Право и государство, их соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Соотношения государства и права в ее конкретных проявлениях – применение права, правотворчество, законность, формы реализации права, правообразование, толкование права, правовые основы деятельности госаппарата и др. – очень подробно исследованы в юридической литературе см. список литературы в конце работы. Анализ этих проблем дает развернутую картину взаимодействия государства и права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ…………………………..5
1.1. Понятие государства………………………………………………………5
1.2. Признаки и определение права…………………………………………..10
1.3. Теория права и государства в системе наук…………………………….14

ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА…………………...16
2.1. Тип соотношения государства и права………………………………….16
2.2. Методологические аспекты соотношения государства и права……….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...……………...… ..……..29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.30 Кб (Скачать файл)


 

          СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА  ПОНЯТИЯ,  ПРИЗНАКИ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ…………………………..5

1.1. Понятие государства………………………………………………………5

1.2. Признаки и определение права…………………………………………..10

    1.3. Теория права и государства в системе наук…………………………….14

 

ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА…………………...16

2.1. Тип соотношения государства и права………………………………….16

   2.2. Методологические аспекты соотношения государства и права……….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ...……………...… ..……..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Соотношения государства и права в ее конкретных проявлениях – применение права,  правотворчество,  законность,  формы  реализации права,  правообразование,  толкование права,  правовые основы деятельности госаппарата и др. –  очень подробно исследованы в  юридической литературе  см. список литературы в конце работы. Анализ этих проблем  дает развернутую картину  взаимодействия государства и права. Однако, интересно проследить этот процесс с позиций более общего характера,  не наблюдая их взаимодействие по конкретным связям,  каналам,  формам,  а прослеживая их отношения  как двух целостных  самостоятельных  в известной степени самодостаточных  образований.

Общепринято  что соотношение явлений есть принцип  всеобщий закон. В нем  не отражены конкретные особенности  бесчисленных форм взаимосвязи в  различных сферах объективного мира , скорей он отражает то общее,  что  живет в отдельных проявлениях  взаимодействий. Изучение принципа универсальной  связи государства и права  необходимы мне для выработки  мировоззренческих  общефилософских  представлений  анализ конкретных соотношений  государства и права – это  является целью настоящей работы.

Тема  курсовой работы – «Право и государство,  их соотношение». По интересующей нас проблеме в юридической литературе фигурируют такие понятия  как «отношение»,  «связь»,  «взаимодействие»,  «причинно-следственная зависимость»,  «функциональная зависимость». Однако эти понятия неоднозначны,  они различны как по своему содержанию,  так и по тем реальным связям,  которые они отражают. Речь идет о различных формах и степенях конкретных взаимосвязей между конкретными объектами. Наиболее общее из них – «отношение»,  под которым чаще всего понимается любая совместная определенность нескольких объектов (членов отношения). «Связь» – это вид «отношения»1. Она определяется как отношение зависимости,  при котором изменение одного из взаимосвязанных явлений предполагает изменение другого. Понятие «связь» очень близко к понятию «отношение»,  однако они не полные синонимы. Отношение не сводится к связи,  хотя и предполагает ее. Особый вид взаимосвязи это категория взаимодействия,  которая выражает более глубокие отношения. Не всякая связь и естественно не всякое отношение может выступать как взаимодействие. Взаимодействие предполагает, что данное явление реализует свою специфическую природу только через свое взаимоотношение с другим и вне взаимодействия не способно существовать как определенное явление.

Известны  самые различные классификации  соотношений  связей  взаимодействий  причинно-следственных отношений,  которые (классификации) не всегда совпадают  по содержанию,  однако показывают всю  сложность и многообразие данных явлений.  Различают,  к примеру,  следующие типы связей: а) внутренние и внешние; б) непосредственные и  опосредованные; в) прямые и обратные; г) устойчивые и неустойчивые; д) существенные и несущественные; е) простые и  сложные; ж) бинарные и многочисленные и др. Среди основных видов причинности  выделяют: а) внутренние; б) внешние; в) статические; г) механические; д) психические; е) социальные и др. Связи взаимодействия  в частности  делят на: а) связи  порождения; б) связи преобразования; в) связи развития и др.

Таким образом,  исходя из цели работы перед автором  стоит ряд задач,  которые необходимо рассмотреть в этой работе:

В первой главе мной будут рассматриваться  вопросы  общей теории государства  и права  понятия,  признаки, теоретические  соотношения,  изучаться - теория права  и государства в системе наук.  Во второй главе -  соотношение государства и права - будут рассмотрены вопросы: тип соотношения государства и права а так же методологические аспекты соотношения государства и права. В заключении – подведен общий итог проделанной работы.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА  ПОНЯТИЯ  ПРИЗНАКИ ТЕОРеТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ

 

1.1. Понятие государства

 

Приступая к рассмотрению вопросов первой главы  курсовой работы, отмечу,  что исходными  чертами государства является то  что оно есть2:

а) явление  общественное;

б) явление  политическое;

в) представляет собой систему,   то есть целостность,  имеющую свой состав и свою структуру  и ориентированную на решение  определенных задач.

В целом  же понятийную характеристику государства  следует проводить по двум направлениям:

а) «по  вертикали» – отличие государства  от органов власти общинно-родового строя;

б) «по  горизонтали» – отличие государства  от других политических организаций общества.

От органов  власти первобытного общества государство  отличает следующее:

– признак  «публичной» власти. Публичной,  то есть общественной  является всякая власть,  но в данном случае в этот термин вкладывается специфический смысл,  а именно то,  что государство как субъект  носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества),  отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект - объект»). Этот момент находит проявление в существовании профессионального государственного аппарата. Органы же власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества,  то есть субъект и объект власти совпадали (полностью или частично). Фридрих Энгельс замечал,  что родовой старейшина «стоит внутри общества»,  тогда как монархи и другие государственные деятели «вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним»3. Таким образом,  одним из основных признаков государства является то,  что оно представляет собой аппарат публичной власти. С позиций этого признака государство характеризуется, как организация политической публичной власти:

– в родовом  обществе люди управлялись  непосредственно  будучи объединены по признаку кровного родства.  В государственно-организованном же обществе непосредственно управляются и организуются социальные процессы,  происходящие на определенной (государственной) территории: люди подпадают под власть государства в целом или государственного органа, управляющего той или иной административно-территориальной единицей  постольку,  поскольку они находятся на их территории,  то есть власть государства организуется по территориальному принципу  и в этом смысле государство есть страна;

– признак  государственной казны,  с существованием которой связаны такие явления, как налоги (учрежденные публичной  властью поборы с населения,  взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки)  внутренние и внешние займы,  государственные кредиты,  долги государства,  то есть все то,  что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование. В теории марксизма отмечается,  что «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства». В учебной литературе можно часто встретить мысль такого рода,  что налоги необходимы «для содержания разветвленного государственного аппарата,  не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ  для содержания этой публичной власти»4. Если бы дело обстояло только так,  то было бы проще не заниматься поборами с населения,  а упразднить этот аппарат. Видимо  акцент здесь нужно сделать на том,  что сбор налогов - это один из важнейших способов формирования  пополнения государственной казны,  которая является материальной основой жизнедеятельности государства,  экономическим условием выполнения его функций. Разумеется,  что содержание государственного аппарата является одной из статей государственных расходов.

От других политических организаций государство  отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон:

а) независимости  государства вовне;

б) верховенства государства внутри страны.

Независимость государства вовне ограничивается суверенитетом других государств (точно  так же,  как свобода одного человека ограничивается свободой другого).

Из суверенитета государства (верховенства государственной  власти) вытекают и другие признаки государства,  отличающие его от иных политических организаций:

  • государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;
  • государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства),  распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны,  так и за ее пределами;
  • только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить  признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;
  • только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения;
  • у государства имеются такие средства воздействия,  какими никакая другая политическая организация не обладает (армия  полиция  органы безопасности  тюрьмы и т. п.).

Иногда  признаком государства называют право5. Думаю,  что это не совсем правильно. Право не является признаком государства, так же  как государство не является признаком права. Право и государство - явления самостоятельные  и каждое из них обладает своим собственным набором признаков. Право является не признаком государства,  а признаком существования государства в обществе,  что не одно и то же. (Государственная организация общества таким же образом позволяет судить о наличии в нем и права.) Если же речь идет о прерогативе (исключительном праве) государства на издание юридических норм,  то это тоже не дает оснований считать право признаком государства.

В литературе можно часто встретить как  применительно к государству,  так и к другим явлениям  такое  словосочетание  как «понятие и  сущность»6. Однако, в случае целостной понятийной характеристики того или иного явления его сущность выступает как сущностный признак  и этот признак  как и всякий другой  должен входить в понятие как совокупность всех основных признаков объекта. Поэтому характеристика сущности государства является составной частью его понятия. Другое дело,  что сущностный признак государства выделяется из ряда других его признаков своей философской природой,  а значит сложностью и неоднозначностью. «Сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу,  что делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем,  что он есть  и становится другим явлением7.

По поводу сущности государства высказаны  различные мнения. В политической мысли акцент делался то на классовой,  то на общесоциальной природе государства. В любом случае,  однако,  можно сказать,  что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации  неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.

С точки  зрения современных представлений  государство должно выступать как властная система,  организующая общество в интересах человека.

И  как  и всякая система  государство  должно быть целостным: как во властно-организационном плане,  так и в территориальном. Государство - есть «оболочка»8 ,  которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.

Сложность государства,  как социального  явления обусловливает и многообразие его определений. В учебной литературе последних лет государство определяется,  например,  как «форма организации политической власти в обществе , обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма» (А. Иванов). Или: «государство - есть публично-правовая и суверенная организация власти,  обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина» (В.И. Гойман-Червонюк)9.

Сам термин «государство» может употребляться  двояко. Государство в узком смысле  или собственно государство  понимается как особая политическая организация,  аппарат публичной власти. Государство же в широком смысле есть государственно-организованная социальная общность,  расположенная на определенной территории. Именно к последнему пониманию имеет отношение термин «страна»,  и лишь в этом случае можно сказать,  что мы живем «в государстве».

Однако, государство и как аппарат  публичной власти есть конкретная совокупность людей в рамках общества. При этом людской субстрат государственного аппарата должен отвечать определенным требованиям,  быть подготовлен профессионально,  в том числе и профессионально-этически. Последнее качество весьма важно,  ибо именно оно превращает государственных служащих в «государственных мужей». Деятель государства должен думать в первую очередь не о своих интересах,  а об интересах государства и общества  и соответственно использовать данную ему власть.

Людской субстрат - это состав государственного механизма,  но государство  как и любая система  имеет и другую сторону — структуру (целесообразный способ связи элементов системы),  то есть то,  что делает государство организацией. Структура государства относительно самостоятельна: человеческий состав может меняться,  а структура системы государства может оставаться неизменной.

И еще  один атрибут государственного механизма: чтобы существовать и полноценно функционировать,  он должен опираться  на материальную базу,  то есть иметь  то,  что в теории марксизма  называли «вещественными придатками» государства.

1.2. Признаки и определение права

 

К признакам  права можно отнести следующие10:

1. Право  - это явление общественное. Оно  возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.

2. Право  есть регулятор социально значимого  поведения человека  разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой,  которая включает в себя:

а) людей;

б) отношения  между людьми (общественные отношения);

в) поведение  субъектов общественных отношений.

3. Содержание  права определяется потребностями  общественного развития,  интересами участников общественного процесса,  отраженными в общественном сознании.

4. Право  по своей природе (сущности) есть  средство (инструмент  форма) социального  компромисса в масштабе общества,  установления баланса социальных интересов,  справедливого распределения благ,  мера социальной свободы индивида.

Информация о работе Право и государство, их соотношение