Право и государство, их соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Соотношения государства и права в ее конкретных проявлениях – применение права, правотворчество, законность, формы реализации права, правообразование, толкование права, правовые основы деятельности госаппарата и др. – очень подробно исследованы в юридической литературе см. список литературы в конце работы. Анализ этих проблем дает развернутую картину взаимодействия государства и права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ…………………………..5
1.1. Понятие государства………………………………………………………5
1.2. Признаки и определение права…………………………………………..10
1.3. Теория права и государства в системе наук…………………………….14

ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА…………………...16
2.1. Тип соотношения государства и права………………………………….16
2.2. Методологические аспекты соотношения государства и права……….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...……………...… ..……..29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.30 Кб (Скачать файл)

5. Через  механизмы общественного сознания  и коллективной воли реальный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права,  что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него  от своей сущности.

6. Право  как разновидность социальных  норм обладает качеством нормативности; оно действует как типовой регулятор,  адресаты которого определены не конкретно  поименно,  а общими признаками (возраст,  вменяемость,  общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз,  когда возникают типовые ситуации,  установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых  повторяющихся, социально полезных отношений и поступков людей.

7. Действие  права основано на принципе  применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей,  социального положения и т. п.),  то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).

8. Нормы  права должны быть объективированы  вовне  закреплены в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нормативно-правовых актах  правовых обычаях  юридических прецедентах и др.

9. С точки  зрения внутренней организации,  право есть система (целостность),  состоящая из элементов,  связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.

10. Право  общеобязательно. В отличие от  других социальных норм,  оно  представляет собой единую (и  единственную) общегосударственную  нормативную систему,  которая распространяет свое действие на всех членов общества.

11. Праву  присуща процедурность. Процедуру  как детально регламентированный порядок  последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное  уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации,  так и издания юридических норм.

12. Право  действует как интеллектуально-волевой  регулятор поведения. Право имеет  не только специально-юридический   сугубо правовой механизм действия,  но и психологический механизм: оно не может регулировать  поведения,  иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную систему,  содержащую информацию властного характера  которая  будучи осознана  детерминирует волю и поведение субъектов.

13. Право  тесно связано с государством. Государство выявляет правовые  притязания общества и оформляет  их в процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегирования полномочий на издание нормативно-правовых актов  санкционирования устоявшихся обычаев  создания юридических прецедентов),  то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.

14. Право  охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы  не обеспечены возможностью государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства).

15. Признанием  необходимости государственной  охраны права в понятие права  вводится понятие правонарушения: право для того и нужно,  чтобы пресекать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариантов поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то,  что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.

Определений права существует множество. И это, вполне, закономерно  поскольку никакое  определение не может охватить всех признаков понятия. Тем более  такого понятия,  как «право»,  к характеристике которого существуют самые разнообразные подходы. В то же время в какой-то мере такое многообразие определений права полезно,  так как оно позволяет рассмотреть право с разных позиций  под разными углами зрения и на этой основе составить о нем многомерное  объемное представление.

С учетом названных признаков, вероятно, можно  дать свое определение права  право -  есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством, единая в масштабе общества нормативная система,  призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов,  согласования воли и правовых притязаний всех слоев общества.

А вообще более плодотворным в этом направлении  является не формулирование каких-либо определений,  а совершенствование правопонимания на основе углубленного изучения свойств права.

1.3. Теория права и государства в системе наук

Приступая к вопросу теории государства  в системе наук, необходимо отметить - наука имеет три основных объекта  исследования: природу, общество и мышление11.

Юридическая наука (правоведение) относится к  наукам общественным,  поскольку  объекты ее изучения (право и государство) имеют социальную природу. Будучи элементом существующей системы наук,  правоведение  в свою очередь  также может быть рассмотрено как система,  в состав которой входят:

а) теории права и государства (общая теория права и общая теория государства);

б) историко-юридические  науки (история права и государства,  история политических и правовых учений);

в) науки  изучающие отдельные отрасли  права (науки гражданского права,  административного,  уголовного и т. д.);

г) науки,  изучающие международное право (международное  публичное и международное частное  право);

д) прикладные юридические науки,  имеющие комплексный  характер (криминалистика,  судебная статистика,  судебная медицина,  судебная психиатрия и др.).

Место теории права и государства в системе  юридических наук в частности и в системе наук  как известно  вообще определяется:

а) ее функциями;

б) взаимодействием (информационным обменом) с другими  науками.

Вообще  становление теории права и государства  как системы знаний происходит по четырем каналам:

а) через  обобщение данных отраслевых юридических  наук;

б) через  конкретизацию философских положений;

в) через  взаимодействие с другими науками (математикой,  кибернетикой,  логикой,  социологией,  экономической теорией,  политической наукой и др.);

г) путем  непосредственного выхода на практику (проблемы толкования нормативно-правовых актов  юридической техники и  др.).

Таким образом,  отношение теории права и государства  к отраслевым юридическим наукам двойственно: с одной стороны  теория права и государства (и в первую очередь - общая теория права) выполняет по отношению к ним важнейшую функцию – методологическую,  а с другой стороны - использует теоретические данные отраслевых наук.

Основной  смысл контактов теории права  и государства с другими науками состоит в том,  что она использует их теоретический продукт в качестве средства решения своих проблем,  в целях разработки своего предмета,  то есть в методологических целях. В первую очередь,  это касается философии,  социологии,  логики,  а также математики,  кибернетики,  информационной теории и ряда других наук. Все они нашли место в методологическом арсенале теории права и государства.

Наиболее  тесные контакты у теории права и  государства с теми науками,  с  которыми ее связывает единство объектов (права и государства) и  соответственно  соседство и тесная связь предметов. В первую очередь,  речь идет об истории права и государства и политической науке (политологии).

Теория  права и государства и история  права и государства изучают  одни и те же объекты (право и государство),  но предметы исследования в этих объектах у них разные: если задача истории - в хронологическом порядке и во всей полноте конкретики реконструировать процессы,  происходящие с правом и государством в истории общества,  то теорию интересуют лишь общие закономерности этих процессов,  очищенные от наслоений случайных исторических фактов. Вместе с тем, именно историческая наука дает теории права и государства материал для обобщений.

 

 

ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

 

2.1. Тип соотношения государства и права

 

Приступая к раскрытию основного вопроса  темы работы, возможно поставить вопрос - какой же тип связи характерен для соотношения государства  и права?  Думается,  что здесь  точнее всего будет говорить о  взаимодействии,  а не об отношении,  которое отражает ту или иную степень  определяемости или неопределяемости явлений друг другом,  не о связи  констатирующей только зависимость  одной вещи от другой,  соответствие изменений одного объекта изменениям другого. Вероятно, не будет  считаться  ошибкой,  если при этом пользоваться понятием «отношение» или «связь»  об этом я говорил во введении. Однако, в силу своей большей общности и абстрактности (односторонности)  чем понятие «взаимодействие»  они менее адекватно и менее  приближенно отражают реальные контакты между государством и правом.

В своем  движении государство и право  вступают в различные связи со многими социальными,  духовными,  экономическими,  политическими  факторами,  в которых (связях) так  или иначе проявляются их природа  и сущность. Но их взаимодействие друг с другом имеет свою специфику. Государство  и право в лице социально-экономической  и духовной структуры общества имеют  единую причину,  которая  вообще очень плодовита и не может  однажды исчезнуть  исчерпав свои возможности. Социальные и духовные потребности (и по своему содержанию,  и по времени существования)  экономические  основания,  вызвавшие и вызывающие к жизни государство и право и определяющие их дальнейшее развитие в рамках данной общественной системы  одни и те же. В этом плане государство и право «изготовлены» из одного материала,  из цельного куска,  в котором не было трещины. Потребности функционирования общества,  необходимость организации материального и духовного производства,  политического управления,  поддержания и укрепления порядка в общественной жизни,  регулирования отношений между людьми,  установления связей между общественными и политическими институтами,  отношения с иными государственными системами – вот основные факторы,  определяющие главное во взаимодействии (сущность  характер  масштаб) государства и права. Последние – это материализованное следствие реализации разнообразных общественных потребностей и интересов. Они образуют собой единую сферу,  распадающуюся в процессе деятельности на два самостоятельных,  но взаимодействующих явления. В рамках же политико-юридической системы – соответствующие институты,  идеи,  нормы,  ценности,  отношения – государство и право выступают в качестве составных элементов  связи, между которыми и их деятельность во многом определяют сущность и основные тенденции развития данной системы.  Государство и право сами по себе  видимо  обладают меньшей самостоятельностью,  чем их соединение в нечто единое целое.

Вероятно,  здесь мной может быть поставлен  еще один вопрос - являются ли причинные  связи  отношения стороной  частью взаимодействия между государством и правом?  Нередко на этот вопрос дается отрицательный ответ,  исходя при этом из того факта,  что государство  и право сами являются производными от одной  общей для них причины. Однако,  как представляется  это  несколько упрошенное решение проблемы. В строго детерминистском плане,  конечно,  государство и право  – не причина и следствие друг для друга. Если же взглянуть на проблему причинности шире,  то на поставленный вопрос можно ответить положительно,  рассматривая в данном случае причинные  отношения только как один из аспектов детерминации. В процессе «производства» государства и права имеет место не простое причинение,  предполагающее порождение одной причиной одного следствия (данная абстракция значительно упрощает действительную ситуацию). Обычно (и не без оснований) говорят о внешних и внутренних причинах,  о сумме причин,  об условиях-факторах,  без которых не может возникнуть следствие.

Поверхностное рассмотрение отношений государства  и права может привести к выводу,  что первопричиной возникновения  и развития,  например,  права  есть государство,  что именно правотворческая  деятельность государственных органов  – подлинный и единственный источник права. Так выглядит эта связь  на первый взгляд. Более глубокий анализ показывает: право возникает и  существует не потому,  что есть государство,  что есть государственные законодательные  органы,  а потому,  что определенные общественные отношения,  потребности,  интересы не могут быть выражены,  структурированы,  реализованы нормально  вне и помимо правовых форм. Они  являются первой объективной и исторически-логической причиной возникновения,  существования  и функционирования права.

Право, однако,  настолько сложное явление,  что  оно не может иметь только одну-единственную причину,  например,  в лице экономики. Для его возникновения объективно необходим еще ряд причин и  условий социального  духовного,  политического,  идеологического  характера,  среди которых выделяется государство. Последнее не является причиной  не прибавляющей к праву  ничего нового,  кроме того,  что  произведено,  например,  экономикой или социальной структурой общества. Нельзя сказать,  что государство  только юридически оформляет определенные общественные потребности и интересы. Это «только» порой имеет решающее значение во всем сложном и противоречивом процессе правообразования. Государство  непосредственно творит право,  его  нормотворческая деятельность это  и есть источник права,  которое  в этой деятельности приобретает свои формы,  а в самом государстве – гарантию своей реализации12.

Информация о работе Право и государство, их соотношение