Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 18:30, курсовая работа
Высшим непосредственным выражением власти народа, а следовательно, и граждан Конституция Российской Федерации в ст. 3 называет выборы и референдум. Право на участие в управлении делами государства относится к числу основных политических прав, воплощающих сущность демократической идеи народовластия. По своей юридической природе оно может быть отнесено к непосредственно действующим субъективным публичным правам. Будучи проявлением политической свободы гражданина, право на участие в управлении делами государства характеризует не только субъективные право притязания, связанные с возможностями индивидуального влияния на положение в стране, но и социальную значимость и публичную потребность в стабильной и эффективной системе организации публичной (государственной и муниципальной) власти
Введение……………………………………………………………………….…3
1 Конституционные основы участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства……………………………………………...…6
1.1 Право граждан на участие в управлении делами государства в условиях становления демократического, правового государства………………………6
2 Механизм реализации конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами…………………………….…………..11
2.1 Референдум и выборы как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства в сфере законодательной власти………………………………………………………………….………….11
2.2 Реализация права граждан на участие в управлении делами государства в сфере исполнительной власти……………………………………………….. 15
2.3 Реализация права граждан на участие в управлении делами государства в сфере судебной власти…………………………………………………………. 21
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив право граждан на участие в управлении делами государства можно сделать выводы: В условиях формирования в России правового демократического государства произошли изменения в содержании рассматриваемого конституционного права, что свидетельствует о становлении новых отношений между человеком и государством. Для того чтобы это конституционное право не стало формальным, бездействующим, необходимы соответствующие гарантии, которые представляют собой условия его обеспечения (механизм реализации). Право на участие в управлении делами государства относится к политическим правам граждан, является элементом механизма реализации народовластия и одновременно представляет собой часть их конституционно-правового статуса. Его можно рассматривать как основополагающий принцип взаимоотношений между демократическим государством и его гражданами, и как субъективное право, выраженное в таких конкретных полномочиях, которые реализуются в ходе выборов и референдума, при участии в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с заявлением, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. Устанавливает обязательность принятия обращения к рассмотрению, запрещает направлять жалобу на рассмотрение в тот орган или должностному лицу, действие или бездействие которых обжалуется. Обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации обращения. Установлена обязательность личного приема граждан в государственных органах, гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением. Порядок обращений к Президенту РФ регламентируется Указом от 24 августа 2004 г., которым утверждено Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Управление обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений, проводит их анализ и подготовку соответствующих докладов. В его функции входит прием граждан должностными лицами Администрации Президента РФ, своевременное рассмотрение обращений, их направление в Аппарат Правительства РФ и другие органы государственной власти, контроль за исполнением поручений по обращениям, оперативное и периодическое информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ и других должностных лиц о количестве и характере обращений граждан и др. Обращения граждан являются одним из наиболее важных средств осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением. Будучи одновременно одной из форм участия граждан в управлении делами государства, обращения граждан способствуют усилению контроля населения за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Незаконные действия государственных органов и должностных лиц могут обжаловаться и в судебном порядке, который установлен Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ред. От 09. 02. 2009г.). Закон предоставляет гражданам право обжаловать действия (решения), нарушающие их права и свободы, непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение, должностному лицу. Право обращений свидетельствует о том, что воздействие граждан на государственные решения не исчерпывается правом избирать органы государственной власти. Через предложения, заявления и жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в государственные органы и обязанность давать на них ответ помогают разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового недовольства и охране прав отдельных лиц, если, конечно, не сопровождаются бюрократической волокитой и формальными отписками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.//Собрание законодательства Российской Федерации.1993.№237. С последующими изменениями и дополнениями. 2. Международный пакт о гражданских и политических правах, Принят 15.12.1989 Резолюцией 44/128 на 82-ом пленарном заседании 44-ой сессии Генеральной Ассамблей ООН. 3. Всеобщая декларация прав человека, принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблей ООН. 4. Федеративный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации», в редакции от 24 апреля 2008 года.
5. Федеральный закон от 20.08.2004
№ 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных
судов общей юрисдикции в Российской Федерации»,
в редакции от 29 декабря 2010 года.
6. Федеративный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об
основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации», в редакции от
03 декабря 2012 года.
Актуальность: Право граждан на участие в управлении делами государства является одним из базовых. От того, на сколько полно граждане могут реализовать это право и реализуют, зависит, какие силы придут к власти и чьи интересы они будут представлять. Это вопрос суверенитета России и её национальной безопасности.
Цель курсовой работы: Выявить проблемы реализации права граждан на управление делами государства, а так же дать возможные пути их решения.
Задачи: Необходимо понять, что представляет это право из себя. Для этого надо посмотреть его научную и практическую разработку. Потом необходимо перейти к непосредственному изучению этого права в РФ. И для того чтобы дать ответ на цель исследования, будут рассмотрены проблемы права граждан на участие в делах РФ и даны непосредственные пути их решения.
Объект исследования: Объектом исследования выступают конституционно правовые отношения.
Предмет исследования: Предметом исследования выступают отношения участия граждан в делах РФ.
Методы исследования: основой исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно научные методы: системный, системно-структурный, конкретно-социологический, статистический, формально-юридический, исторический и другие.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2 глав:1 глава включает два подраздела, 2 глава – 3 подраздела и заключения. Первая глава носит теоретический характер и посвящена исследованию основополагающих проблем природы, юридического содержания и реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства. Во второй главе исследуются прикладные вопросы конкретной реализации рассматриваемого конституционного права в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти.
1 Международный пакт о гражданских и политических правах, Принят 15.12.1989 Резолюцией 44/128 на 82-ом пленарном заседании 44-ой сессии Генеральной Ассамблей ООН.
1 Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.//Собрание законодательства Российской Федерации.1993.№237. С последующими изменениями и дополнениями.
2 Всеобщая декларация прав человека, принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблей ООН.
4 Федеративный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации», в редакции от 24 апреля 2008 года.
5 Федеративный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в редакции от 03 декабря 2012 года.
6 Конституция Российской Федерации Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.//Собрание законодательства Российской Федерации.1993.№237. С последующими изменениями и дополнениями.
7 Баглай M.B. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М, Норма, 1997.
8 Авакьян С.А. «Муниципальное право России: Учебник», "Проспект", 2009.
10 Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», в редакции от 29 декабря 2010 года.