Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа
Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ПРАВА
НОРМЫ ПРАВА
ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
СИСТЕМА ПРАВА
ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА
ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ
РЕАЛИЗАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВА
ЛИТЕРАТУРА
Возникновение, изменение и прекращение правоотношений связано не только с правосубъектностью, но и с юридическими фактами.
Юридические факты - это те жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Признаки юридических фактов закреплены в законе, как правило, в гипотезе правовой нормы. Т.е. с точки зрения законодателя все жизненные факты и обстоятельства делятся на юридически значимые и юридически безразличные.
Юридические факты классифицируют по разным основаниям.
Так, по характеру наступающих последствий их делят на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Например, регистрация брака влечет за собой возникновение брачно-семейных правоотношений, а развод - их прекращение. Рождение ребенка приводит к возникновению правоотношения между родителями по поводу его содержания и воспитания, этот же факт может быть правопрекращающим, например, освободить от обязанности отца ребенка, проходить срочную службу в армии.
В зависимости от того, возникают ли жизненные обстоятельства по воле человека или помимо нее, юридические факты делят на события и действия (бездействие).
События не зависят от воли и желания человека (землетрясения, наводнения, пожар и др.), но порождают для него юридические последствия и помимо его воли.
Действия (бездействие) связано с проявлением воли человека. Например, заключение договора купли-продажи.
Действия (бездействие) в свою очередь делятся на правомерные и неправомерные.
Правомерные действия, в зависимости от намерений лица, направленности его воли, делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридический акт - это правомерное действие, совершаемое с намерением достичь юридического результата (заключение сделки, заявление о принятии наследства). Юридический поступок - это такое действие лица, которое не направлено на достижение юридического результата, но такой результат возникает, помимо его воли, в силу предписаний закона. (Например, студент написал курсовую работу. Этот поступок с неизбежностью влечет для него возникновение авторского права на это произведение).
Неправомерные действия (бездействие) или правонарушения делятся в зависимости от степени их опасности для общества на преступления и проступки. Признаки каждого правонарушения указаны в законодательстве. Совершение правонарушения влечет за собой возникновение у правонарушителя обязанности нести юридическую ответственность.
Как правило, для возникновения конкретного правоотношения требуется не один юридический факт, а их совокупность (для получения права на пенсию необходимы определенный возраст, стаж работы). Совокупность таких юридических фактов называют фактическим составом.
Виды правоотношений. В зависимости от роли в регулировании общественных отношений они делятся на регулятивные и правоохранительные. Регулятивные правоотношения служат формой правомерного поведения, а правоохранительные возникают тогда, когда происходит нарушение права, юридическим фактом для их возникновения служит правонарушение.
Регулятивные правоотношения, в зависимости от их направленности, делятся на два типа - "пассивного" и "активного".
Регулятивные правоотношения "пассивного типа" направлены на закрепление существующих отношений. В таких правоотношениях определенным лицам предоставляются права на совершение положительных действий, а на всех других возлагаются обязанности воздерживаться от действий определенного рода, т.е. обязанное лицо должно вести себя пассивно, не мешать обладателю субъективного права.
Регулятивные правоотношения "активного типа" направлены на обеспечение динамики общественных отношений. В таких правоотношениях активной стороной выступает обязанное лицо, от которого требуется совершить положительные действия по реализации своей обязанности, а субъективное право состоит в возможности требовать известного поведения от обязанного лица.
Известно также деление правоотношений на абсолютные и относительные. В абсолютных правоотношениях персонально определен только один его участник - носитель субъективного права. Все остальные персонально неопределены и считаются по отношению к нему обязанными лицами. К таким отношениям, например, относят отношения собственности. Например, известен некий конкретный обладатель собственности. А все и каждый обязаны воздерживаться от действий, мешающих ему реализовать свое право.
В относительных правоотношениях все участники известны, персонально определены.
Наиболее часто правоотношения делят по отраслям - гражданско-правовые, трудовые, семейные, уголовно-правовые и т.д. Такое деление также предполагает разделение правоотношений на материально-правовые и процессуальные. Первые возникают на основе норм материального права, а процессуальные - на основе норм процессуальных отраслей права (гражданского процессуального, уголовно-процессуального и т.д.).
ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА
Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную их реализацию в различных формах в правомерном поведении субъектов права. Но имеются правовые нормы иного рода. Предусмотренные ими права и обязанности по своему характеру не могут возникнуть у конкретных лиц только благодаря их собственному желанию и воле, только благодаря их собственным действиям. Для возникновения таких прав и обязанностей в каждом отдельном случае требуется издание уполномоченным органом государства (судом, административным органом и т.п.) властного индивидуального акта, предписания индивидуального характера, касающегося конкретного лица (приговор, решение суда, акт регистрации брака). Такая деятельность органов государства называется применением права.
Применение права либо предшествует возникновению правоотношений, либо обеспечивает их реализацию. Без предписаний индивидуально-конкретного характера, исходящих от компетентных органов государства, нельзя иногда устранить возможные препятствия при осуществлении права, а также применить меры государственного принуждения (санкции) к нарушителям предписаний правовых норм.
Таким образом, потребность в применении норм права для реализации содержащихся в них предписаний возникает в следующих случаях:
1) когда предусмотренные
нормой субъективные права и
обязанности по своему
2) когда налицо факт правонарушения и
необходимо устранить его последствия
или применить санкцию.
Применяя норму права, уполномоченные на это органы государства включаются в механизм правового регулирования, как бы добавляют властную энергию, обеспечивают реализацию правовых норм до конца, до наступления необходимого результата.
Применение права - это одна из форм государственной деятельности. Соответствующий государственный орган в конкретном случае выступает от имени государства, по его уполномочию.
Применение права всегда обращено вовне, к другим субъектам и обязательно для них. При этом властный орган не всегда становится стороной возникающего правоотношения. Сам акт применения права представляет собой одностороннее волеизъявление правомочного органа и носит императивный, категоричный характер.
Таким образом, применение права представляет собой властную индивидуально-правовую деятельность органов государства, которая направлена на решение юридических дел и в результате которой издаются индивидуально-определенные правовые акты (акты применения права).
Применяя право, орган
государства выполняет две
1)организации выполнения предписаний
правовых норм, позитивного регулирования
с помощью индивидуальных актов (оперативно-исполнительная
деятельность);
2) охраны права от нарушений (правоохранительная
деятельность).
В целом правоприменительная деятельность направлена на то, чтобы решить конкретный вопрос на основе юридического предписания, имеющего общий (абстрактный) характер.
Вся деятельность органа государства, предшествующая вынесению решения, представляет собой единый в своем осуществлении процесс, и выделить отдельные стадии в нем можно лишь логически, а не в смысле последовательности во времени действий органа, применяющего право.
Логически процесс применения норм права идет от изучения обстоятельств конкретного случая к правовой норме и от нее - к практическому решению данного вопроса.
Отсюда можно выделить следующие стадии процесса применения права, каждая из которых имеет самостоятельное значение во время рассмотрения дела:
1) изучение фактических
обстоятельств дела;
2) выбор соответствующей нормы права;
3) проверка подлинности текста нормы,
анализ ее с точки зрения законности, действия
во времени, в пространстве, по кругу лиц;
4) анализ содержания нормы (толкование);
5) вынесение решения компетентным органом;
6) доведение содержания решения до сведения
заинтересованных лиц и организаций.
Деятельность уполномоченных
органов государства по применению
права завершается и оформляетс
Этот акт имеет доказательственное значение, служит юридическим основанием конкретных прав и обязанностей персонально определенных лиц.
Одна из особенностей правоприменительных актов состоит в том, что они обладают юридической силой. Она обеспечивается их обязательностью, то есть требованием обязательного соблюдения и исполнения теми лицами, в отношении которых они приняты или деятельность которых так или иначе связана с данными актами.
Юридическая сила правоприменительных
актов характеризуется их подзаконностью
по отношению к нормативным
Юридическая сила актов применения права основывается не только на силе применяемых правовых норм, но и на властной компетенции правоприменяющих органов. Поэтому правоприменительные акты обладают более высокой юридической силой, чем индивидуальные акты реализации права. Отсюда их особая роль в правовом регулировании.
Юридическая сила придают
правоприменительным актам
С точки зрения роли актов применения права в регулировании общественных отношений большое значение имеет их классификация по различным основаниям. Наибольший научный интерес представляет их разграничение по субъектам, осуществляющим правоприменение. В частности, по этому основанию выделяют следующие акты применения права: акты органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов, судебных прокурорских, арбитражных и других государственных органов.
Кроме того, правоприменительные акты по их роли в правовом регулировании могут быть подразделены на регулятивные и правоохранительные, основные и вспомогательные, акты однократного действия и акты длящегося действия.
Пробел в праве - это отсутствие нормы права, регулирующей отдельное общественное отношений, хотя это отношение входит в круг урегулированным правом отношений. То есть оно должно быть урегулировано, но почему то не урегулировано. Такой пробел называется действительным. Его следует отличать от мнимого или кажущегося пробела. Кажущиеся пробелы вытекают из представлений, когда полагают, что общественное отношение должно быть урегулировано правовой нормой, хотя на самом деле оно вообще находится вне той сферы, которое правом регулируется (любовь, дружба и т.п.). Обычно, такие представления характерны для людей несведущих в праве.
Действительный пробел в праве может возникнуть с начала правового регулирования или вследствие развития новых отношений, которые не могли быть предусмотрены законодателем. Пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях неизбежны.
Вместе с тем, действует правило, что если существует пробел, то нельзя на этом основании отказать в официальной правовой оценке поведении лиц, оказавшихся в ситуации, которая находится в сфере правового регулирования.
В этом случае, для преодоления пробела используется два приема: аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона - это применение к данному отношению, правовой нормы, которая регулирует похожие, однотипные отношения. Аналогия права - применяется тогда, когда невозможно использование аналогии закона, и означает применение к данному случаю общих принципов права и принципов отрасли права, к которой относится этот случай.
Применение права по аналогии не ликвидирует пробел, он только преодолевается в конкретном случае. Пробел в праве может заполнить и ликвидировать только законодательный орган.
В ряде областей правового регулирования применение аналогии полностью исключена. Так, аналогия закона и права не применяется при привлечении к уголовной, административной, дисциплинарной и имущественной ответственности, что служит гарантией неприкосновенности личности, обеспечивает стабильность правового регулирования, служит пресечению произвола и субъективизма.
Следует отметить, что в некоторых правовых системах понятие пробельности права отсутствует. В частности, в англосаксонской. Здесь судья ликвидирует пробел в праве в процессе решения конкретного дела путем создания судебного прецедента.
Информация о работе Право как особая система юридических норм