Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 03:52, курсовая работа
Соотношение права и закона – центральная проблема правоведения и правопонимания. Совпадают право и закон или нет, можно ли сводить право к законам и другим нормативным актам или нет – эти проблемы всегда были в центре внимания юридической науки и практики. Рассматривалась эта проблема неоднократно в рамках зарубежного и отечественного права, например, в 60-80-е годы в СССР каждая из спорящих сторон пыталась продвинуть свои собственные воззрения на право и закон, приобрести как можно больше последователей, но на практике все осталось без изменений . И лишь только в последнее время тезис о несовместимости права с законом получает все больше признания в обществе.
Введение……………………………………………………………………..…....3
1. Сущность права……………………………………………..……………......5
1.1. Понятие, признаки и функции права………...………..………….…...........5
1.2. Естественно-правовая и нормативисткая теории права………….…….…8
1.3. Принципы права……………………………………………….…………....11
2. Закон как форма права………………………………….…………..….…..16
2.1. Понятие и признаки закона…………………………………………….…..16
2.2. Соотношение права и закона……………………………………………....18
Заключение………………………………………………………………………25
Библиографический список…………………………………………………….27
4. Действие правового закона распространяется на все властно-политические инстанции и институты так, что любое действие любого государственного органа предпринимается в соответствии с внутренними законами государства.
5. Эффективность правового закона прямо зависит от уровня развития правосознания общества, от доверия граждан и их готовности подчиняться предписаниям и ограничениям, налагаемым на них законами.
6. Правовому регулированию подлежат лишь внешне-деятельные аспекты жизни граждан; духовная жизнь гражданина и его убеждения не подлежат властно-правовой регуляции.
7. Правовой закон гарантирует сохранность и неприкосновенность неотчуждаемых прав и свобод личности, личное достоинство граждан и их безопасность.
8. Правовой закон не имеет «обратного действия» (т. е. его регуляции не подлежат действия, совершенные до момента вступления правового закона в силу).
9. Правовой закон может быть изменен или отменен только при соблюдении всех предусмотренных Конституцией законодательных процедур.
10. С содержательной точки зрения, правовой закон направлен на обеспечение интересов большинства граждан государства или государства в целом, причем должна быть возможность той или иной компенсации ущемления интересов меньшинства, неизбежного при масштабности и разнообразии современных обществ.
Весь комплекс перечисленных признаков правового закона представляет собой оптимум современного правосознания, но говорить о реальной возможности достижения для каждого законодательного акта такого статуса не приходится. В реальной политико-правовой жизни современного общества следует говорить лишь о большей или меньшей степени приближения правовых систем к оптимуму правового закона38.
В России первым шагом к созданию системы конституционного контроля, по признанию законов неправовыми и их отмене, явилось учреждение Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституция является основополагающим носителем правового начала. Существующие в обществе представления о праве как воплощении справедливости, равенства, свободы, безусловно, ложатся в основу Конституции. Но сами эти представления, различны в разных слоях и группах общества. Правового идеала, который удовлетворял бы всех, не существует.
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, а их соблюдение гарантируется государством на основе равенства, справедливости и недопустимости установления ограничений, кроме случаев, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей.
Большое внимание раскрытию данного вопроса уделяет судья Конституционного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации Г.А. Жилин, который в своей статье отмечает, что «различие, проведенное Конституционным Судом между правом и законов, создание механизма отмены неправовых законов имеют хорошую перспективу при формировании правового государства»39.
Справедливо отмечается,
что правовое государство в условиях
существующей реальности всего лишь
прогрессивная идея, выступающая
в роли ориентира при государственном
строительстве. Такой же вывод можно
сделать и в отношении существу
Однако на практике часто встречается принятие неправовых законов, особенно в субъектах Федерации, а это не только мешает осуществлению и защите гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, но и создает реальную угрозу единству страны, порождает несогласованность действий институтов власти, негативно сказывается на реализации любых функций государства.
Основным источником действующего права является Конституция Российской Федерации, признающая и гарантирующая права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью правовой системы страны.
Полномочия по признанию
незаконными нормативно-
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что каждое государство, стремится построить правовое государство, в котором права на жизнь, свободу, собственность, достоинства возводятся в абсолютные ценности, являющиеся изначальными и безусловными принадлежностями человека. Они эмансипируются от власти государства, объявляются первичными по отношению к ней, данными каждому человеку от рождения и не предполагающими за государством права посягательства на них. Но, несмотря на все вышеуказанные позитивные тенденции, правовая система любого государства не является совершенной. Поэтому основной задачей законодателя является создание такой правовой базы, в которой будут преобладать права человека, при этом государство будет формировать свои предписания, исходя из существования природных прав человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы рассмотрели понятие права и закона, их основополагающие идеи, принципы и признаки. Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. Под правом понимают многообразные общеобязательные правила поведения, установленные, санкционированные и обеспечиваемые государством. Иногда под правом понимают нечто, принадлежащее индивиду, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства.
Проанализировали понятие закона как, нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Обобщая вышесказанное, можно дать определение правового закона. Правовой закон – властно-регулятивный акт, не только подкрепляемый и санкционированный государством или иными социальными институтами, но и соответствующий (содержательно, формально и процедурно) принципам общественного правосознания, существующим конституционно-правовым нормам и в силу этого обладающий всей полнотой действия в пределах данной правовой системы.
Таким образом, соотношение права и закона оказывается сложным, неоднозначным процессом, что полностью соответствует сложности реальных общественных отношений. Если та или иная справедливая идея не получает нормативного закрепления, она остается в сфере морали как пожелание, не имеющее обязательной силы. Это еще не право. Если же справедливая идея получает нормативное закрепление, то она становится законом и, будучи реализованной в общественных отношениях, становится правом.
Рассматривая проблему соотношения права и закона с точки зрения естественно-правовой концепции правопонимания, законы, которые не отражают идеи человеческой справедливости, неотъемлемых прав человека, будут являться неправовыми, а значит отождествляться, никаким образом с правом не могут.
Представляется, что при осуществлении правотворчества законодатель должен опираться на следующие принципы:
1. Научности – использование достижений науки, приемов и методов научного анализа.
2. Законности – строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами.
3. Демократизма – учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов, отражение в нормах акта мнений и пожеланий тех, кого коснутся нормы принимаемого акта.
4. Системности – учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов).
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
Учебники/Учебные пособия:
Монографии/Книги:
Статьи из книги или из сборника, составная часть издания:
Справочная литература:
1 B. C. Нерсесянца "Право и закон". М., 1983.
2 Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общей редакцией члена-корр. РАН, доктора юрид. наук, проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2006. С. 221.
3 Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ М.: Норма, 2005. / С. 193.
4 В. И. Червонюк учеб. пособие для вузов, Элементарные начала общей теории права, М.: КолосС, 2003. С. 301
5 Теория государства и права : учебник / кол. авт. ; отв. Ред. А. В. Малько. – М. : КНОРУС, 2006. C. 121
6 В. И. Червонюк учеб. пособие для вузов, Элементарные начала общей теории права, М.: КолосС, 2003. С. 301
7 Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ М.: Норма, 2005. / С. 203
8 Марченко М. Н. Теория государства и права: уебн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велюи, Изд-во Проспект, 2006. C. 134
9 Теория регулятивного и охранительного права. Мотовиловкер Е.Я.. - Воронеж, 1990. с.41
10 Теория регулятивного и охранительного права. Мотовиловкер Е.Я.. - Воронеж,1990. С.41.
11 Романовская Л.Р., Верховодов Е.В. Античные корни естественно- правовой теории. С. 3.
12 Теория государства и права: Учебник / кол. авт.; отв. Ред. А. В. Малько. – М.: КНОРУС, 2006. С. 123.
13 Теория государства и права: Учебник / кол. авт.; отв. Ред. А. В. Малько. – М.: КНОРУС, 2006., C. 122.
14 Теория государства и права: Учебник / кол. авт.; отв. Ред. А. В. Малько. – М.: КНОРУС, 2006., C. 123.
15 В. И. Червонюк учеб. пособие для вузов, Элементарные начала общей теории права, М.: КолосС, 2003. С. 317
16 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. С. 68.
17 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. С. 69.
18 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. С. 69.
19 Марченко М. Н. Теория государства и права: уебн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велюи, Изд-во Проспект, 2006. C. 124-125
20 Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ Теория государства и права М.: Норма, 2005. С. 204
21 Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ Теория государства и права М.: Норма, 2005. С. 205
22 Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М., 2006.
23 Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ Теория государства и права М.: Норма, 2005. С. 205
24 Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М., 2006.
25 Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ Теория государства и права М.: Норма, 2005. С. 206
26 Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М., 2006.
27 Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М., 2006.
29 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. С 84.
30 Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ Теория государства и права М.: Норма, 2005. С. 206
31 Алексеев С.С., Архипов С.И. и др./ Теория государства и права М.: Норма, 2005. С. 262.