Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 19:28, курсовая работа
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Юридические обязанности………………………………………………………5
1.1. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина……...5
1.2. Юридические обязанности………………………………………..9
2. Правовой статус личности. Особенности правового статуса осужденного……………………………………………………………………..13
3. Роль ФСИН России в обеспечении прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………34
Территориальные органы УИС (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту РФ) создаются федеральным органом УИС на территориях субъектов РФ. Они осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями УИС по конвоированию. Территориальные органы являются юридическими лицами и владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом. В интересах развития социальной сферы УИС, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы УИС имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.
Федеральный орган УИС – Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Положение о ФСИН России и предельная численность работников центрального аппарата утверждены Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314.
Основными задачами ФСИН России являются:
1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;
2) контроль за поведением
3) обеспечение охраны прав, свобод
и законных интересов
4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
5) охрана и конвоирование
6) создание осужденным и лицам,
содержащимся под стражей, условий
содержания, соответствующих нормам
международного права, положениям
международных договоров
7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
8) управление территориальными
органами ФСИН России и
Персонал учреждений, исполняющих наказания, – это работники УИС, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, входящих в УИС.
К работникам УИС относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа УИС и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС.
Порядок и условия прохождения службы сотрудниками УИС регламентируются Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Минюста России. Перечень должностей высшего начальствующего состава сотрудников УИС и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом РФ.
Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством РФ о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.
Кроме того, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает учреждение в федеральном государственном органе должностей государственной службы различных видов. Реализуя данное законодательное положение постановлением от 5 января 2005 г № 4 «Об установлении предельной численности должностей федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе», Правительство РФ установило с 1 января 2005 г. предельную численность должностей федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе в количестве 52 единиц. Эти должности введены в центральном аппарате ФСИН России, а также в научных и учебных учреждениях. Деятельность государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданские (личные конституционные) права – как правило, непременный элемент всех видов правового статуса гражданина, но данные права могут быть сужены в объеме или видоизменены для лиц, лишенных свободы.
Для всех видов прав, в том числе и личных, характерны стадия возникновения и существования личного права, стадия непосредственной реализации. На первой стадии эти права существуют в рамках общих правоотношений типа «государство–гражданин». На второй и третьей стадиях они конкретизируются в отраслевых субъективных правах и реализуются в рамках отраслевых правоотношений.
Своеобразие таких гражданских прав, как неприкосновенность личности, жилища, свободы совести, в том, что они находятся в состоянии постоянной, непрерывной реализации, причем все стадии их существования и реализации как бы сливаются и поэтому их трудно разграничить. Что же касается права тайны переписки и права обвиняемого на защиту в суде, то граждане обладают ими всегда, но реализуют их спорадически, время от времени.
Особенности реализации личных конституционных прав заключается также в том, что некоторые из них осуществляются путем личных действий (право на защиту, право тайны переписки). Что же касается прав неприкосновенности личности и жилища, то их реализацию недостаточно определить терминами «действие» или «бездействие», поскольку она заключается в определенном фактическом состоянии, субъект которого непрерывно пользуется благами личной безопасности, чести, достоинства, и при этом само это пользование прямо не связано с его действием или бездействием. И наконец, в отличие от социально-экономических прав процесс реализации личных прав не имеет имущественно-материального характера.
В современных условиях реализация прав человека, в частности гражданских, в России осуществляется крайне неудовлетворительно, о чем свидетельствуют доклады Уполномоченного по правам человека в РФ, Комиссии по правам человека при Президенте РФ, правозащитных организаций. Это прежде всего связано с недостаточностью и крайней неэффективностью гарантий гражданских прав. В частности, не преодолены различия между объемом гражданских прав, зафиксированных в документах Совета Европы, и российским законодательством, закрепляющих личные конституционные права российских граждан. До сих пор не приняты новые уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы. Проблема смертной казни окончательно юридически не решена. Провалы в проведении экономических реформ, падение жизненного уровня большинства населения, рост социального неравенства провоцируют высокий уровень преступности, в особенности посягательств на права личности. Политическая неустойчивость привела к ослаблению государственной власти, которая систематически демонстрирует свою неспособность защитить гражданские права человека. Деятельность правоохранительных органов недостаточно эффективна, в частности, из-за плохого финансирования, оттока квалифицированных сотрудников из правоохранительных структур, часть из которых коррумпирована и бюрократизирована. До сих пор не создан суд присяжных, волокита и формализм в судебных учреждениях препятствуют быстрому эффективному рассмотрению жалоб граждан. Неотвратимость юридической ответственности за убийства и другие деяния, посягающие на гражданские права человека, не обеспечена. События в Чечне создают напряженную психологическую обстановку в обществе.
Преодоление указанных негативных явлений наполнит гражданские права человека реальным содержанием и гарантирует действительную индивидуальную свободу.
Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире – явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми (они могут быть авторитарными, тоталитарным, а также лишенными каких-либо четких характеристик). Ответ на этот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватывает более широкую сферу общественных отношений.
В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской цивилизации.
Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплат и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, безработица и т.д.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности.
В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств на права и свободы граждан.
На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что кроме обвинительного есть еще вид приговора – оправдательный.
В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно (чтобы не делать двойной работы) проводить судебную реформу и реформу законодательства. Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, еще не делает погоды, не снимает ключевого вопроса: а судьи кто? Но своим целенаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимость существенного изменения качественного состава судейского корпуса. У многих судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были ничем, по сравнению с интересами государства и приговор суда зависел от интересов государства. Однако сама жизнь – не без помощи демократического законодательства – заставляет менять прежнюю иерархию ценностей.
Серьезно корректируется система юридического образования. В судебные кабинеты приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментально проверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь дело с непривычными для нас юридическими явлениями, в частности с судом присяжных. В результате постепенно формируется иной по своей ментальности судейский корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а не призрачной независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности – юридической и нравственной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации. Действующая редакция (на 1.I.2009). В редакции указов Президента РФ N 20 от 9 января 1996 г., N 173 от 10 февраля 1996 г., N 679 от 9 июня 2001 г., N 841 от 25 июля 2003 г., Федеральных конституционных законов № 1-ФКЗ от 25 марта 2004 г., № 6-ФКЗ от 14 октября 2005, № 2-ФКЗ от 12 июля 2006, № 6-ФКЗ от 30 декабря 2006, № 5-ФКЗ от 21 июля 2007, Законов РФ о поправке к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 и № 7-ФКЗ от 30 декабря 2008г.
2. Закон РФ “О гражданстве Российской Федерации” от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) (действующая редакция).
3. Уголовно-исполнительный
4. Белов В.А. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики. – М.: Юрайт, 2008.
5. Ведерников А.Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России. – М.: Юнити-Дана, 2009.
6. Ильин И.Л. О сущности правосознания. М., 1993. С. 24.
7. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Изд. Юрист, 1996.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Проспект, 2010.
9. Комкова Г.Н., Шудра О.В. и др. Институт прав человека в России. – М.: Юрайт, 2009.
10. Конституционное право. Учебник / Под ред. А.Е. Козлова. – М.: Проспект, 2007.
11. Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права., М.: Юристъ, 2004.
12. Права человека. История, теория, практика / Под ред. Б.Л. Назарова. – М.: Закон и право, 2008.
13. Права человека. Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашевой. – М.: Юнити-Дана, 2009.
14. Сергеев С.Г. Конституционное право России. – М.: Дашков и Ко, 2008.
15. Тарусина Н.Н. Субъективное право – юридическая обязанность? // Философские проблемы субъективного права: Тезисы докладов. Ярославль, 1990. С. 21
16. Эбзеев И.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.; Черкеск, 1992. С. 64.