Правительство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Принятая Конституция весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст.10 Конституции, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Прежняя Конституция возлагала непосредственное руководство исполнительной власти на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту.

Содержание работы

Введение
1. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти.
1.1. Разделение властей и Правительство.
1.2. Система федеральных органов исполнительной власти.
2. Состав, формирование и отставка Правительства РФ.
2.1. Состав Правительства РФ.
2.2. Порядок формирования Правительства РФ.
2.3. Срок полномочий и отставка.
3. Конституция Правительства РФ.
4. Акты, издаваемые Правительством РФ.
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по КПРФ.docx

— 35.53 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон «Об  обороне» от 31 мая 1996 года закрепляет полномочия Правительства в области обороны.

Значительны также полномочия Правительства РФ в области безопасности. Они определены в Законе РФ «О безопасности»  от 5 марта 1992 года. Правительство обеспечивает руководство органами обеспечения  безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий  по обеспечению безопасности органами исполнительной власти. Так оно координирует деятельность ФСБ с органами исполнительной власти.

При решении внешнеполитических задач Правительство проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его  компетенции, принимает меры к выполнению международных договоров Российской Федерации.

Согласно ст. 114 Конституции  РФ в сферу полномочий Правительства  РФ входит осуществление мер по обеспечению  законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью.

Правительство решает вопросы, связанные с финансированием  правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти, проводит анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

Соблюдение основных прав и свобод граждан находится под  контролем исполнительной власти.

Перечень полномочий Правительства, предусмотренный ст. 114 Конституции  РФ, не является исчерпывающим Конституцией, федеральным законом, указами Президента Правительства наделено и другими  полномочиями. Так, например, право  законодательной инициативы, полномочия определенные Таможенным кодексом РФ и другие.  

 

4. АКТЫ, ИЗДАВАЕМЫЕ  ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ 

Одним из важных вопросов деятельности Правительства является нормотворчество.

В ст. 115 Конституции РФ говорится, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, Правительства РФ издает постановления  и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Этим определяется подзаконных характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом  и нормативным указам Президента РФ.

В соответствии со ст. 104 Конституции  РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая  означает,  что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов  и выносить их на рассмотрение в  Государственную Думу.

Правовые акты Правительства  являются важным звеном правовой системы  России, и их основные формы устанавливаются  в Конституции. Конституция определяет. Что формами правовых актов Правительства  России являются постановления и  распоряжения, которые обязательны  к исполнению на всей территории Российской Федерации. Постановлениями Правительства  Российской Федерации должны оформляться  решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Решение  по оперативным и другим текущим  вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Постановление принимается  на заседаниях Правительства при  наличии кворума и путем голосования. Постановление Правительства подписывается  Председателем Правительства или  его Первым заместителем.

Кроме того, в качестве постоянного  органа Правительства в его аппарате действует Президиум Правительства, который призван решать текущие  и оперативные вопросы.

Заседание его  проводятся по мере необходимости, а  принятые решения оформляются в  форме постановлений и распоряжений Правительства, однако они не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция  РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнения. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть  исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие  акты.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к  исполнению в Российской Федерации, т.е. на всей ее территории и всеми  субъектами и органами местного самоуправления. Обязательность распространяется на всех граждан и должностных лиц, на все общественные объединения, государственные  и частные предприятия. Таким  образом, конституционный статус актов  Правительства ставит эти акты по их обязательности в один ряд с  законами и указами Президента РФ. Хотя по юридической силе они стоят  ниже, чем последние, так как принимаются  на основании и во исполнении выше стоящих актов.

Интересен вопрос о том, могут  ли акты Правительства РФ отменять или приостанавливать акты исполнитеной власти субъектов РФ. Статья 77 Конституции  РФ определила, что в пределах ведения  Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения  федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти. Кроме того, из установленного Конституцией РФ обязательного характера актов  Правительства РФ ясно вытекает вывод  о том, что в случае расхождения  этих актов с актами исполнительной власти субъектов РФ приоритет отдается постановлению или распоряжению Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам  и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило  выглядит совершенно естественным, так  как Президент РФ, во–первых, является гарантом Конституции РФ, а во–вторых, по существу возглавляет исполнительную власть.

Хотя инициатива отмены неконституционного и незаконного акта Правительства  находится в руках у главы  государства, ясно, что и без его  решения любой акт Правительства, противоречащий Конституции  РФ и  федеральным законам, юридически ничтожен с самого начала.

Федеральным конституционным  законом о Правительстве РФ установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному  опубликованию в «Российской  газете» и «Собрании законодательства в Российской Федерации» не позднее 15 дней со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина, вступает в силу не ранее дня их опубликования.

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги сказанного, можно теперь по настоящему оценить  роль и место Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной  власти в Российской Федерации. Естественно  с принятием Конституции РФ 1993 года статус Правительства существенно  вырос, по сравнению каким он раньше был. Однако в настоящей Конституции  РФ, на мой взгляд, находят свое место  и положения, которые ущемляют статус Правительства, делая его на практике только  в части высшим органом  исполнительной власти. По существу руководство  Правительством РФ и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ. Поскольку сам  Президент РФ представляет кандидатуру  на должность Председателя Правительства  РФ, а также оказывает влияние  на подбор кандидатур других членом Правительства. Все это делает Правительство  чисто «президентским». В связи  с чем положение Конституции  РФ о том, что Правительство осуществляет государственную власть наравне  с Президентом РФ, Федеральным  собранием и судами, ставится под  сомнение.

Исходя из вышеизложенного  видно, что основными функциями  Правительства являются организация  исполнения федеральных законов, систематический  контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней  и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

В настоящее время Председатель Правительства РФ Путин В.В. является исполняющим обязанности Президента РФ. В марте 2000 года должны состояться выборы Президента РФ. Каким будет  объем полномочий у Правительства  РФ с приходом нового Президента неизвестно, однако уже сейчас поднимаются вопросы  о некоторых изменениях в статусе  и полномочиях Правительства  РФ.

 

Список литературы

1.      Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. –М.: 1997г. с.331–339.

2.      Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. –М.: ИНФРМА–М. 1999г. с.386–402.

3.      История государственного управления в России: Учебник /Под ред.Игнатова В.Г. Ростов–на–Дону. 1979г. с.473–491.

4.      Коваленко А.И. Конституционное право России: Учебник. –М.: Право и Закон 1997г. с.132–159.

5.      Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. –М.: Юристъ 1995г. с.432–447.

6.      Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов.  –М.: Юнити 1997г. с.107–135.

7.      Конституция РФ от 12.12.93г. с.38–41.

8.      Комментарий к Конституции РФ /Под ред. Окунькова Л.А. –М.: БЕК 1996г. с.331–368.

9.      Федеральный закон “О безопасности” от 05.03.92г.

10.  Федеральный закон “Об обороне” от 31.05.96г.

11.  О системе федеральных органах исполнительной власти. Указ Президента РФ от 14.08.96г. № 1176.

О структуре федеральных  органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 22.07.98г. № 1142.


Информация о работе Правительство Российской Федерации