Право и мораль: современное представление об их соотношении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 06:34, курсовая работа

Описание работы

Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающие наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, тесны по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими причинами, являются средствами выражения гармонизации личных и групповых отношений. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества его социального и культурного прогресса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........3 Глава I: Право и мораль как социальные нормы………………………………..5
1.1 Понятие и признаки права…………………………………………………..5
1.2 Понятие и свойство морали………………………………………………….9
Глава II: Соотношение права и морали………………………………………...12
2.1 Общие черты между правом и моралью…………………………………...12
2.2 Различия и противоречия…………………………………………………..14
2.3.Проблемы соотношения права и морали………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..30

Файлы: 1 файл

право и мораль современное представление об их соотношении. Черниговой Инны Б571-3группа.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный  университет технологий и управления»

Институт экономики  и права

Юридический факультет

Кафедра: «Теория и  история государства права. Конституционное  право»

 

Допущен к защите:

Руководитель работы___________________

к.ю.н.доцент С.В. Лозовская

 

                                                     

Курсовая работа

по дисциплине « Теория государства и права»

 на тему: « Право и мораль: современное представление об их соотношении».

 

Исполнитель: студент  очной формы обучения группы 571-3

Чернигова Инна Владимировна______

 

 

 

Защищена на оценку_________

 

Руководитель работы/__________/ к.ю.н.доцент С.В. Лозовская

 

 

Улан-Удэ,2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3                                                                                                                                              Глава I: Право и мораль как социальные нормы………………………………..5

1.1 Понятие и признаки права…………………………………………………..5

1.2 Понятие и свойство морали………………………………………………….9

Глава II: Соотношение права и морали………………………………………...12

2.1 Общие черты между правом и моралью…………………………………...12

2.2 Различия и противоречия…………………………………………………..14

2.3.Проблемы соотношения  права и морали………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общество-это сложный организм, целая система разнообразных отношений, нуждающихся в упорядочивании, регулировании. Для целей регулирования в обществе складывается система нормативных регуляторов: обычаи, нормы морали, религиозные нормы и нормы права.

Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающие наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, тесны по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими причинами, являются средствами выражения гармонизации личных и групповых отношений. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества его социального и культурного прогресса.

Соотношение между правом и моралью издавна захватывает интерес философов и юристов. В ограничении права от морали некоторые справедливо усматривали верный метод к выяснению сущности права. С политической стороны противоположение нравственности праву имело своей целью устранить вторжение государства в личную жизнь индивида. В сочетании права и морали иные стремились найти оправдание права, прикрывая его жестокий, принудительный характер нравственной идеей.

Мораль и право могут в чем-то не совпадать и даже противоречить друг другу, но в целом право и мораль взаимодействуют друг с другом, дополняют, взаимопроникают и обеспечивают друг друга. Их базовые требования в основном совпадают. Правовым является закон, воплощающий принципы гуманизма, добра, справедливости, соответствующий господствующим в обществе нравственным идеалам. В правовом государстве нормы права должны соответствовать моральным критериям общества.

Я выбрала данную тему для написания курсовой работы, потому что считаю, ее очень актуальной. Ведь юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего правовые нормы - это их профессия. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава I: Право и мораль как социальные нормы

1.1 Понятие и признаки права

В современном мире до сих пор ведутся споры вокруг понятия права, до сих пор  нет единого мнения. «Юристы все еще ищут определение права», - писал Кант около 200 лет 12тому назад. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанного определения права. Более того, по мнению российского учёного Спиридонова Л. И., вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые  только могут быть использованы для разработки традиционных определений.

Существует несколько  теорий о происхождении права.

Теологическая теория- предполагает, что бог создал человека и  предписал ему какой-то набор правил, например: у христиан – 10 заповедей.

Намботивистическая теория – основоположником данной теории является Ганс Хельбр. Он предполагает, что существует некая главная норма, которая дана каждому человеку для его восприятия. Социально активные люди и формируют, согласно своим восприятиям конституционное право, затем предпочтенные народом законодатели, на их основе формируют текущее законодательство, а судьи и администраторы приспосабливают его к действительности.

 

Теория естественного (возрожденного) права. Возникла в XVIII веке. Её развитием занимались: Руссо, Локк, Гоббс, Монтескье и другие. Они полагали, что права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя. Затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость в механизме реализации этих прав (так как не все согласны, что «мои права кончаются там, где начинается свобода другого»). Согласно данной теории, существующее в обществе, право делится на две части: Позитивное право- которое выражено в законах, поддерживается государственным авторитетом, каждая страна имеет своё право, это право должно соответствовать справедливости. И естественное право- вечно, неизменно, выше позитивного права, одинаково для всех народов, оно производно от природы вещей и от природы человека. «Джон Локк отвергает теорию врожденных идей, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии, включая идею Бога. Локк показывает, что всеобщего согласия людей никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности. В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают «простые идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души.  Для соблюдения этих прав нам и пришлось отдать их часть государству».

Марксистская теория. Право – воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников. Первоначально теория происхождения и понятия права строилась на концепции, в которой право рассматривалось или как общественное отношение  или как правовое отношение. Государство видит совокупность отношений, которые и оформляют в виде закона. Эта точка зрения была раскритикована в 38 году, и право стало пониматься, как система правил поведения отражающих господствующий способ производства и социально-экономическую формацию, установленных или санкционированных государством. Эта точка зрения чисто нормативная.

 

Социологическая (Гарвардская) школа права - одно из направлений  науки права ХХ в. Основоположниками данной теории являются Конт, Дюги, Эрлих, Канторович, Муромцев. С их точки зрения закон- это еще не право. Право возникает на основе закона и представляет с собой реальных отношений между людьми. Не всякий закон может стать право, а только тот, который соответствует потребностям общественного развития. Основные положения данной теории состоят в том, что всё право в обществе состоит из двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в конституции; и действующее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди сталкиваются в своей деятельности. В этой связи социологи придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности. Широкое распространение данная теория получила в США, так как крупнейшим представителем социологической школы права является Р. Паунд. Другое название данной теории– Гарвардская школа.

Право-это система особых социальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества. В 3 обществе, право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие и свойство морали

Термины «мораль» и «нравственность» употребляются в основном в одном значении- как слова- синонимы. . Первое название латинского происхождения (mos moralis – нравы), второе – русского происхождения. Одновременно с ними используется термин «этика» (от греческого – ethica, etos – обычаи, нравы). В историческом развитии, будучи формой общественного сознания, понятие морали менялось, не оставалось неизменным и представление о моральных нормах и оценках. Мораль, как и право, находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны. Очевидно, что точек зрения на мораль не меньше, чем разных пониманий права. Социологи выделяют три основных течения этической мысли.

Первое течение –  это  фелицитология (от латинского felicia – счастье). Мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Близки к фелицитологии течения эвдемонизма (от греческого eudamonia – счастье, довольство), гедонизма (hedone – наслаждение) – учение о том как получить наслаждение, избежать страдания.

К первому течению  этической мысли относится эпикуреизм, связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Счастье, по Эпикуру, - это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физическое- удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т.п. и духовные, получаемые от знания и дружбы. Эпикур ставит выше духовные наслаждения, получаемые от знания и дружбы, нежели удовлетворение и потребности. В удовлетворение желаний следует соблюдать умеренность. «Все в меру», - проповедовали древнегреческие мудрецы. Мудрец Кнобул говорил: «Кто держится во всем середины, тот обретет счастье и покой». Этих взглядов придерживались многие древние мыслители.

Главные добродетели  этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. В эпоху утверждения буржуазных отношений гедонизм вновь возрождается. Благо частного лица – собственника, предпринимателя, его материальное благополучие становится основной нравственной добродетелью. Эти взгляды мы наблюдаем в работах Д. Локка, Т. Гоббса, Спинозы. Заметим, что эти представители естественно – правовых взглядов в качестве одного из естественных прав рассматривали стремление к счастью. Счастье, эгоизм, воля к самосохранению – основные принципы этики Т. Гоббса.

Вторая концепция в понимании морали – перфекционизм (от латинского perfectus – совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит не в том, как устроить свою жизнь удобно, счастливо, спокойно, а как жить достойно, в соответствии с природой человека, т.е. в соответствии с идеалами личности, как совершенствовать личные качества, достоинства. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал святого  Иисуса Христа, идеал праведного рыцаря, джентльмена, несгибаемого революционера, неподкупного судьи, принципиального прокурора, мужественного, с честью и достоинством офицера и др.

Третья концепция принимает  мораль как систему правил человеческого  общежития, правил, определяющих не то, как поступать, чтобы достигнуть счастья или личного совершенства, а то как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы учитывать благо и др. Основа этой концепции касается формирования общественных отношений, жизни человека в обществе.

Две первые концепции  являются индивидуалистическими (особенно фелицитология), требует изменения человеческой личности, третья требует изменения отношений, общественных реформ. Очевидно, что эти концепции могут сосуществовать, переплетаться.

Согласно третьей концепции  мораль можно определить как правила поведения людей в обществе, выработанные самим обществом на основе его представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости. Основополагающие нормы морали: твори добро, не делай зла; поступай с другими также, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, твори добро сегодня, ибо завтра может и не наступить.4

В современном понимании, мораль – это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным и какое неправильным. Это поведение, основанное на господствующих в обществе представлений о добре и зле. Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты – эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Нравственность предполагает внутренние, духовные качества человека, основанные на таких идеалах как добро, справедливость, честь, долг. Идеал - высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью. И. Кант заметил: «Кто превращает себя в червя, тот не должен потом жаловаться, что его топчут ногами». Честь, достоинство, справедливость, доброе имя охраняются законом – это важнейшие общественные ценности. Честь – дороже жизни. Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов. Представления о честном и бесчестном – еще один стержень морали. Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.

Информация о работе Право и мораль: современное представление об их соотношении