особенности правового статуса осужденного……………………………………………………………………..13
3. Роль ФСИН России в обеспечении прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ГОС. И ПРАВА. Курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, законные интересы осужденного – это закрепленные в правовых нормах конкретные действия осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемыми в результате оценки его поведения администрацией органов, исполняющих наказания.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого, с точки зрения государства, поведения. Такое поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения. Содержание (структура) обязанностей включается в себя 2 элемента: 1) необходимость совершения определенных действий (обязанность трудиться в местах лишения свободы); 2) необходимость воздержания от установленных законом действий (увольнение осужденных к исправительным работам по собственному желанию, запрещение осужденных в исправительном учреждении иметь при себе деньги).

Таким образом, юридическая обязанность осужденных – это установленная в нормах права мера необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающая достижение цели уголовного наказания.

Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Закрепление правового положения осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве необходимо оценивать с учетом положений Конституции РФ. Так, в ч.3 ст. 55 Конституции установлено, что права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из этого следует, что ограничение прав гражданина не могут устанавливаться подзаконными, в том числе ведомственными актами. Ограничения общегражданских прав осужденных не могут устанавливаться законами субъектами Федерации, поскольку в соответствии со ст. 71 Конституции уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.

В уголовно-исполнительном законодательстве правовое положение осужденных закрепляется двумя путями: 1) установление нормативного определения правового положения осужденных; 2) регламентация прав, законных интересов и обязанностей.

Нормативное определение правового положения осужденных содержится в ст. 10 "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (УИК РФ)8 от 08.01.1997 N 1-ФЗ, где указывается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

С юридической точки зрения наказание представляет собой строго определенный правовыми нормами комплекс правоограничений. Обычные права гражданина ограничиваются или видоизменяются, некоторых прав осужденный может быть вообще лишен посредством установления соответствующего запрета.

В части 2 ст. 10 УИК РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Из содержания указанной нормы вытекает, что наказание не ведет к лишению осужденного российского гражданства. Это положение имеет важное политическое, юридическое и воспитательное значение. Общество не исключает их из своего числа членов. Исполнение наказания не прерывает духовную связь осужденного с обществом. Он продолжает пользоваться правами и несет свои гражданские обязанности. Вместе с тем комплекс изъятий и правоограничений в правовом статусе осужденного, предусмотренных уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством, будет уточнять конституционные права и обязанности гражданина, в определенной мере ограничения их.

При оценке правового положения осужденного к лишению свободы следует исходить из анализа правового статуса гражданина в трех сферах: социально-экономической, политической, личных прав и свобод.

Группа социально-экономических конституционных прав включает в себя: право на труд, отдых, охрану здоровья, материальное благосостояние, жилище, образование, пользование достижениями культуры, право на свободу научного, технического и художественного творчества (глава II Конституции РФ, ст.ст. 17-64).

Одним из наиболее важных прав в данной сфере является право на труд (ст. 37 Конституции), т.е. на получение гарантийной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Право на труд, закрепленное в ст. 37 Конституции, распространяется и на лиц, лишенных свободы. Законодательное решение его реального осуществления нашло отражение в ст. 103 УИК РФ, где установлено, что администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно-полезному труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Следовательно, в условиях лишения свободы ограничена возможность выбора осужденными рода занятий.

Осужденные имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст. 105 УИК РФ). Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж (ч. 3 ст. 104 УИК РФ).

Неразрывно с правом на труд связано право на отдых. Это в соответствии со ст. 37 Конституции обеспечивается установлением для рабочих и служащих 8-часового рабочего дня с сокращением рабочего дня для некоторых профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха. Реализация права лишенных свободы на отдых имеет свои особенности. В соответствии со ст. 104 УИК РФ для осужденных в исправительных учреждениях допускается суммированный учет рабочего времени.

Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней в воспитательных колониях и 12 рабочих дней в иных исправительных учреждениях, который предоставляется с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со ст. 97 УИК РФ.

Гарантией права осужденных на охрану здоровья, предусмотренного Конституцией (ст. 41), является закрепленное в ст. 101 УИК РФ положение о том, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуется лечебно-профилактические учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. В соответствии со ст.2 Закона РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” обеспечение охраны и здоровья осужденных – одна из задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ (ч.7 ст.12 УИК РФ).

Политические конституционные права и свободы обеспечивают гражданам реальные возможности в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, гарантируют свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст.ст. 28-31 Конституции РФ). В условиях лишения свободы эти гражданские права осужденных значительно видоизменяются и определяются УИК РФ и иным законодательством Российской Федерации. Так, например, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть избраны в государственные органы власти.

Личные конституционные права граждан РФ гарантируют неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь здоровье, на личную свободу и имущество, на свободу вероисповедания (ст.ст. 25, 39 Конституции РФ).

Если говорить о личных конституционных правах лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, то в силу установленной изоляции их права существенно ограничены, сужены или видоизменены. Так, например, согласно ч. 5 ст. 82 УИК РФ осужденные, а также их помещения могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру.

В соответствии со ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания. Они имеют право на вежливое обращение со стороны персонала. Могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации и вышестоящие органы УИС, в суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных. Согласно ст. 15 УИК РФ предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной или письменной формах. Заявления и жалобы осужденных, адресованные в органы, указанные в ч. 4 ст. 12 УИК РФ, направляются через администрацию учреждений. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказание, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов и иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

Осужденные имеют право на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии. К лицам, лишенным свободы, по их просьбе приглашаются священнослужители. Им разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация учреждения выделяет соответствующее помещение.

Осужденные обладают также специфическими правами и обязанностями, вытекающими из режима и установленными нормами уголовно-исполнительного законодательства. Так, например, часть IV статьи 11 УИК РФ определяет, что осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу и иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Осужденные имеют право на получение свиданий, посылок, передач и т.д.

Таким образом, правовое положение осужденных необходимо оценивать с учетом положений Конституции РФ.

 

3. РОЛЬ ФСИН РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В действующей редакции ст. 5 этого Закона говорится, что уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (федеральный орган уголовно-исполнительной системы). Кроме того, в УИС по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Перечень организаций и учреждений, входящих в УИС, в настоящее время утвержден постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2000 г. № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами; их виды определяются УИК РФ. Решения о создании и ликвидации таких учреждений принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение прав и исполнение обязанностей подозреваемыми и обвиняемыми в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина