Правительство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Принятая Конституция весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст.10 Конституции, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Прежняя Конституция возлагала непосредственное руководство исполнительной власти на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту.

Содержание работы

Введение
1. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти.
1.1. Разделение властей и Правительство.
1.2. Система федеральных органов исполнительной власти.
2. Состав, формирование и отставка Правительства РФ.
2.1. Состав Правительства РФ.
2.2. Порядок формирования Правительства РФ.
2.3. Срок полномочий и отставка.
3. Конституция Правительства РФ.
4. Акты, издаваемые Правительством РФ.
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по КПРФ.docx

— 35.53 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа по Конституционному праву РФ: Правительство  Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.      Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти.

1.1.  Разделение властей и Правительство.

1.2.  Система федеральных органов исполнительной власти.

2.      Состав, формирование и отставка Правительства РФ.

2.1.  Состав Правительства РФ.

2.2.  Порядок формирования Правительства РФ.

2.3.  Срок полномочий и отставка.

3.      Конституция Правительства РФ.

4.      Акты, издаваемые Правительством РФ.

5.      Заключение.

 

 

            Введение             

12 декабря 1993 года в  России была принята новая  Конституция Российской Федерации,  которая послужила отправной  точкой нового этапа государственно–политического  развития России.

В соответствии со ст.11 (Конституции 1993г.), Правительство осуществляет государственную  власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным собранием  и судами Российской Федерации. А  согласно ст.110 Конституции, федеральное  Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство  — высший орган исполнительной власти.

Принятая Конституция  весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также  закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст.10 Конституции, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Прежняя Конституция возлагала  непосредственное руководство исполнительной власти на Президента, а также предусматривала  подотчетность Правительства федеральным  представительным и законодательным  органам (Съезду народных депутатов  и Верховному Совету) и Президенту.

В сравнении виден прогресс в осуществлении государственной  власти в Российской Федерации.

В современном облике Правительства  более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства  за проведение социально–экономических  преобразований в стране, осуществление  единой государственной политики в  отраслях и сферах народного хозяйства.

Одной из основных функций  Правительства является функция  исполнения федеральный законов, систематический  контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней  и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, под законность его  решений, т.е. принятие их на основе и  во исполнения Конституции, федеральных  законов и указов Президента.

С принятием новой Конституции, Правительство вышло из своеобразного  двойного подчинения. Однако в настоящее  время многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности Правительства и органов исполнительной власти. За Президентом сохранились  мощные рычаги воздействия на Правительство  путем персональных назначений членов Правительства и принятия необходимых  решений, в том числе в сфере  исполнительной власти.

Кроме того, Конституция  закрепила ряд функций непосредственного  государственного управления одновременно за Президентом и Правительством. На практике это привело к появлению множества правовых коллизий и управленческих тупиков, требующих законодательного разрешения, а это дело будущего.  

            

1. ПРАВИТЕЛЬСТВО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ  ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ            

1.1. Разделение  властей и Правительство 

Как уже было отмечено, правовое положение, и место Правительства  Российской Федерации в системе  органов власти определено принципом  разделения властей, сформулированного  в ст.10 и 11 Конституции РФ. Правительство  осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным  собранием и судами, а в соответствии со ст.110 Конституции РФ, осуществляет конкретно исполнительную власть в  Российской Федерации.

Согласно принципа разделения властей, органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны, что естественно предполагает невмешательство  в деятельность каждой власти со стороны  двух других.

Правительство в основном несет ответственность за свои действия перед Президентом РФ. Его члены, председатель и заместители не могут  быть депутатами Государственной Думы, как и депутаты не могут быть членами  Правительства.

В соответствии с Федеральным  конституционным законом о Правительстве  РФ, члены Правительства обязаны  по приглашению палат Федерального собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на их вопросы.

Совсем по-другому Правительство  взаимодействует с Президентом  РФ, который согласно действующей  Конституции не входит ни в одну из трех властей. Однако в этой же Конституции  закреплен ряд конституционных  полномочий Президента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент  по существу входит в эту власть. Так, например, Президент РФ назначает  с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает  и смещает всех членов Правительства, напрямую минуя Правительство руководит  некоторыми министерствами. Такими как  министерство обороны, министерство иностранных  дел.

Кроме того, Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Указы Президента РФ по своей  юридической силе выше постановлений  Правительства РФ.

Анализируя сказанное, можно  сделать вывод о том, что главой исполнительной власти по существу является не Председатель Правительства или  Правительство в целом, а Президент  РФ.

Такое соотношение между  властью Президента РФ и Правительством РФ не означает, что Правительство  никакой самостоятельности не имеет. Так оно самостоятельно решает вопросы  и несет полную ответственность  за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов  исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, т.е. занимается правотворчеством, при этом не спрашивая согласия Президента РФ. Самостоятельно взаимодействует  с Федеральным Собранием и  судебной властью.

В Конституции РФ Правительству  РФ уделена специальная глава 6 (ст.110–117). Другие полномочия Правительства нашли  свое закрепление в федеральных  законах и указах Президента РФ.            

1.2. Система федеральных  органов исполнительной власти.

В Конституции РФ ничего не говорится о системе федеральных  органов исполнительной власти. Однако она определена в указах Президента РФ, согласно которым установлена  система федеральных органов  исполнительной власти, включающая Правительство  РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные  службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Создание федеральных  органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществления  Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о  федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленных за ним  Конституцией РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных  органах исполнительной власти —  Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные  министры назначаются на должность  и освобождаются от должности  Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Назначения на должность  и освобождение от должности руководителей  федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров  и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

 

           

2. СОСТАВ, ФОРМИРОВАНИЕ  И ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ           

2.1. Состав Правительства  РФ 

В соответствии с ч.2 ст.110 Конституции РФ в состав Правительства  входят: Председатель, заместители  Председателя и федеральные министры. Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров  предлагаются Президенту РФ Председателем  Правительства.

Президентом может быть введена  должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, а также установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно заместителем Председателя Правительства.

Таким образом, практически  количество членов Правительства определено Президентом РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие  включаются, и первые заместители  — общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению.

Так, в состав Правительства  Черномырдина В.С. входило 10 заместителей Председателя, а в состав Правительства  Кириенко С.Л. три заместителя.

Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются  министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство  РФ устанавливает функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных  федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения  о действующих органах в целях  обеспечения или реализации государственной  политики в установленных сферах ведения.

Как правило, общая структура  федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается  при формировании Правительства  РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.

В качестве постоянного органа Правительства для решения оперативных  вопросов создан его Президиум. Президиум  состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров  финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и других. В зависимости от состава Правительства, может меняться и состав Президиума. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Президиума.

На заседаниях Президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства,  и принимаются  решения, в том числе акты нормативного характера.

Решения Президиума Правительства  принимаются большинством голосов  от общего числа его членов, издаются в форме постановлений и распоряжений Правительства и не должны противоречить  решениям, принятым на заседаниях правительства  РФ. Правительство вправе отменить любое решение Президиума.

Для урегулирования неотложных вопросов, связанных с функционированием  народнохозяйственного комплекса, обеспечения взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств действует  Комиссия Правительства по оперативным  вопросам, возглавляемая Первым заместителем Председателя Правительства. В ее состав входят также другие заместители  Председателя, несколько министров. Решения Комиссии обязательны для  организаций и учреждений, подведомственных Правительству. Одной из главных  функций Комиссии является обеспечение  контроля и проверки выполнения решений  Правительства министерствами и  ведомствами.

Министры осуществляют общее  руководство деятельностью своих  министров, несут персональную ответственность  за выполнение, возложенных на министров  задач.

По их представлению Правительство  назначает заместителей министра. Однако министры самостоятельно распределяют обязанности между своими заместителями, а также утверждают структуру  и штатное расписание центрального аппарата министров.

В каждом министерстве и  ведомстве образуется коллегия в  составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников министерства.

Коллегия, на своих регулярно  проводимых заседаниях, рассматривает  основные вопросы организации работы, по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства.

Министерство издает в  пределах своей компетенции на основе и во исполнении законодательства Российской Федерации приказы и инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти.

Вообще министры Российской Федерации и руководители федеральных  ведомств могут быть разделены на две статусные группы. Первая группа включает руководителей тех министерств  и ведомств, которые в своей  работе напрямую подчиняются Президенту РФ в соответствии с его конституционными полномочиями, федеральными законами и указами. Это министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий  стихийных бедствий (МЧС), юстиции, директор Федеральной службы безопасности, директор Федеральной пограничной службы, директор Федеральной службы налоговой  полиции, директор Службы внешней разведки.

Президенту РФ также подведомственны  Федеральная служба железнодорожных  войск, Федеральная служба охраны, Федеральное  агентство правительственной связи  и информации, Главное управление специальных программ, Государственная  техническая комиссия и другие, руководители которых не имеют ранга федеральных  министров.

Информация о работе Правительство Российской Федерации