Право как особая система юридических норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Содержание работы

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ПРАВА
НОРМЫ ПРАВА
ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
СИСТЕМА ПРАВА
ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА
ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ
РЕАЛИЗАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВА
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ПРАВА.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

Религиозное понимание  сущности права как творения Бога до сих пор остается одним из направлений  его теоретического осмысления (Ж. Маритен).

С середины 17 века теологическое  направление начинает уступать первенство гуманистическим и светским теориям.

К ним относится, прежде всего, теория естественного права. Ее основатель Гуго Гроций утверждал, что, наряду с изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей Бога или людей (государством), существует неизменное естественное право, т.е. то, "что согласно с природой общества разумных существ". Оно не обусловлено ни временем. ни местом, никем не может быть изменено. Эта теория сыграла огромную роль в освобождении правопонимания от религиозных догм. Она получила широкое развитие в трудах французских просветителей 18 века - Ж.-Ж. Руссо. Ш.-Л. Монтескье, М.Ф. Вольтера и др., русских просветителей Радищева, Десницкого.

Естественное право  выступало как некое идеальное  право, обусловленное природой человека, которому необходимо следовать, хотя его и трудно обнаружить в реальной истории человечества.

В конце 18 - начале 19 века возникла историческая школа права (К.Ф. Савиньи, ГФ. Пухта). Ее сторонники отрицали существование естественного права. Но позитивное право, по их мнению, не творится произволом законодателя. а является закономерным продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда "национально" и в разные эпохи имеет различное содержание.

Во второй половине 19 века сложилась позитивная теория права (И. Бентам). С точки зрения этой теории право творится государством - это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Вскоре позитивизм становится одним из основных направлений теории права (К. Бергбом - в Германии, Г.Ф. Шершеневич - в России, Д. Остин - в Англии). Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право.

Позитивистская юриспруденция  в начале 20 века нашла свое продолжение  в современном нормативизме, "чистой теории права" Г. Кельзена. Он видел все право в виде "лестницы норм", на вершине которой стоит "основная норма", а в самом низу - индивидуальные акты, судебные решения. Каждая нижестоящая норма вытекает из вышестоящей. Не государство формирует право, а оно существует благодаря признанию со стороны общества. "Основная норма" не нуждается в объяснении - она выводится чисто логически, являясь высшим критерием познания права. По этой концепции юридическая наука должна заниматься исследованием действующих норм с использованием инструментов формальной логики. Вопросы сущности права лежат вне сферы интересов юристов.

Во второй половине 19 века сложились социалистические и коммунистические учения (в том числе марксизм) о сущности права, исходившие из классовой природы государства и права.

К. Маркс и Ф. Энгельс  понимали право как возведенную  в закон волю господствующего  класса, определяемую материальными  условиями жизни этого класса. В этом случае право выступает  как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Рассматривая соотношение общесоциального и классового, в праве марксисты отдавали приоритет классовому. Право не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества.

Социологическая юриспруденция полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государствах, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это "живое право" противопоставляется застывшему в параграфах и статьях законов "праву в книгах". Отсюда выдвигается на первое место фигура судьи как правотворца (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.). С точки зрения этой концепции право только то, что получило воплощение в реальных правоотношениях, в социальном действии, либо выявлено как средство социального контроля. Ряд американских сторонников концепции "права, созданного судом" считают правом лишь те нормы, которые применены или созданы судом (К. Левеллин).

Психологическая школа права, созданная в начале 19 века русским профессором Л.И. Петражицким, сохранила свое влияние и сегодня. По его мнению, наряду с "официальным правом", установленным государством, существует право, осознаваемое людьми в виде особых психических состояний, - переживание своего долга перед другими ("императивность") и осознание права требовать исполнения обязанности со стороны других ("атрибутивность").

В современной российской теории права получил развитие понимание  сущности права как меры свободы ("либертарная теория" - В.С. Нерсесянц) либо справедливости ("этическая" концепция - Р.З Лившиц), возникающей в обществе еще "до закона", до создания норм позитивного права. Т.е. право и закон здесь четко разведены.

Признание определенных правовых и нравственных постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни законы правового государства, нашло отражение в Конституции Российской Федерации.

Современное понимание  права как меры свободы и справедливости, несомненно, стоит гораздо выше правовых представлений, свойственных глубокой древности, и средневековью. и молодому капитализму 17-19 вв., и тоталитарно-коммунистическим режимам 20 века.

Воплощение идеалов  свободы и справедливости - цель правового развития общества. С этими  идеалами государство должно сверять  свои законы и практику их реализации, а каждый гражданин - свое поведение.

Тем не менее, общепризнанными считаются следующие признаки права : это нормативность, формальная определенность, общеобязательность.

Общим также является то, что право опирается на силу и пронизана идеей возможного применения принуждения. Но представления о роли принуждения разные: одна позиция - авторитарная (марксистская), утверждает, что право выступает как средство принуждения по отношению к обществу, и на втором плане присутствует идея о праве, как выразителе согласованных интересов членов общества. Вторая позиция состоит в том, что право в первую очередь выражает согласованные интересы членов общества, обслуживает интересы членов общества, сила в праве присутствует, но имеет второстепенное значение, и проявляет себя только в случае нарушения правовых норм.

Сущность права. По этому вопросу существует также несколько точек зрения. С позиции марксизма сущность права в его классовости. Всякое право выражает интересы господствующего класса, на втором плане в праве находятся общесоциальные интересы, подчиненные классовым. Либеральный подход к сущности права в понимании, что оно закрепляет социальное согласие и выражает идеи справедливости. Исходя из такого подхода, получившего широкое распространение среди российских правоведов, "право - это нормативно закрепленная и реализованная справедливость".

Следует также иметь  в виду, что в юридической науке  понятие "право" используется и  в следующих двух значениях:

а) объективное право, или право в объективном смысле. Право как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм, представляет собой субъективное право;

б) субъективное право, или право в субъективном смысле. Субъективное право или, иначе говоря "право субъекта", - это право, принадлежащее конкретному лицу (например, право собственности на определенную вещь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 НОРМЫ  ПРАВА

Норма права - это установленное или санкционированное  государством общеобязательное правило  поведения общего характера, которое  рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Этим, в частности, норма  права отличается от индивидуального  распоряжения, отданному конкретному  адресату в каждом отдельном случае и исчерпывающее себя однократным (разовым) применением.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки:

1) норма права  рассчитана на неоднократное  действие (реализацию или применение);  
2) распространяется на персонально неопределенный круг лиц;  
3) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;  
4) одинаковая обязательность ее для всех тех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.

Общий характер правовой нормы означает, что она устанавливает единые рамки, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов. Такое свойство нормы права определяется также термином "нормативность."

Общий характер правовой нормы обеспечивается таким ее качеством, как абстрактность. Она представляет собой оптимальную модель возможного или должного поведения в типичной жизненной ситуации. И в силу этого норма права, как любая модель, не воспроизводит частные, второстепенные стороны регулируемой ей жизненной ситуации, а фиксирует лишь ее наиболее существенные, важные черты и признаки.

Норма права может  обладать, в зависимости от ее содержания, предмета и роли в регулировании  общественных отношений, большей или  меньшей степенью абстрактности.

Норма права носит предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что предоставляя в регулируемом отношении одному лицу право действовать определенным образом, она в то же время в то же время возлагает обязанность на другое лицо либо действовать определенным образом, либо воздерживаться от действий.

Здесь воплощается основной принцип регулирования - каждому  праву должна соответствовать обязанность.

Общеобязательность правовой нормы выражается в том, что она обеспечивается возможностью применения мер государственного воздействия по отношению к лицам, нарушившим ее предписания.

Правовую норму отличает и такое качество, как формальная определенность. Это означает, что каждая правовая норма имеет строго определенное официальное словесное выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.

Все эти качества позволяют  правовой норме быть эффективным  и результативным средством регулирования  общественных отношений.

Под структурой правовой нормы понимают ее внутреннее строение, наличие в ней неразрывно связанных друг с другом и предполагающих одна другую составных частей.

Для обеспечения четкости и определенности в регулирования  общественных отношений и всякая правовая норма по смыслу и по содержанию должна ответить на три вопроса:

1) На какую типичную  жизненную ситуацию она рассчитана, каковы существенные признаки  этой ситуации;

2) Какие права и  обязанности предусмотрены для  лиц, которые могу оказаться  в данной ситуации;

3) Какие меры государственного  воздействия могут быть применены к лицам, вышедшим за пределы прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой.

Без ясного и четкого  ответа на эти вопросы невозможно правильно уяснить смысл правовой нормы, правильно ей пользоваться.

В соответствии с поставленными  вопросами в логической структуре правовой нормы выделяют гипотезу ("если"), диспозицию ("то) и санкцию ("иначе").

Гипотеза - это указание на условия (фактические обстоятельства), при которых действует данная норма. Она также указывает на общие признаки тех лиц, которые могут выступать в качестве субъектов установленных ей прав и обязанностей.

Диспозиция - это изложение самого правила поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе. Это ядро правовой нормы. В нем изложены мера возможного и должного поведения (права и обязанности) сторон.

Санкция - это указание на те меры государственного воздействия, которые могут быть применены в отношении лиц, нарушающих требования, изложенные в диспозиции.

Структура правовой нормы  и формы ее изложения в текстах, статьях нормативных правовых актов.

Норма права не тождественна статье нормативного правового акта. Норма - это правило, а статья нормативного правового акта лишь форма изложения мысли законодателя. Законодатель, используя различные формы словесного выражения правовой нормы, исходит из соображений удобства, экономии, убедительности. Ведь нормативные правовые акты должны быть достаточно простыми, понятными и доступными для восприятия, компактными - без длиннот и повторений. Кроме того, не все записанные в нормативном правовом акте положения являются нормами права, непосредственно регулирующими общественные отношения. Хотя эти положения и носят нормативный, официальный характер. Например, во многих нормативных правовых актах выделяются преамбулы, формулируются принципы и цели регулирования, даются определения используемых терминов и т.п.

Поэтому структура нормы права, как правило, не совпадает со структурой отдельной статьи нормативного правового акта. Более того, структурные элементы отдельной правовой нормы чрезвычайно редко излагаются в одной статье нормативного правового акта. Выделить структурные элементы правовой нормы можно лишь путем применения всех приемов и способов толкования текста нормативного правового акта или совокупности таких актов, взятых в системе.

Информация о работе Право как особая система юридических норм