Право и закон – соотношение понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 03:52, курсовая работа

Описание работы

Соотношение права и закона – центральная проблема правоведения и правопонимания. Совпадают право и закон или нет, можно ли сводить право к законам и другим нормативным актам или нет – эти проблемы всегда были в центре внимания юридической науки и практики. Рассматривалась эта проблема неоднократно в рамках зарубежного и отечественного права, например, в 60-80-е годы в СССР каждая из спорящих сторон пыталась продвинуть свои собственные воззрения на право и закон, приобрести как можно больше последователей, но на практике все осталось без изменений . И лишь только в последнее время тезис о несовместимости права с законом получает все больше признания в обществе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…....3

1. Сущность права……………………………………………..……………......5
1.1. Понятие, признаки и функции права………...………..………….…...........5
1.2. Естественно-правовая и нормативисткая теории права………….…….…8
1.3. Принципы права……………………………………………….…………....11

2. Закон как форма права………………………………….…………..….…..16
2.1. Понятие и признаки закона…………………………………………….…..16
2.2. Соотношение права и закона……………………………………………....18

Заключение………………………………………………………………………25
Библиографический список…………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа(1)1.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

4. Действие правового закона распространяется на все властно-политические инстанции и институты так, что любое действие любого государственного органа предпринимается в соответствии с внутренними законами государства.

5. Эффективность правового закона прямо зависит от уровня развития правосознания общества, от доверия граждан и их готовности подчиняться предписаниям и ограничениям, налагаемым на них законами.

6. Правовому регулированию подлежат лишь внешне-деятельные аспекты жизни граждан; духовная жизнь гражданина и его убеждения не подлежат властно-правовой регуляции.

7. Правовой закон гарантирует сохранность и неприкосновенность неотчуждаемых прав и свобод личности, личное достоинство граждан и их безопасность.

8. Правовой закон не имеет «обратного действия» (т. е. его регуляции не подлежат действия, совершенные до момента вступления правового закона в силу).

9. Правовой закон может быть изменен или отменен только при соблюдении всех предусмотренных Конституцией законодательных процедур.

10. С содержательной точки зрения, правовой закон направлен на обеспечение интересов большинства граждан государства или государства в целом, причем должна быть возможность той или иной компенсации ущемления интересов меньшинства, неизбежного при масштабности и разнообразии современных обществ.

Весь комплекс перечисленных  признаков правового закона представляет собой оптимум современного правосознания, но говорить о реальной возможности достижения для каждого законодательного акта такого статуса не приходится. В реальной политико-правовой жизни современного общества следует говорить лишь о большей или меньшей степени приближения правовых систем к оптимуму правового закона38.

В России первым шагом  к созданию системы конституционного контроля, по признанию законов неправовыми  и их отмене, явилось учреждение Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституция является основополагающим носителем правового начала. Существующие в обществе представления о праве как воплощении справедливости, равенства, свободы, безусловно, ложатся в основу Конституции. Но сами эти представления, различны в разных слоях и группах общества. Правового идеала, который удовлетворял бы всех, не существует.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, а их соблюдение гарантируется государством на основе равенства, справедливости и недопустимости установления ограничений, кроме случаев, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей.

Большое внимание раскрытию  данного вопроса уделяет судья  Конституционного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации Г.А. Жилин, который в своей статье отмечает, что «различие, проведенное Конституционным Судом между правом и законов, создание механизма отмены неправовых законов имеют хорошую перспективу при формировании правового государства»39.

Справедливо отмечается, что правовое государство в условиях существующей реальности всего лишь прогрессивная идея, выступающая  в роли ориентира при государственном  строительстве. Такой же вывод можно  сделать и в отношении существующей в стране правовой системы с дальнейшим переходом к созданию системы гуманистического права и связанных с ним институтов государственной власти. При этом проблема о типе правопонимания становится как бы неактуальной, т.к. право явно отождествляется с законодательством, а система права – с системой законодательства.

Однако на практике часто встречается принятие неправовых законов, особенно в субъектах Федерации, а это не только мешает осуществлению и защите гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, но и создает реальную угрозу единству страны, порождает несогласованность действий институтов власти, негативно сказывается на реализации любых функций государства.

Основным источником действующего права является Конституция Российской Федерации, признающая и гарантирующая права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью правовой системы страны.

Полномочия по признанию  незаконными нормативно-правовых актов, также возложены на арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которые при рассмотрении дел о защите конкретных прав, должны сопоставлять применяемые и проверяемые акты на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации, другим нормативным актам, входящим в правовую систему России. Причем суды обязаны принимать решения в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу, и особую сложность при этом вызывает уяснение не буквального соответствия нормативных актов различного уровня. Обнаружить текстуальное несовпадение в нормативных актах, регулирующих конкретную фактическую ситуацию, не так уж сложно. Гораздо сложнее сделать вывод об их соответствии самому смыслу, содержанию и принципам права, в котором основной закон страны, имеющий прямое действие, провозглашает абсолютный приоритет прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов40.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что каждое государство, стремится построить правовое государство, в котором права на жизнь, свободу, собственность, достоинства возводятся в абсолютные ценности, являющиеся изначальными и безусловными принадлежностями человека. Они эмансипируются от власти государства, объявляются первичными по отношению к ней, данными каждому человеку от рождения и не предполагающими за государством права посягательства на них. Но, несмотря на все вышеуказанные позитивные тенденции, правовая система любого государства не является совершенной. Поэтому основной задачей законодателя является создание такой правовой базы, в которой будут преобладать права человека, при этом государство будет формировать свои предписания, исходя из существования природных прав человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мы рассмотрели  понятие права и закона, их основополагающие идеи, принципы и признаки. Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. Под правом понимают многообразные общеобязательные правила поведения, установленные, санкционированные и обеспечиваемые государством. Иногда под правом понимают нечто, принадлежащее индивиду, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства.

Проанализировали понятие  закона как, нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Обобщая вышесказанное, можно дать определение правового закона. Правовой закон – властно-регулятивный акт, не только подкрепляемый и санкционированный государством или иными социальными институтами, но и соответствующий (содержательно, формально и процедурно) принципам общественного правосознания, существующим конституционно-правовым нормам и в силу этого обладающий всей полнотой действия в пределах данной правовой системы.

Таким образом, соотношение  права и закона оказывается сложным, неоднозначным процессом, что полностью соответствует сложности реальных общественных отношений. Если та или иная справедливая идея не получает нормативного закрепления, она остается в сфере морали как пожелание, не имеющее обязательной силы. Это еще не право. Если же справедливая идея получает нормативное закрепление, то она становится законом и, будучи реализованной в общественных отношениях, становится правом.

Рассматривая проблему соотношения права и закона с  точки зрения естественно-правовой концепции правопонимания, законы, которые не отражают идеи человеческой справедливости, неотъемлемых прав человека, будут являться неправовыми, а значит отождествляться, никаким образом с правом не могут.

Представляется, что при осуществлении правотворчества законодатель должен опираться на следующие принципы:

1. Научности – использование достижений науки, приемов и методов научного анализа.

2. Законности – строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами.

3. Демократизма – учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов, отражение в нормах акта мнений и пожеланий тех, кого коснутся нормы принимаемого акта.

4. Системности – учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Нормативные правовые акты:

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской федерации. – М. : Маркетинг, 2012. – 39 с.
  2. Конституция РСФСР (1978). Конституция РСФСР. – М. : НКЮ СССР, 1978. – 42 с.

Учебники/Учебные  пособия:

  1. Червонюк В.И. Элементарные начала общей теории права: Учебное пособие / В.И. Червонюк. – М. : КолосС, 2003. – 544 с.
  2. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов / В.С. Нерсесянц. М. : Норма–Инфра–М, 1999. – 552 с.
  3. Алексеев С.С., Архипов С.И. Учебник / Теория государства и права. – М. : Норма, 2005. – 457 с.
  4. Теория государства и права: Учебник / кол. авт. ; отв. Ред. А. В. Малько. – М. : КНОРУС, 2006. – 400 с.
  5. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2011. – 640 с.
  6. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2008. – 520 с.
  7. Лившиц Р.З. Теория права. Учебник / Р.З. Лившиц. – М. : БЕК, 1994. — 224 с.
  8. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Учебник / Проблемы теории государства и права. – М. : Эксмо, 2005. — 832 с.

Монографии/Книги:

  1. Мотовиловкер Е.Я.  Теория регулятивного и охранительного права. / Е. Я. Мотовиловкер. – Воронеж, 1990. – 41 с.
  2. Жилин Г.А. Проблема правопонимания в РФ. / Г.А. Жилин. – М. : Российская юстиция, 2000. – 34 с.
  3. Пиголкин А.С. Закон: создание и толкование. / А.С. Пиголкин. – М. : 1998.

Статьи из книги  или из сборника, составная часть  издания:

  1. Романовская Л.Р., Верховодов Е.В. Античные корни естественно- правовой теории. / Л.Р. Романовская., Е.В. Верховодов. – Нижний Новгород изд-во: ННГУ, 2002. – 64с.

Справочная  литература:

  1. Юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М. : Институт новой экономики, 2007. – 1152 с.
  2. Советский энциклопедический словарь. / В.Е. Борейко. – М., 1987.
  3. Тихомирова Л.В., Тихомиров Н.Ю. Юридическая энциклопедия. – М., 2000.

 

 

1 B. C. Нерсесянца "Право и закон". М., 1983.

2 Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общей редакцией члена-корр. РАН, доктора юрид. наук, проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2006. С. 221.

3 Теория государства и права.  Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ М.: Норма, 2005. / С. 193.

4 В. И. Червонюк учеб. пособие для вузов, Элементарные начала общей теории права, М.: КолосС, 2003. С. 301

5 Теория государства и права : учебник / кол. авт. ; отв. Ред. А. В. Малько. – М. : КНОРУС, 2006. C. 121

6 В. И. Червонюк учеб. пособие для вузов, Элементарные начала общей теории права, М.: КолосС, 2003. С. 301

7 Теория государства и права.  Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ М.: Норма, 2005. / С. 203

8 Марченко М. Н. Теория государства и права: уебн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велюи, Изд-во Проспект, 2006. C. 134

9 Теория регулятивного и охранительного права. Мотовиловкер Е.Я.. - Воронеж, 1990. с.41

10 Теория регулятивного и охранительного права. Мотовиловкер Е.Я.. - Воронеж,1990. С.41.

11 Романовская Л.Р., Верховодов Е.В. Античные корни естественно- правовой теории. С. 3.

12 Теория государства и права: Учебник / кол. авт.; отв. Ред. А. В. Малько. – М.: КНОРУС, 2006. С. 123.

13 Теория государства и права: Учебник / кол. авт.; отв. Ред. А. В. Малько. – М.: КНОРУС, 2006., C. 122.

14 Теория государства и права: Учебник / кол. авт.; отв. Ред. А. В. Малько. – М.: КНОРУС, 2006., C. 123.

15 В. И. Червонюк учеб. пособие для вузов, Элементарные начала общей теории права, М.: КолосС, 2003. С. 317

16 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. С. 68.

17 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. С. 69.

18 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. С. 69.

19 Марченко М. Н. Теория государства и права: уебн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велюи, Изд-во Проспект, 2006. C. 124-125

20 Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ Теория государства и права М.: Норма, 2005. С. 204

21 Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ Теория государства и права М.: Норма, 2005. С. 205

22 Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М., 2006.

23 Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ Теория государства и права М.: Норма, 2005. С. 205

24 Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М., 2006.

25 Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ Теория государства и права М.: Норма, 2005. С. 206

26 Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М., 2006.

27 Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М., 2006.

 

29 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. С 84.

 

30 Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ Теория государства и права М.: Норма, 2005. С. 206

 

31 Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ Теория государства и права М.: Норма, 2005. С. 262.

Информация о работе Право и закон – соотношение понятий