Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 03:52, курсовая работа
Соотношение права и закона – центральная проблема правоведения и правопонимания. Совпадают право и закон или нет, можно ли сводить право к законам и другим нормативным актам или нет – эти проблемы всегда были в центре внимания юридической науки и практики. Рассматривалась эта проблема неоднократно в рамках зарубежного и отечественного права, например, в 60-80-е годы в СССР каждая из спорящих сторон пыталась продвинуть свои собственные воззрения на право и закон, приобрести как можно больше последователей, но на практике все осталось без изменений . И лишь только в последнее время тезис о несовместимости права с законом получает все больше признания в обществе.
Введение……………………………………………………………………..…....3
1. Сущность права……………………………………………..……………......5
1.1. Понятие, признаки и функции права………...………..………….…...........5
1.2. Естественно-правовая и нормативисткая теории права………….…….…8
1.3. Принципы права……………………………………………….…………....11
2. Закон как форма права………………………………….…………..….…..16
2.1. Понятие и признаки закона…………………………………………….…..16
2.2. Соотношение права и закона……………………………………………....18
Заключение………………………………………………………………………25
Библиографический список…………………………………………………….27
1.3. Принципы права
Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними20.
Правовые принципы подразделяются на три группы:
1. Общеправовые принципы права – выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства.
2. Отраслевые принципы права – лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права.
3. Межотраслевые принципы права – выражают общее в содержании нескольких смежных отраслей права21.
Содержание действующей Конституции Российской Федерации позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие22. Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно:
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости23.
Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства24. Так например, в статье 18 Конституции написано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»25.
Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, то есть их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.
Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит статья 15 Конституции Российской Федерации «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»26.
Так же не малое значение имеет принцип гуманизма, то есть признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как личности, уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного развития. Этот принцип прямо закреплен в основном законе государства. Как гласит статья 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (часть 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации)27.
Отраслевые принципы – обслуживают только одну отрасль права. Они включают в себя: в трудовом праве – свобода труда; в гражданском праве – всеобщность защиты гражданских прав; в уголовной процессе – презумпция невиновности.
Межотраслевые принципы – характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. К ним относятся: в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве – гласность и состязательность судопроизводства; в уголовном, гражданском, административном праве – неотвратимость ответственности; в гражданском и семейно-брачном праве – равенство сторон28.
Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу29.
За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе30.
2. ЗАКОН КАК ФОРМА ПРАВА
2.1. Понятие и признаки закона
Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения31.
Исходя из данного выше определения закона, можно выделить следующие его признаки32:
1. Законы принимаются только органом законодательной власти или народом в ходе референдума. Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов.
2. Законы обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Оно означает нормативную ориентацию закона и обязательность соответствия его положениям других правовых актов. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Иначе он должен быть приведен в соответствие с законом или отменен.
3. Никто не вправе отменить закон, кроме органа, его издавшего.
4. Закон регулирует наиболее важные и основополагающие отношения, обеспечивает упорядоченное развитие экономических, политических и социальных сфер.
5. Закон содержит нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
6. Закон принимается в особом процессуальном порядке.
7. Закон, регулируя соответствующие общественные отношения, характеризуется наибольшей устойчивостью, стабильностью своих регуляторов и длительностью существования и действия. Закон является актом, содержащим общие правила поведения, которые рассчитаны на неограниченное число случаев. В связи с этим законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства.
В окончание рассмотрения перечисленных выше признаков закона следует подчеркнуть, что отмеченные здесь признаки существуют не изолированно друг от друга, а в тесном единстве. Их нельзя разрывать. При этом данные признаки позволяют лучше понять природу и особенности закона, смысл всего законотворчества. Помогают избежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона33.
В государстве, имеющем парламентскую систему, формируется законодательная система, состоящая из нормативных актов парламента. Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляет особые, повышенные требования к содержанию законами в самом общем плане можно сказать, что содержание закона должно быть правовым, то есть соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Такие права в основном зафиксированы в авторитетных международно-правовых документах Организации Объединенных Наций, которые составляют юридическую базу правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом и служат юридическим императивом для законодателей любых государств. Степень соблюдения прав человека в законе — критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.
Верховенство закона
во всех сферах жизни общества означает
невозможность произвольного
Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах34.
2.2. Соотношение права и закона
Соотношение права и закона представляется разным в зависимости от правопонимания. С точки зрения естественно-правовых и иных, аналогичных в этом отношении взглядов право и закон различаются, разводятся вплоть до их противопоставления, до признания того, что законы могут быть неправовыми, следовательно, не заслуживающими уважения и соблюдения. С точки зрения нормативистского подхода право – это нормы, генетически и функционально связанные с государством. Закон – это основной источник норм права, имеющий высшую юридическую силу. Следовательно, соотношение права и закона – эта соотношение содержания и формы. Такого подхода к соотношению права и закона придерживается юридическая практика правового государства. В правовом государстве право не изолируется от политики и от деятельности государства. Если политика государства демократическая, гуманистическая, если управление осуществляется в интересах народа и самим народом, тогда право в силу своей демократически-справедливой основы является средством управления и проведения политики в жизнь. А если политика и управление не отвечают этим условиям, они могут опираться на право. В правовом государстве политика и управление служит средствами проведения в жизнь права как воплощения справедливости. В этом смысл ограничения государства правом35.
Любой человек осознает, что действующий закон или нормативно-правовой акт, независимо от его содержания, подлежит исполнению. Разграничения между правовым и неправовым законом может только выявиться в ходе его реализации, и в отношении к нему людей. Закон, отвечающий интересам людей, является для них правовым. Если закон, отвечает интересам большинства людей в обществе, то он правовой для общества в целом на данном этапе его развития. Один и тот же закон может быть правовым и неправовым на разных этапах развития общества. Так, например, в Конституции бывшего СССР 1978 года была статья 6 устанавливавшая, что руководящую роль советского общества осуществляет коммунистическая партия Советского союза. «Законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы советского общества. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: в Конституции 1937 года ВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (статья 130), а в Конституции 1925 года и Конституции 1918 года не упоминалась вовсе».
В настоящее время
конституционное закрепление
Существует несколько критериев, определяющих правовой или неправовой статус закона: применимость, реализуемость закона; отношение к нему общественного мнения; учет в нем интересов людей; уровень общей и правовой культуры общества; научная оценка закона и другие. В обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика закона как правового или неправового невозможна. При этом право являлось средством общественного компромисса, то есть чем больше людей удовлетворено содержанием закона, тем больше оснований считать такой закон правовым.36
Объективно сложившиеся компоненты правового закона в ходе юридической деятельности37:
1. Правовой закон опирается на конституционные принципы и не может им противоречить ни формально, ни содержательно.
2. Процедура формирования и принятия правового закона всегда многоступенчата и предполагает участие всех установленных конституцией ветвей власти.
3. Общеобязательный характер, то есть правовой закон действует не только на всей территории государства, но и распространяется на все категории населения, исключая какую-либо правовую дискриминацию.