Право граждан на участие в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Высшим непосредственным выражением власти народа, а следовательно, и граждан Конституция Российской Федерации в ст. 3 называет выборы и референдум. Право на участие в управлении делами государства относится к числу основных политических прав, воплощающих сущность демократической идеи народовластия. По своей юридической природе оно может быть отнесено к непосредственно действующим субъективным публичным правам. Будучи проявлением политической свободы гражданина, право на участие в управлении делами государства характеризует не только субъективные право притязания, связанные с возможностями индивидуального влияния на положение в стране, но и социальную значимость и публичную потребность в стабильной и эффективной системе организации публичной (государственной и муниципальной) власти

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
1 Конституционные основы участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства……………………………………………...…6
1.1 Право граждан на участие в управлении делами государства в условиях становления демократического, правового государства………………………6
2 Механизм реализации конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами…………………………….…………..11
2.1 Референдум и выборы как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства в сфере законодательной власти………………………………………………………………….………….11
2.2 Реализация права граждан на участие в управлении делами государства в сфере исполнительной власти……………………………………………….. 15
2.3 Реализация права граждан на участие в управлении делами государства в сфере судебной власти…………………………………………………………. 21
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 2 файла

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 51.95 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Право гражданина Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей закреплено ст. 32 Конституции Российской Федерации в соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966г.                                                                                                          Статья 32 Конституции Российской Федерации развивает норму ст.3 Конституции Российской Федерации о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, состоящий из граждан Российской Федерации, а также соответствует ч. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа долж­на быть основой власти правительства.  Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства является комплексным и осуществляется через ряд взаимосвязанных между собой полномочий. В их числе: право участвовать в управлении делами государства через формы непосредственной демократии; право участвовать в управлении делами государства через формы представительной демократии; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия.    Ст.3 ч.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляет право гражданина Российской Федерации на осуществление местного самоуправления посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Названный Федеральный закон впервые закрепил равные права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.   Непосредственная демократия предполагает прямое участи граждан в управлении делами государства и общества. Формы непосредственной демократии многообразны: референдум; выборы; всенародные и местные обсуждения важнейших вопросов государственного и местного значения; народная правотворческая инициатива; отзыв депутатов; собрания и сходы граждан по месту жительства; обращения граждан в органы государи венной власти и местного самоуправления; петиции; отчеты депутатов перед избирателями: наказы избирателей.      Высшим непосредственным выражением власти народа, а следовательно, и граждан Конституция Российской Федерации в ст. 3 называет выборы и референдум. Право на участие в управлении делами государства относится к числу основных политических прав, воплощающих сущность демократической идеи народовластия. По своей юридической природе оно может быть отнесено к непосредственно действующим субъективным публичным правам. Будучи проявлением политической свободы гражданина, право на участие в управлении делами государства характеризует не только субъективные право притязания, связанные с возможностями индивидуального влияния на положение в стране, но и социальную значимость и публичную потребность в стабильной и эффективной системе организации публичной (государственной и муниципальной) власти. В этом плане оно включает как субъективно-личностное (частное), так и публично-правовое начала, соотношением которых во многом определяются не только статусные характеристики гражданина в политической сфере, но и публично-правовая природа данной сферы отношений. Из этого вытекает еще одна важная юридическая характеристика данного права: обладая качествами субъективного и одновременно публичного политического права, оно может получать реализацию как на индивидуальной, так и на коллективной основе. Необходимо отметить, что конституционное понятие управление делами государства нельзя отождествлять с государственным управлением. Под управлением делами государства следует понимать все формы субъективно-публичного властвования в государстве, в том числе на уровне местного самоуправления (муниципального образования) посредством прямого волеизъявления граждан и в пределах полномочий выборных и других органов самоуправления. Как подчеркнул КС РФ, народовластие, будучи одной из основ конституционного строя России, осуществляется и через признанное и гарантированное государством местное самоуправление. Народ не только конституирует органы местного самоуправления и легитимирует их полномочия, но и контролирует в предусмотренных законом формах их деятельность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА

 

    1. ПРАВО ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО, ПРАВОГО ГОСУДАРСТВА

 

Право граждан на участие в управлении делами государства в период становления демократического, правового государства принятой в 1993 году Конституцией Российская Федерация была провозглашена демократическим правовым государством. В этой связи целесообразно кратко рассмотреть содержание и соотношение этих характеристик основ общественного строя. Демократическим следует признавать такое государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимности деятельности всех органов такого государства является суверенитет народа.    Демократичность государства выражается в частности в том, что сама его организация позволяет гражданам влиять на содержание управленческих государственных решений, создает условия для реализации в них закономерных социальных интересов.       Любое государство не может существовать без профессионального управленческого аппарата, однако, для того, чтобы он не встал над народом, в демократическом государстве существует система социального контроля за составом и деятельностью государственного аппарата, для чего в нормах конституционного права имеются соответствующие институты.  Понятие «демократического государства» непрерывно связано с понятием «правового государства». Можно говорить о синонимичности этих терминов, т.к. демократическое государство не может не являться одновременно и правовым. Правовым же государством следует считать такое, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью своей деятельности считает обеспечение прав и свобод человека и гражданина.1           Для формирования правового государства недостаточно только его провозглашения. Оно должно реально сложиться как система гарантий от административного произвола и вмешательства в саморегулирующее гражданское общество, от неконституционных методов осуществления власти.           Важнейшими признаками правового государства являются: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; приоритет прав и свобод человека и гражданина; независимость суда, верховенство конституции в системе законодательства; взаимная ответственность государства и личности; приоритет международного права.   Это положение Конституции в современных условиях можно рассматривать не как реальность, а как программно-целевую установку. Для того, чтобы эта характеристика основ конституционного строя России превратилась в реальность, она должна получить воплощение в виде системы правовых норм и институтов, обеспечивающих эффективную реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина; равенство гражданина и государства перед законом и судом; реальную возможность граждан влиять не только на формирование, но и на деятельность органов государственной власти.        Указанные выше элементы демократического правового государства в концентрированном виде выражены в таком субъективном конституционном праве, как право на участие в управлении делами государства, закрепленном в ст.32 Конституции РФ.2        Необходимо подчеркнуть, что положения этой статьи прямо связаны со статьей 21 Всеобщей декларации прав человека, а также со статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. В этих международно-правовых документах зафиксировано, что каждый гражданин без всякой дискриминации и необоснованных ограничений имеет право и возможность:           а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;           в) голосовать и быть избранным на подлинно демократических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;           с) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».3        Участие граждан в управлении делами государства может осуществляться или через непосредственные формы (путем проявления своей воли на референдуме, выборах, а также личного участия в деятельности органов власти), либо с помощью представительных форм (через избираемых в органы государственной власти депутатов, институты политической системы и т.д.).        Оно является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти, признаком демократии и конкретным выражением принципа народовластия.      Политическая и государственная власть носят публичный характер и в демократическом обществе осуществляются открыто и гласно. Различие между ними сводится к характеру полномочий и составу субъектов. Для государственной власти характерно наличие государственно-властных полномочий и осуществление её государством или от имени государства. Эти полномочия проявляются, в первую очередь, в наличии у субъектов государственной власти исключительного права на принятие нормативных актов, т.е. актов, имеющих общеобязательный характер для всех субъектов отношений. Из этого права логично вытекает правомочие на использование средств государственного принуждения в случае неисполнения или нарушения требований нормативного акта.     Следующая специфическая черта государственной власти в демократическом правовом государстве - это правовые рамки ее проявления. Государственная власть может осуществляться только в форме установленной законом. В данном случае действует принцип "можно только то, что прямо предусмотрено законом". Для характеристики государственной власти принципиальным моментом является выделение ее субъекта (или субъектов). По смыслу действующей Конституции народ является единственным источником власти, (как государственной, так и негосударственной). Эта норма является реализацией традиционной теории народного суверенитета или народовластия, используемой долгое время отечественной правовой наукой. Согласно этой теории "народный суверенитет есть полная, ничем не ограниченная, охватывающая все сферы жизни общества власть народа как монолитной, спаянной единством целей и интересов общности людей"'.         Таким образом, в современных условиях существует потребность расширения возможности граждан участвовать в управлении делами государства, в т.ч. законодательной, исполнительной и судебной сфере его деятельности.           В настоящее время, закрепляя в ст. 3 принцип народовластия, Конституция РФ исходит из того, что суверенитет народа находит организационное выражение и конституционное закрепление как суверенитет государственной власти. Это означает, что степень зависимости государственной власти от народа прямо связана со степенью самостоятельности и верховенством этой власти. Никакая другая власть не может ограничить осуществление данной власти в государстве, ибо она действует авторитетом и волей народа.      Несмотря на то, что реалии сегодняшней жизни свидетельствуют о внешнем отчуждении народа от государственной власти, Конституция РФ подчеркивает их внутреннее единство и прямо указывает на принадлежность народу всей государственной власти. Об этом свидетельствуют конституционные формулировки о народе, как единственном источнике всей власти в России (ч.1. ст.З), о том, что народ осуществляет ее именно как власть государственную, т.е. непосредственно и через соответствующие органы государственной власти (ч.2.ст.З). Тем самым официально, на высшем законодательном уровне, закрепляется доктрина единства власти народа, выступающего носителем, субъектом всей власти народа. Изложенное позволяет сделать следующие выводы:  Предоставление гражданам права участвовать в управлении государственными делами является важным условием формирования демократического правового государства, так как позволяет устранить отчужденность между государством и личностью. Исходя из этого, Конституция РФ 1993 года зафиксировала в качестве конституционного права эту возможность.          Для создания правового государства существенным условием является легитимность власти. Она основывается на поддержке граждан и их отдельных групп. Обеспечить эту поддержку возможно за счет расширения участия в осуществлении государственной власти граждан и обеспечив эти возможности правовыми гарантиями.

2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИЦУОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ

 

2.1. РЕФЕРЕНДУМ  И ВЫБОРЫ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

Провозглашая и закрепляя единственным источником власти в России многонациональный народ Конституция России в статье 3 признает за ним всю полноту верховной власти, закрепляет механизм ее реализации. При этом она отмечает, что высшим ее проявлением являются референдум и выборы, которые выступают как институты прямой непосредственной демократии.          Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является свободным и добровольным.  Активное избирательное право (право избирать) у граждан России возникает с 18 лет. Реализации права быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. Так, с 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования. По достижении возраста 21 года (в отдельных субъектах также 18 лет) - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин по достижении 21 года. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет.          Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.  На выборах в Российской Федерации применяются два вида избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе голосование осуществляется за конкретных кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а избранным считается тот, кто набрал большинство голосов. При пропорциональной - голосование осуществляется за партийные списки, а избранными считаются представители партий, допущенные к распределению депутатских мандатов, в зависимости от количества поданных за них голосов.        Полностью по партийным спискам проходят выборы в Государственную Думу Российской Федерации. В последнее время все чаще звучит критика подобного способа формирования депутатов Государственной Думы, так как она не позволяет реализовать беспартийным гражданам пассивное избирательное право самостоятельно. Ответом на данную критику стало внесение в Федеральное законодательство правила, по которому любой гражданин Российской Федерации, не являющийся членом какой-либо политической партии, вправе быть включенным в партийный список кандидатов на выборах от любой политической партии при условии его выдвижения.          Однако участие граждан в управлении делами государства выборами не ограничивается. Избранные должностные лица должны являться проводниками воли и интересов народа. Для этого депутат Государственной Думы, например, обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, проводить встречи с избирателями, а также осуществлять иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.     Действенной гарантией надлежащего представительства интересов граждан является возможность отзыва должностных лиц избирателями. Правда такая возможность имеется только в отношении депутатов представительных органов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.          Помимо выборов волю населения призван выявлять референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления.       Являясь важнейшим институтом непосредственной демократии, референдум дает возможность оказывать эффективное воздействие на формирование политики государственных органов власти, которые получают возможность сверять свои действия и решения с мнением народа или его отдельной части. Кроме того, учитывая важное значение референдума в системе народовластия можно утверждать, что правовые нормы, обеспечивающие его организацию и проведение, выступают одновременно и правовыми гарантиями реализации права граждан на участие в управлении делами государства.4         Впервые возможность проведения референдума в нашей стране юридически была закреплена в статьях 5 и 8 Конституции СССР 1977 года. Они устанавливали, что наиболее важные вопросы государственной жизни могли ставиться на всенародное голосование (референдум). Однако, в советский период был проведен только один референдум - в марте 1991 года, по вопросу о сохранении Союза ССР как обновленной федерации.  В России первый закон о референдуме был принят в 1990 году, на его базе был проведен референдум 25 апреля 1993 года о доверии к Президенту РФ и 12 декабря 1993 года по проекту Конституции. После этого, с учетом накопленного опыта, был разработан и принят 3 октября 1995 года новый конституционный Закон «О референдуме Российской Федерации»". В нем в ст.1 содержится его определение. Он трактуется как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.  В зависимости от уровня проведения референдум может быть общефедеральным, региональным и местным.     Референдум осуществляется на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Право на участие в референдуме имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.       Действующее российское законодательство закрепляет весьма сложную процедуру организации и проведения референдума.    Как известно, референдумы в Российской Федерации и ее субъектах проводятся нечасто. И это понятно; такой референдум, во-первых, предполагает особую важность выносимых на него вопросов; во-вторых, требует немалых материальных расходов; в-третьих, не должен привести к росту напряженности в обществе, к разделу его на непримиримых сторонников и противников соответствующего решения.5    К примеру, только для того, чтобы инициировать проведение общероссийского референдума необходимо собрать в его поддержку не менее 2 миллионов подписей граждан. Видимо, это и предопределяет нечастое применение референдума на уровне Российской Федерации.   Изложенное позволяет сделать следующие выводы:   Референдум и выборы, являясь частью общего механизма реализации конституционного права на участие в управлении делами государства, позволяют гражданам оказывать воздействие на сферу правотворчества и на формирование органов государственной власти, ее законодательной и исполнительной ветвей.       Совершенствование выборных процедур и правил, в конечном счете, повышает эффективность реализации права граждан на участие в управлении государственными делами. Этот процесс происходит за счет обновления содержания материальных процедурных и процессуальных норм, а также усиления гарантий избирательных прав граждан.

 

2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

Последовательное развитие и углубление демократических начал в жизни страны тесно связано с расширением возможности граждан участвовать в управлении делами государства и общества. Важная роль в этом плане принадлежит праву граждан на подачу обращений. Граждане обращаются со своими просьбами, требованиями в различные органы, редакции газет, на радио, телевидение и т.д. Внося предложения, направленные на совершенствование общественных отношений, добиваясь осуществления своих прав, сигнализируя о недостатках в работе предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц граждане тем самым принимают участие в решении общественных проблем. Поэтому рассмотрение любого обращения не только носит индивидуальный характер, но и имеет государственное значение. Это своеобразный индикатор, дающий возможность судить о состоянии дел в стране такие обращения являются источником информации, полезной при решении вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного развития.    Значимость информации, поступающей от граждан в разные органы государственной власти, трудно переоценить. Тесная двусторонняя связь между государством и гражданином – одна из форм народовластия, составляющего важнейший признак демократии. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления находится в ряду основных конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 33 Конституции) и в то же время служит одной из гарантий других конституционных прав и свобод.6       Закрепление права на обращение в качестве конституционной нормы способствует укреплению демократических начал, усилению гарантий прав и свобод граждан, так как оно означает, что государство на основании Конституции страны гарантирует гражданам возможность обращаться в случае необходимости в различного рода инстанции для высказывания своих пожеланий, реализации интересов, защиты прав и свобод. Возникающие при этом отношения между государством и индивидом носят характер политико-юридических отношений, определяющих социальные возможности личности.           Обращение - это далеко не каждое послание гражданина к государственному органу или должностному лицу. Обращение - это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юридических последствий. Направляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Таким образом, обращением можно считать только такое послание, из смысла которого явно следует желание автора побудить адресата (орган или должностное лицо) к каким-либо юридически значимым действиям. Следовательно, со всей очевидностью можно утверждать, что не являются обращениями поздравления, благодарности, рассказы о своей нелёгкой судьбе без каких-либо требований и прочие подобные послания. Роль института обращений граждан огромна. Обращения выполняют в сущности, три важнейшие функции. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Во-вторых, обращение гражданина - это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. И в-третьих, обращения граждан - это средство обратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью. Изучая обращения граждан, внимательно и чутко относясь к поднимаемым в них вопросам, власть будет быстрее поспевать за изменениями в современном необычайно динамичном, обществе, что поможет ей стать более эффективной. В силу всего этого институт обращений граждан в современной правовой действительности занимает одно из важнейших мест. Строгой единой классификации обращений граждан на сегодняшний день не существует. В трудах различных исследователей выделяется разное число разновидностей обращений, и классифицируются они по самым различным признакам.          Существуют две основные классификации обращений: по форме и по содержанию. Первая достаточно проста - обращения классифицируются в зависимости от формы их подачи. Таких форм существует две: устная и письменная.          Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на него ответ. Таким образом, применение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и бумажную волокиту и помогает более оперативно решить возникший вопрос. Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные при личной встрече, и телефонные, поданные по телефону. Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов высших руководителей государства и граждан.   Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. Тогда граждане могут подать письменное обращение. Такие жалобы обычно пересылаются по почте, телеграфу, вручаются через бюро жалоб или лично, через секретариат и т.п. И письменные, и устные обращения обладают одинаковой силой, поэтому форма обращения не имеет юридического значения.          Что касается классификации обращений по содержанию, то здесь ситуация значительно сложнее. Разные исследователи предлагали разные классификации обращений, называя разное количество видов и приводя разные определения этих видов.         В действующем законодательстве разграничения между различными видами обращений не проводится: Указ от 12 апреля 1968 г. только перечисляет три вида обращений: предложения, заявления и жалобы, при этом определения этих понятий не даёт.       Субъективные права воплощаются в реальную жизнь, реализуются на практике лишь тогда, когда носитель этих прав предпринимает действия по их защите; эти действия он совершает с частной целью - защитить свои права, но вместе с тем его правозащитные действия способствуют устранению подобных нарушений в будущем, и, значит, укреплению правопорядка. Таким образом, в действиях индивидов по защите субъективных прав реализуется одновременно и частный, и публичный интерес (что уже отмечалось выше). Обращения граждан понимались именно как форма “правозащитных” действий.       Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Как правило, в жалобе содержатся не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан в результате  необоснованных действий  которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав. Заявление — это официальное обращение по поводу реализации личных прав или законных интересов, не связанных с их нарушением. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предполагаются способы решения поставленных задач.   Предложение - это обращение в федеральные органы исполнительной власти или к должностным лицам, содержащее идеи по совершенствованию функционирования и развития различных сфер экономики, а также деятельности органов власти и государственного управления, не связанные с нарушением прав и законных интересов самого гражданина.  Таковы описанные в литературе формы обращений, направляемых гражданами в органы государственной власти. Однако существует ещё одна классификация обращений - по субъекту (заявителю): индивидуальные и коллективные. Индивидуальное обращение подписывается одним лицом - заявителем. Коллективное - обращение двух и более граждан, а также обращение принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга и собрания. Здесь важно обратить внимание на то, что множество одинаковых индивидуальных обращений, подписанных разными гражданами по поводу одной проблемы есть лишь множество индивидуальных обращений. Коллективным может быть признано только обращение нескольких граждан одновременно и совокупно.7  Конституционное право российских граждан на равный доступ к государственной службе впервые закреплено в 1993 году. Это положение Конституции соответствует п. «е.» ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой-то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».    Важный механизм участия в управлении делами государства связывается с доступом на государственную службу. Данное право означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации.         На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством. Квалификационные требования включают в себя требования к уровню профессионального образования (для замещения любых должностей, кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты», необходимо наличие высшего профессионального образования, для остальных — среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности), стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.       Равенство прав граждан при поступлении на службу обеспечивается применением конкурсных процедур, заключающихся в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям.          Изложенное позволяет сделать следующие выводы:     - Закрепление права на обращение в качестве конституционной нормы способствует укреплению демократических начал в деятельности органов исполнительной власти, усиливает социальный контроль граждан за их деятельностью.            - Демократизация государственной службы и, в частности, равные возможности граждан при поступлении на нее позволяют получить дополнительные возможности для участия в управлении делами государства в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой.8

 

 

2.3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

 

Судебная власть осуществляется в виде правосудия - специфической формы осуществления государственной власти. В осуществлении правосудия участвуют и граждане. Идея осуществления правосудия не только от имени народа, но и самим народом выдержала длительную проверку временем. Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосудия осуществляется следующими способами:        - участие в деятельности судебных органов в качестве присяжного заседателя;             - арбитражного заседателя.       Введение института присяжных заседателей в судебное разбирательство призвано обеспечить привлечение общественности к осуществлению правосудия при рассмотрении уголовных дел. При рассмотрении конкретных дел присяжные заседатели в судебном разбирательстве по уголовным делам призваны разрешать вопросы факта, то есть доказанность совершения преступного деяния подсудимым и его виновность. Отбор кандидатов в присяжные заседателя в целях обеспечения объективности и беспристрастности их деятельности осуществляется путем случайной выборки.         Главной особенностью суда присяжных является раздельное существование в нем судей права, юристов-профессионалов, и судей факта - жюри присяжных заседателей. Первые ведут процесс, решают правовые вопросы (например, прекращение дела за истечением срока давности, допустимости доказательств и т.д.), формулируют вопросы, на которые должны ответить присяжные, напутствуют их, а затем, в соответствии с их вердиктом, составляют приговор, то есть подводят надлежащую статью уголовного закона под совершенное деяние и определяют в соответствии с этой статьей наказание. Основная задача присяжных состоит в том, чтобы ответить на главные вопросы рассматриваемого дела: виновен или не виновен подсудимый. При этом присяжные не мотивируют своего решения и не объясняют причин, по которым они пришли к тому или иному решению. Кроме того присяжные не несут ответственности за свой вердикт. Следует отметить еще одну важную особенность суда присяжных. Речь идет о том, что они не изучают дело, которое предстоит им рассматривать. Основанием для их решения служит обвинительный акт, судебное следствие и прения сторон. Широкая коллегиальность присяжных создает большую независимость, которая в значительной степени уменьшает риск злоупотреблений и судебных ошибок. Суд присяжных, кроме того, в значительной мере развивает состязательность судебного разбирательства, способствуя тем самым активности обвинения и защиты. Деятельность суда присяжных способствует устранению из суда бюрократического, чиновничьего духа, содействует росту социальной активности граждан, поднимает их ответственность за судьбы людей в обществе в целом, доверие к суду народных масс, как к суду справедливому, бескорыстному и объективному.          Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон, заявляемому до рассмотрения дела по существу. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями.    Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод, что участие граждан в осуществлении судебной власти является составной частью правомочий, вытекающих из конституционного права на участие в управлении делами государства.9

титульник и содержание.docx

— 14.02 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Право граждан на участие в управлении