Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 18:30, курсовая работа
Высшим непосредственным выражением власти народа, а следовательно, и граждан Конституция Российской Федерации в ст. 3 называет выборы и референдум. Право на участие в управлении делами государства относится к числу основных политических прав, воплощающих сущность демократической идеи народовластия. По своей юридической природе оно может быть отнесено к непосредственно действующим субъективным публичным правам. Будучи проявлением политической свободы гражданина, право на участие в управлении делами государства характеризует не только субъективные право притязания, связанные с возможностями индивидуального влияния на положение в стране, но и социальную значимость и публичную потребность в стабильной и эффективной системе организации публичной (государственной и муниципальной) власти
Введение……………………………………………………………………….…3
1 Конституционные основы участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства……………………………………………...…6
1.1 Право граждан на участие в управлении делами государства в условиях становления демократического, правового государства………………………6
2 Механизм реализации конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами…………………………….…………..11
2.1 Референдум и выборы как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства в сфере законодательной власти………………………………………………………………….………….11
2.2 Реализация права граждан на участие в управлении делами государства в сфере исполнительной власти……………………………………………….. 15
2.3 Реализация права граждан на участие в управлении делами государства в сфере судебной власти…………………………………………………………. 21
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...27
ВВЕДЕНИЕ
Право гражданина Российской
Федерации участвовать в управлении делами
государства как непосредственно, так
и через представителей закреплено ст.
32 Конституции Российской Федерации в
соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации
прав человека от 10 декабря 1948 г. и ст.
25 Международного пакта о гражданских
и политических правах от 19 декабря 1966г.
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА
Право граждан на участие в
управлении делами государства в период
становления демократического, правового
государства принятой в 1993 году Конституцией
Российская Федерация была провозглашена
демократическим правовым государством.
В этой связи целесообразно кратко рассмотреть
содержание и соотношение этих характеристик
основ общественного строя. Демократическим
следует признавать такое государство,
устройство и деятельность которого соответствует
воле народа, общепризнанным правам и
свободам человека и гражданина. Демократическое
государство - важнейший элемент демократии
гражданского общества, основанного на
свободе людей. Источником власти и легитимности
деятельности всех органов такого государства
является суверенитет народа. Демократичность
государства выражается в частности в
том, что сама его организация позволяет
гражданам влиять на содержание управленческих
государственных решений, создает условия
для реализации в них закономерных социальных
интересов. Любое государство не может
существовать без профессионального управленческого
аппарата, однако, для того, чтобы он не
встал над народом, в демократическом
государстве существует система социального
контроля за составом и деятельностью
государственного аппарата, для чего в
нормах конституционного права имеются
соответствующие институты. Понятие «демократического
государства» непрерывно связано с понятием
«правового государства». Можно говорить
о синонимичности этих терминов, т.к. демократическое
государство не может не являться одновременно
и правовым. Правовым же государством
следует считать такое, которое во всей
своей деятельности подчиняется праву
и главной целью своей деятельности считает
обеспечение прав и свобод человека и
гражданина.1 Для формирования правового
государства недостаточно только его
провозглашения. Оно должно реально сложиться
как система гарантий от административного
произвола и вмешательства в саморегулирующее
гражданское общество, от неконституционных
методов осуществления власти. Важнейшими
признаками правового государства являются:
разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную; приоритет
прав и свобод человека и гражданина; независимость
суда, верховенство конституции в системе
законодательства; взаимная ответственность
государства и личности; приоритет международного
права. Это положение Конституции в современных
условиях можно рассматривать не как реальность,
а как программно-целевую установку. Для
того, чтобы эта характеристика основ
конституционного строя России превратилась
в реальность, она должна получить воплощение
в виде системы правовых норм и институтов,
обеспечивающих эффективную реализацию
конституционных прав и свобод человека
и гражданина; равенство гражданина и
государства перед законом и судом; реальную
возможность граждан влиять не только
на формирование, но и на деятельность
органов государственной власти. Указанные
выше элементы демократического правового
государства в концентрированном виде
выражены в таком субъективном конституционном
праве, как право на участие в управлении
делами государства, закрепленном в ст.32
Конституции РФ.2 Необходимо подчеркнуть, что
положения этой статьи прямо связаны со
статьей 21 Всеобщей декларации прав человека,
а также со статьей 25 Международного пакта
о гражданских и политических правах.
В этих международно-правовых документах
зафиксировано, что каждый гражданин без
всякой дискриминации и необоснованных
ограничений имеет право и возможность: а)
принимать участие в ведении государственных
дел как непосредственно, так и через посредство
свободно выбранных представителей; в)
голосовать и быть избранным на подлинно
демократических выборах, производимых
на основе всеобщего и равного избирательного
права при тайном голосовании и обеспечивающих
свободное волеизъявление избирателей; с)
допускаться в своей стране на общих условиях
равенства к государственной службе».3 Участие граждан в управлении
делами государства может осуществляться
или через непосредственные формы (путем
проявления своей воли на референдуме,
выборах, а также личного участия в деятельности
органов власти), либо с помощью представительных
форм (через избираемых в органы государственной
власти депутатов, институты политической
системы и т.д.). Оно является выражением
суверенитета народа и формой осуществления
им своей власти, признаком демократии
и конкретным выражением принципа народовластия.
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИЦУОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ
2.1. РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Провозглашая и закрепляя единственным
источником власти в России многонациональный
народ Конституция России в статье 3 признает
за ним всю полноту верховной власти, закрепляет
механизм ее реализации. При этом она отмечает,
что высшим ее проявлением являются референдум
и выборы, которые выступают как институты
прямой непосредственной демократии. Граждане
Российской Федерации участвуют в выборах
на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
Участие в выборах для граждан является
свободным и добровольным. Активное избирательное
право (право избирать) у граждан России
возникает с 18 лет. Реализации права быть
избранным (пассивное избирательное право)
зависит от уровня выборов. Так, с 18 лет
гражданин вправе быть избранным депутатом
представительного органа муниципального
образования. По достижении возраста 21
года (в отдельных субъектах также 18 лет)
- быть избранным депутатом законодательного
(представительного) органа государственной
власти, выборным должностным лицом местного
самоуправления. Депутатом Государственной
Думы Российской Федерации может быть
избран гражданин по достижении 21 года.
Президентом Российской Федерации может
быть избран гражданин не моложе 35 лет. Не
имеют права избирать, быть избранными
граждане, признанные судом недееспособными
или содержащиеся в местах лишения свободы
по приговору суда. Не имеют права быть
избранными также граждане Российской
Федерации, имеющие гражданство иностранного
государства либо вид на жительство на
территории иностранного государства. На
выборах в Российской Федерации применяются
два вида избирательных систем - мажоритарная
и пропорциональная. При мажоритарной
избирательной системе голосование осуществляется
за конкретных кандидатов по одномандатным
(многомандатным) избирательным округам,
а избранным считается тот, кто набрал
большинство голосов. При пропорциональной
- голосование осуществляется за партийные
списки, а избранными считаются представители
партий, допущенные к распределению депутатских
мандатов, в зависимости от количества
поданных за них голосов. Полностью по
партийным спискам проходят выборы в Государственную
Думу Российской Федерации. В последнее
время все чаще звучит критика подобного
способа формирования депутатов Государственной
Думы, так как она не позволяет реализовать
беспартийным гражданам пассивное избирательное
право самостоятельно. Ответом на данную
критику стало внесение в Федеральное
законодательство правила, по которому
любой гражданин Российской Федерации,
не являющийся членом какой-либо политической
партии, вправе быть включенным в партийный
список кандидатов на выборах от любой
политической партии при условии его выдвижения. Однако
участие граждан в управлении делами государства
выборами не ограничивается. Избранные
должностные лица должны являться проводниками
воли и интересов народа. Для этого депутат
Государственной Думы, например, обязан
рассматривать обращения избирателей,
лично вести прием граждан, проводить
встречи с избирателями, а также осуществлять
иные меры, обеспечивающие связь с избирателями. Действенной
гарантией надлежащего представительства
интересов граждан является возможность
отзыва должностных лиц избирателями.
Правда такая возможность имеется только
в отношении депутатов представительных
органов и иных выборных должностных лиц
местного самоуправления.
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Последовательное развитие
и углубление демократических начал в
жизни страны тесно связано с расширением
возможности граждан участвовать в управлении
делами государства и общества. Важная
роль в этом плане принадлежит праву граждан
на подачу обращений. Граждане обращаются
со своими просьбами, требованиями в различные
органы, редакции газет, на радио, телевидение
и т.д. Внося предложения, направленные
на совершенствование общественных отношений,
добиваясь осуществления своих прав, сигнализируя
о недостатках в работе предприятий, учреждений,
организаций, должностных лиц граждане
тем самым принимают участие в решении
общественных проблем. Поэтому рассмотрение
любого обращения не только носит индивидуальный
характер, но и имеет государственное
значение. Это своеобразный индикатор,
дающий возможность судить о состоянии
дел в стране такие обращения являются
источником информации, полезной при решении
вопросов государственного, хозяйственного
и социально-культурного развития. Значимость
информации, поступающей от граждан в
разные органы государственной власти,
трудно переоценить. Тесная двусторонняя
связь между государством и гражданином
– одна из форм народовластия, составляющего
важнейший признак демократии. Право граждан
обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения
в государственные органы и органы местного
самоуправления находится в ряду основных
конституционных прав и свобод человека
и гражданина (ст. 33 Конституции) и в то
же время служит одной из гарантий других
конституционных прав и свобод.6 Закрепление права на обращение
в качестве конституционной нормы способствует
укреплению демократических начал, усилению
гарантий прав и свобод граждан, так как
оно означает, что государство на основании
Конституции страны гарантирует гражданам
возможность обращаться в случае необходимости
в различного рода инстанции для высказывания
своих пожеланий, реализации интересов,
защиты прав и свобод. Возникающие при
этом отношения между государством и индивидом
носят характер политико-юридических
отношений, определяющих социальные возможности
личности. Обращение - это далеко не каждое
послание гражданина к государственному
органу или должностному лицу. Обращение
- это всегда юридический акт, т.е. действие,
сознательно направленное на создание
юридических последствий. Направляя обращение
в какой-либо государственный орган, гражданин
вступает с ним в определённые правоотношения.
Таким образом, обращением можно считать
только такое послание, из смысла которого
явно следует желание автора побудить
адресата (орган или должностное лицо)
к каким-либо юридически значимым действиям.
Следовательно, со всей очевидностью можно
утверждать, что не являются обращениями
поздравления, благодарности, рассказы
о своей нелёгкой судьбе без каких-либо
требований и прочие подобные послания. Роль
института обращений граждан огромна.
Обращения выполняют в сущности, три важнейшие
функции. Во-первых, обращения есть средство
защиты прав граждан. Во-вторых, обращение
гражданина - это форма реализации его
конституционного права на участие в управлении
государством, и, следовательно, одна из
форм выражения народовластия. И в-третьих,
обращения граждан - это средство обратной
связи, выражения реакции народа, масс
на решения, принимаемые государственной
властью. Изучая обращения граждан, внимательно
и чутко относясь к поднимаемым в них вопросам,
власть будет быстрее поспевать за изменениями
в современном необычайно динамичном,
обществе, что поможет ей стать более эффективной.
В силу всего этого институт обращений
граждан в современной правовой действительности
занимает одно из важнейших мест. Строгой
единой классификации обращений граждан
на сегодняшний день не существует. В трудах
различных исследователей выделяется
разное число разновидностей обращений,
и классифицируются они по самым различным
признакам. Существуют две основные классификации
обращений: по форме и по содержанию. Первая
достаточно проста - обращения классифицируются
в зависимости от формы их подачи. Таких
форм существует две: устная и письменная.
2.3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Судебная власть осуществляется
в виде правосудия - специфической формы
осуществления государственной власти.
В осуществлении правосудия участвуют
и граждане. Идея осуществления правосудия
не только от имени народа, но и самим народом
выдержала длительную проверку временем. Участие
граждан Российской Федерации в отправлении
правосудия осуществляется следующими
способами: - участие в деятельности судебных
органов в качестве присяжного заседателя; -
арбитражного заседателя. Введение института
присяжных заседателей в судебное разбирательство
призвано обеспечить привлечение общественности
к осуществлению правосудия при рассмотрении
уголовных дел. При рассмотрении конкретных
дел присяжные заседатели в судебном разбирательстве
по уголовным делам призваны разрешать
вопросы факта, то есть доказанность совершения
преступного деяния подсудимым и его виновность.
Отбор кандидатов в присяжные заседателя
в целях обеспечения объективности и беспристрастности
их деятельности осуществляется путем
случайной выборки. Главной особенностью
суда присяжных является раздельное существование
в нем судей права, юристов-профессионалов,
и судей факта - жюри присяжных заседателей.
Первые ведут процесс, решают правовые
вопросы (например, прекращение дела за
истечением срока давности, допустимости
доказательств и т.д.), формулируют вопросы,
на которые должны ответить присяжные,
напутствуют их, а затем, в соответствии
с их вердиктом, составляют приговор, то
есть подводят надлежащую статью уголовного
закона под совершенное деяние и определяют
в соответствии с этой статьей наказание.
Основная задача присяжных состоит в том,
чтобы ответить на главные вопросы рассматриваемого
дела: виновен или не виновен подсудимый.
При этом присяжные не мотивируют своего
решения и не объясняют причин, по которым
они пришли к тому или иному решению. Кроме
того присяжные не несут ответственности
за свой вердикт. Следует отметить еще
одну важную особенность суда присяжных.
Речь идет о том, что они не изучают дело,
которое предстоит им рассматривать. Основанием
для их решения служит обвинительный акт,
судебное следствие и прения сторон. Широкая
коллегиальность присяжных создает большую
независимость, которая в значительной
степени уменьшает риск злоупотреблений
и судебных ошибок. Суд присяжных, кроме
того, в значительной мере развивает состязательность
судебного разбирательства, способствуя
тем самым активности обвинения и защиты.
Деятельность суда присяжных способствует
устранению из суда бюрократического,
чиновничьего духа, содействует росту
социальной активности граждан, поднимает
их ответственность за судьбы людей в
обществе в целом, доверие к суду народных
масс, как к суду справедливому, бескорыстному
и объективному.