Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:34, курсовая работа
Соотношения государства и права в ее конкретных проявлениях – применение права, правотворчество, законность, формы реализации права, правообразование, толкование права, правовые основы деятельности госаппарата и др. – очень подробно исследованы в юридической литературе см. список литературы в конце работы. Анализ этих проблем дает развернутую картину взаимодействия государства и права.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ПОНЯТИЯ, ПРИЗНАКИ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ…………………………..5
1.1. Понятие государства………………………………………………………5
1.2. Признаки и определение права…………………………………………..10
1.3. Теория права и государства в системе наук…………………………….14
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА…………………...16
2.1. Тип соотношения государства и права………………………………….16
2.2. Методологические аспекты соотношения государства и права……….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...……………...… ..……..29
5. Через
механизмы общественного
6. Право
как разновидность социальных
норм обладает качеством
7. Действие
права основано на принципе
применения равных мер к
8. Нормы
права должны быть
9. С точки
зрения внутренней организации,
10. Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм, оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества.
11. Праву
присуща процедурность.
12. Право
действует как интеллектуально-
13. Право
тесно связано с государством.
Государство выявляет правовые
притязания общества и
14. Право
охраняется государственным
15. Признанием
необходимости государственной
охраны права в понятие права
вводится понятие
Определений права существует множество. И это, вполне, закономерно поскольку никакое определение не может охватить всех признаков понятия. Тем более такого понятия, как «право», к характеристике которого существуют самые разнообразные подходы. В то же время в какой-то мере такое многообразие определений права полезно, так как оно позволяет рассмотреть право с разных позиций под разными углами зрения и на этой основе составить о нем многомерное объемное представление.
С учетом названных признаков, вероятно, можно дать свое определение права право - есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством, единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воли и правовых притязаний всех слоев общества.
А вообще более плодотворным в этом направлении является не формулирование каких-либо определений, а совершенствование правопонимания на основе углубленного изучения свойств права.
1.3. Теория права и государства в системе наук
Приступая к вопросу теории государства в системе наук, необходимо отметить - наука имеет три основных объекта исследования: природу, общество и мышление11.
Юридическая наука (правоведение) относится к наукам общественным, поскольку объекты ее изучения (право и государство) имеют социальную природу. Будучи элементом существующей системы наук, правоведение в свою очередь также может быть рассмотрено как система, в состав которой входят:
а) теории права и государства (общая теория права и общая теория государства);
б) историко-юридические науки (история права и государства, история политических и правовых учений);
в) науки изучающие отдельные отрасли права (науки гражданского права, административного, уголовного и т. д.);
г) науки,
изучающие международное право (международное
публичное и международное
д) прикладные юридические науки, имеющие комплексный характер (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.).
Место теории права и государства в системе юридических наук в частности и в системе наук как известно вообще определяется:
а) ее функциями;
б) взаимодействием (информационным обменом) с другими науками.
Вообще становление теории права и государства как системы знаний происходит по четырем каналам:
а) через обобщение данных отраслевых юридических наук;
б) через
конкретизацию философских
в) через взаимодействие с другими науками (математикой, кибернетикой, логикой, социологией, экономической теорией, политической наукой и др.);
г) путем непосредственного выхода на практику (проблемы толкования нормативно-правовых актов юридической техники и др.).
Таким образом, отношение теории права и государства к отраслевым юридическим наукам двойственно: с одной стороны теория права и государства (и в первую очередь - общая теория права) выполняет по отношению к ним важнейшую функцию – методологическую, а с другой стороны - использует теоретические данные отраслевых наук.
Основной
смысл контактов теории права
и государства с другими
Наиболее тесные контакты у теории права и государства с теми науками, с которыми ее связывает единство объектов (права и государства) и соответственно соседство и тесная связь предметов. В первую очередь, речь идет об истории права и государства и политической науке (политологии).
Теория права и государства и история права и государства изучают одни и те же объекты (право и государство), но предметы исследования в этих объектах у них разные: если задача истории - в хронологическом порядке и во всей полноте конкретики реконструировать процессы, происходящие с правом и государством в истории общества, то теорию интересуют лишь общие закономерности этих процессов, очищенные от наслоений случайных исторических фактов. Вместе с тем, именно историческая наука дает теории права и государства материал для обобщений.
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1. Тип соотношения государства и права
Приступая к раскрытию основного вопроса темы работы, возможно поставить вопрос - какой же тип связи характерен для соотношения государства и права? Думается, что здесь точнее всего будет говорить о взаимодействии, а не об отношении, которое отражает ту или иную степень определяемости или неопределяемости явлений друг другом, не о связи констатирующей только зависимость одной вещи от другой, соответствие изменений одного объекта изменениям другого. Вероятно, не будет считаться ошибкой, если при этом пользоваться понятием «отношение» или «связь» об этом я говорил во введении. Однако, в силу своей большей общности и абстрактности (односторонности) чем понятие «взаимодействие» они менее адекватно и менее приближенно отражают реальные контакты между государством и правом.
В своем движении государство и право вступают в различные связи со многими социальными, духовными, экономическими, политическими факторами, в которых (связях) так или иначе проявляются их природа и сущность. Но их взаимодействие друг с другом имеет свою специфику. Государство и право в лице социально-экономической и духовной структуры общества имеют единую причину, которая вообще очень плодовита и не может однажды исчезнуть исчерпав свои возможности. Социальные и духовные потребности (и по своему содержанию, и по времени существования) экономические основания, вызвавшие и вызывающие к жизни государство и право и определяющие их дальнейшее развитие в рамках данной общественной системы одни и те же. В этом плане государство и право «изготовлены» из одного материала, из цельного куска, в котором не было трещины. Потребности функционирования общества, необходимость организации материального и духовного производства, политического управления, поддержания и укрепления порядка в общественной жизни, регулирования отношений между людьми, установления связей между общественными и политическими институтами, отношения с иными государственными системами – вот основные факторы, определяющие главное во взаимодействии (сущность характер масштаб) государства и права. Последние – это материализованное следствие реализации разнообразных общественных потребностей и интересов. Они образуют собой единую сферу, распадающуюся в процессе деятельности на два самостоятельных, но взаимодействующих явления. В рамках же политико-юридической системы – соответствующие институты, идеи, нормы, ценности, отношения – государство и право выступают в качестве составных элементов связи, между которыми и их деятельность во многом определяют сущность и основные тенденции развития данной системы. Государство и право сами по себе видимо обладают меньшей самостоятельностью, чем их соединение в нечто единое целое.
Вероятно, здесь мной может быть поставлен еще один вопрос - являются ли причинные связи отношения стороной частью взаимодействия между государством и правом? Нередко на этот вопрос дается отрицательный ответ, исходя при этом из того факта, что государство и право сами являются производными от одной общей для них причины. Однако, как представляется это несколько упрошенное решение проблемы. В строго детерминистском плане, конечно, государство и право – не причина и следствие друг для друга. Если же взглянуть на проблему причинности шире, то на поставленный вопрос можно ответить положительно, рассматривая в данном случае причинные отношения только как один из аспектов детерминации. В процессе «производства» государства и права имеет место не простое причинение, предполагающее порождение одной причиной одного следствия (данная абстракция значительно упрощает действительную ситуацию). Обычно (и не без оснований) говорят о внешних и внутренних причинах, о сумме причин, об условиях-факторах, без которых не может возникнуть следствие.
Поверхностное
рассмотрение отношений государства
и права может привести к выводу,
что первопричиной
Право, однако,
настолько сложное явление, что
оно не может иметь только одну-единственную
причину, например, в лице экономики.
Для его возникновения