Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа
При рассмотрении данного вопроса следует определить, что подразумевается под термином «здоровье».
Согласно Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 г.) здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения.
Введение.
Глава I.Конституционное право граждан на медицинскую помощь и лечение.
1.1. Конституционное право граждан на охрану здоровья как гарантия предоставления медицинской помощи и лечения.
1.2. Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека
1.3. Нормативно-правовое регулирование предоставления медицинской помощи в России: исторический аспект.
Глава II. Реализация и защита права граждан на медицинскую помощь.
2.1. Общая характеристика правовых форм, опосредующих отношения по реализации гражданами права на медицинскую помощь.
2.2. Роль и значение обязательного медицинского страхования в системе медицинской помощи и лечения.
2.3.Основные механизмы защиты права на медицинскую помощь и лечение.
2. Региональные международные правовые акты. В качестве примера, можно привести Европейскую Социальную Хартию23, которая содержит две статьи, посвященные именно праву на охрану здоровья:
- статья 11 обязывает государства, подписавшие Хартию, принять меры, предусматривающие:
1) устранение, насколько это возможно, причин ухудшения здоровья;
2) предоставление
услуг консультационного и
3) предотвращение,
насколько это возможно, эпидемических,
эндемических и иных
- статья 13 Европейской Социальной Хартии в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь обязывает Договаривающиеся Стороны:
1) обеспечить каждому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и которое не в состоянии ни добыть их своими собственными усилиями, ни получить их из других источников, предоставление соответствующей помощи, а в случае болезни - уход, необходимый в его состоянии;
2) заботиться
о том, чтобы лица, пользующиеся
подобной помощью, не
3) предусмотреть,
чтобы каждый человек через
посредство соответствующих
3. Акты специализированных международных организаций. Серьёзные документы в этой области – конвенции и рекомендации – приняты специальной организацией ООН – Международной организацией труда (МОТ).
Например, Конвенция от 25 июня 1969 г. №130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни». Названная выше Конвенция закрепляет право на медицинскую помощь, определяет её содержание (общая врачебная помощь, помощь, оказываемая специалистами стационарным или амбулаторным больным вне больницы, отпуск медикаментов, госпитализация, зубоврачебная помощь, медицинское восстановление, протезирование), условия и размеры материального обеспечения работников по болезни, называет страховые случаи.
Существуют, в том числе различные конвенции МОТ, посвященные труду детей, матерей, инвалидов и так далее, имеющие целью классифицировать трудящихся на различные категории и определить стандарты трудовой деятельности, не влияющие пагубно на здоровье каждой отдельной категории.
Признание этих и других международно-правовых актов рядом государств влечет за собой применение мер по их реализации и защите, изменение внутригосударственного законодательства в соответствии с требованиями международных стандартов, путем внесения указанных прав в конституции или другие основные нормативные акты государства.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что право на охрану здоровья признаётся мировом сообществом в качестве основного неотъемлемого права, принадлежащего каждому человеку. Оно провозглашено уже в самых первых международных правовых актах и отнесено к группе экономических, социальных и культурных прав. При крупнейших мировых организациях существуют специальные подразделения, в круг обязанностей которых входит законодательная инициатива, разработка международно-правовых актов по реализации права на охрану здоровья; надзор за исполнением положений международных правовых актов, закрепляющих права и свободы человека, ратифицированных государствами. Право на охрану здоровья стало неотъемлемой частью комплекса прав человека, признаваемых практически во всех странах, даже в тех, где оно формально не зафиксировано. Во многих странах право на охрану здоровья стало частью внутригосударственного права, закреплено в основных правовых актах, предоставляются широкие возможности для реализации данного права в соответствии с международно-признанными стандартами.24
1.3.
Нормативно-правовое
Здоровье нации напрямую зависит от уровня, качества оказания медицинских услуг в стране. В России оказание медицинских услуг населению развивалось постепенно и напрямую зависело от исторических и политических событий. Очень важным представляется обращение к историческому аспекту процесса становления и развития оказания медицинских услуг в России, поскольку это позволит более полно исследовать данный вид деятельности, выявить общие закономерности, определить тенденции дальнейшего совершенствования.
Процесс формирования медицинской деятельности в России условно можно разделить на несколько этапов:
- первый
этап связан с развитием
В
Древней Руси медицина была: народная,
монастырская и городская
(светская) медицина. Народная медицина
управлялась преимущественно
Церковная
медицина регулировалась «
Городская
(светская) медицина регулировалась
нормами первого письменного
документа права - Правды Русской,
в котором регулировалась
- второй этап − историки связывают с годами правления русского царя- Петра 1.
Ещё
в 1581 году был создан Аптекарский
приказ - орган государственного
управления медициной. В
Учитывая
незначительное количество
Этот
же орган осуществлял
Аптекарский
приказ сыграл решающую роль
в подготовке отечественных
Аптекарского
приказ заложил основы ещё
одного важного действия в
России – было урегулировано
врачебное освидетельствование
для определения степени
Особо
следует выделить правление
Так в 1721 г. Аптекарский приказ был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 г. – в Медицинскую канцелярию, которая и осуществляла контроль деятельностью госпиталей и аптек, регламентировала деятельность докторов, лекарей и аптекарей, осуществляла контроль за проведением противоэпидемиологических мероприятий и выдавала разрешение на право медицинской деятельности.
Именно во временя правления Петра 1 стала развиваться такая отрасль медицины - как военная медицина. Широкомасштабные военные компании, проводимые Петром I, активные военные действия сопровождались значительной заболеваемостью и смертностью, что резко снижало боеспособность армии и флота. В это время остро встал вопрос об усовершенствовании медицинского обеспечения армии и флота.
В 1707 г. был открыт первый постоянный госпиталь, который осуществлял прием раненых и больных, обеспечивал лекарственными средствами и осуществлял обучение врачебным наукам.
В 1716 г. был издан Воинский устав, лично отредактированный царем. Принимая во внимание значительно возросшую потребность в специалистах - медиках, становится понятным значительное внимание, уделенное в Уставе вопросам организации медицинского дела. Главы 33 и 34 Воинского Устава посвящены различным сторонам функционирования госпиталей и профессиональной деятельности докторов и аптекарей.
Устав
закреплял организацию
Наряду
с этим Устав четко определял
специальности, которые имели
представители медицинской
Документом, имеющим ключевое значение, был Указ Петра I от 1721 г. «Об учреждении в городах аптек под смотрением медицинской коллегии, о вспоможении приискающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям».
Важно
отметить, что данный документ
предусматривал необходимость
продажи лекарств по
Следует
отметить, что во времена правления
Петра I отличительной особенностью
организации медицинского дела
в стране продолжал оставаться
государственный характер. Несмотря
на трудности, связанные с
В послепетровский период долгое время сохранялась преемственность его идеям в области системы здравоохранения. Преобразования Петра Великого, осуществленные в области регламентации медицины, нашли свое отражение в последующих шагах российских правителей XVIII и XIX веков. Прежде всего, речь идет о ярко выраженном государственном характере здравоохранения, проявлявшемся в стремлении со стороны власти в максимальной степени принимать участие в регулировании оказания медицинской помощи населению.
- третий
этап характеризует правовое
обеспечение медицинской
Период с середины XVIII века до 1917 г. характеризовался существенными изменениями в сфере регламентации оказания медицинской помощи.
В 1738 г. Царица Анна Иоанновна учредила при главной аптеке Санкт-Петербурга диспансеризацию – ежедневный бесплатный амбулаторий приема больных из неимущих слоев.
Екатерина II, став российской императрицей, уже в первые месяцы своего царствования пришла к мысли о необходимости реформирования медицинского дела. В 1763 г. Медицинская Канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию и стала обладать большими полномочиями по вопросам регулирования здравоохранения и в осуществлении контроля за вопросами медицинской науки и практического здравоохранения.
Медицинская коллегия выдавала разрешения на право занятия медицинской деятельности, осуществляла контроль за деятельностью аптек, ведала докторами, лекарями и аптекарями, присуждала им жалования, осуществляла организацию лечебно-профилактической помощи населения.
Информация о работе Право граждан на медицинскую помощь и лечение в РФ