Права и свободы личности: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие личности и государству;
- рассмотреть правовой статус личности;
- раскрыть виды прав и свобод

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и общая характеристика основных прав и свобод личности…………………………………………………………………………..5
§ 1. История развития общепризнанных прав и свобод человека……………..5
§2. Понятие прав и свобод личности…………………………………………….6
§3. Правовой статус человека и гражданина: сходства и различия…………...9
Глава 2. Классификация основных прав и свобод личности…………….12
§1. Личные права и свободы…………………………………………………….12
§2. Экономические и социальные права и свободы…………………………...22
§3. Культурные права и свободы……………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

ТГиП курсовая.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Реализация  этого права дает возможность  получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.

Конституция закрепила обязательность основного  общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).

В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется  свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов  творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они  ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой  культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Важным условием обеспечения свободы научного, технического и художественного творчества является снятие существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, и прежде всего общественную, но и искусство, художественные направления

§3. Культурные права и свободы

К правам человека в сфере  культуры относятся свобода интеллектуального  творчества и преподавания, право  на участие в культурной жизни  и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.7 

Право на образование  как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности  общества получило регламентацию в  ст. 43 Конституции РФ. Значимость данного  права для человека, общества, государства  обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов. 

Конституция РФ гарантирует  общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.

В области получения  высшего образования Конституция  РФ ограничивается нормами о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

 Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.

 Вопросы организации системы образования регламентируются Федеральным законом от 10 июля 1992 г. «Об образовании»8 (ред. от 12.11.2012).

 Регулирование отношений в области высшего и послевузовского образования осуществляется также Федеральным законом об образовании от 10.07.1992 (ред. от 12.11.2012).

Свобода интеллектуального  творчества (ч. 1 ст. 44) означает недопустимость какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах. 
Свобода интеллектуального творчества может быть реализована в виде художественного, научного, технического и других видов творчества. Результатом реализации данной свободы является создание объектов интеллектуальной собственности, на защиту которой направлен целый ряд международно-правовых актов и актов национального законодательства.

Право на участие в  культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) обеспечивает человеку возможность приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры. Государство, в рамках реализации указанного права, должно обеспечить доступность культурно-просветительских учреждений (музеев, библиотек, выставок, театров и др.) для всех граждан.

Закрепляя право на образование, Конституция РФ (ст. 43) устанавливает  различные подходы к получению  основных видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.

Гарантируется также  бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе. Речь опять же идет только о государственном или муниципальном образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Основные принципы организации  системы образования определены Федеральным законом об от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (ред. от 12.11.2012). Закон регламентирует права и обязанности обучающихся и преподавателей, закрепляет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Государство поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" включает среднее (полное) образование в государственный минимальный социальный стандарт основных показателей жизни детей.

Основы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральной программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 г.

Свобода творчества гарантируется  каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Писатель, например, вправе создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы и др.) на любую тему и в любой манере. Таким же правом пользуются художники, работающие в области изобразительного искусства, графики или скульптуры, а также ученые, изобретатели, рационализаторы и др. Преподаватели учебных заведений свободны в создании учебников и в изложении своих взглядов перед учащимися и студентами.

Закрепление этой свободы  в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Конкретные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы творчества содержатся в Основах законодательства Российской Федерации о культуре. Всемерно поддерживая свободу творчества и создавая условия для ее реализации, закон в то же время напоминает о недопустимости использования этой свободы во вред обществу, другим людям. Государство обязано противостоять "творчеству", направленному на пропаганду войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигания расовой и национальной вражды, религиозной и классовой нетерпимости. Такая "культурная" деятельность может быть запрещена в судебном порядке, а авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Свобода творчества в  области науки гарантируется  Федеральным законом "О науке  и государственной научно-технической политике9". Органы государственной власти РФ в соответствии с этим Федеральным законом 
• гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;  
• гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;  
• признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;  
• обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;  
• гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций; 
• гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Это право (ч. 2 ст. 44 Конституции  РФ) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев для всех граждан. Особенно важно приобщать детей к культурной жизни, к занятию любительским искусством и др. Развитые государства имеют широкую сеть музыкальных и художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре устанавливают, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого  гражданина независимо от национального  или социального происхождения, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Целям сохранения и развития Музейного фонда Российской Федерации  и музеев РФ служит Федеральный закон  от 26 мая 1996 г. Закон, в частности, устанавливает, что ограничение доступа к  музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается (ст. 35).

 

 

 

Заключение

Резюмируя все вышесказанное, нужно отметить, что права человека  – это целостный ориентир,  позволяющий применять «человеческое   измерение»   к государству,  праву,  этике,  морали.  Права  и  свободы  человека  являются  определенными нормативным измерением его социально культурной  деятельности. Более того, они выступают как одна из величайших культурных ценностей.

При изучении теории прав человека неизбежно её пересечение  со  многими дисциплинами: историей и теорией государства и права,  всеми  отраслевыми  и процессуальными юридическими науками.

Таким образом, опираясь на  международное  гуманитарное  право,  можно отметить, что:

- права человека –  высшая  ценность,  их  уважения  и  соблюдение  –обязанность государства.

- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому – либо принципу.

- осуществление прав и свободы человека не должно  нарушать  права  и

свободы других лиц.

- основные права и свободы  должны  быть  едины  на  всей  территории государства.

- личные, экономические, политические, социальные,  культурные  права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии.

- коллективные права неотъемлемы от  прав  индивида,  они  не  должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать  правовой  статус личности

- права человека могут быть ограничены законом только в  том  случае, если   есть   прямая   угроза   государственной   и    общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, права  и  законы других лиц.

 

Список литературы

1. Конституция России. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 1; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 2.

2. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 52. – Ст. 1865.

3. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. -  N 39. -  ст. 4465.

4. Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"//Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 34. -  ст. 4029.

5. Федеральный закон от 25 июня 1993 года N 5242-1 (ред. от 06.12.2011) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" //Российская газета.- 1993. - N 152.

6. Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"// Собрание  законодательства РФ. – 1996. -  N 34. - ст. 4029.

7. Федеральный закон  от 10 июля 1992 года N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании" // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 3. -  ст. 150.

8. Гулин Е.В. Права человека: Учебное пособие.  - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. – 58с.

9. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Теория государства и права: Курс - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 317 с.

10. В.С. Нерсесянц. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2010. - 332-340с.

11. В.Л. Меньшов. Конституционное право России: Учебник. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. – 77-85с.

12. Теория государства и права : учебник / под ред. А.Г. Хабибулина, В.В. Лазарева . – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 624с.

Информация о работе Права и свободы личности: общая характеристика