Право как регулятор общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей.
Уже в первобытном обществе существовали определенные правила поведения людей, которые обеспечивали выживание членов родовой общины в природной среде и их воспроизводство.

Содержание работы

Введение-3
1.Понятие права: признаки, назначение-5
1.1 Понятие права в объективном и субъективном смысле-6
1.2 Сущность и назначение права-7
1.3 Признаки права-8
1.3.1 Способы образования права-13
1.3.2 Отличие права от социальных норм первобытного общества-15
2.Право как регулятор общественных отношений-16
2.1 Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность
2.2 Право и государственное принуждение-20
Заключение-22
Список литературы-25

Файлы: 1 файл

юлькина курсовая.docx

— 60.02 Кб (Скачать файл)

1. Право состоит из нормативных  установок.

Нормативность -- явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присуще любому социальному организму.

Возникнув на определенном этапе развития человечества, нормативность приобретает всеобъемлющий характер, становится универсальным средством упорядочения и развития мысли и поведения людей. В ее основе - типичность, повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам. Нормативны сам мыслительный процесс и его закономерности, нормативны язык, правила грамматики, нормативны социальные процессы и поведение человека.

Фиксируя деятельность в определенных правилах (нормативах), человечество закрепляет достигнутые знания и опыт, постоянно наращивает их, вводит социальную жизнь в нормальные рамки.

Именно поэтому право является достижением цивилизации.

2. Право выражает идеи справедливости  и свободы.

Справедливость и свобода - извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество. Справедливость развивалась вместе с обществом. Первой ее исторической формой была справедливость воздающая, когда за удар платили ударом, возмещаемый вред равнялся вреду причиненному. Справедливость воздающая сменилась со временем справедливостью уравнительной и распределительной. Уравнительный аспект справедливости в праве выражается в равенстве граждан перед законом, а распределительный в учете всех обстоятельств личности при распределении материальных и иных благ (возраст, пол, способности, семейное положение, государственные и общественные заслуги и т.д.). .

Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека - его поведение, справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям справедливости в обществе. Эти критерии и соответственно оценки наиболее значимого поведения сначала складываются в сознании людей, затем получают закрепление в законодательстве

Основоположники марксизма-ленинизма справедливость связывали, прежде всего, с классовыми интересами. Преобладал такой подход в течение долгого времени и в отечественном правоведении. Критерии справедливости зависят от многих факторов -- экономических, классовых, национальных, демографических, культурных и др. Они, могут меняться у разных народов в зависимости от конкретно-исторических условий уровня развития цивилизации. В основе критериев справедливости должны быть общечеловеческие начала, выражающие суть идей справедливости и свободы.

Закрепляются естественные права человека и соответствующие им юридические обязанности в конституциях государств и важнейших законодательных актах. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», - говорится в ст. 17 Конституции Российской Федерации. Закрепленные в законодательстве общечеловеческие начала можно считать реальными только при наличии благоприятных экономических, политических, духовных и иных условий. Принцип социальной справедливости в различных отраслях права проявляется по-разному, поскольку речь идет о различных сферах общественных отношений. В трудовом праве он выражается в адекватной количеству и качеству труда заработной плате (пока она еще неадекватна) в гражданском праве - в соответствии возмещаемого ущерба причиненному имущественному вреду и упущенной выгоде, в пенсионном обеспечении - в зависимости размера пенсии от трудового вклада и продолжительности трудовой деятельности. Таким образом, нормативные установки, не соответствующие идеям справедливости и свободы, правом не являются, это бесправие и произвол, хотя некоторые законодательно и оформленные

.3. Право имеет свой предмет отражения. Это власть, государство, порядок  в обществе. Именно эти общественные  институты наполняют идею справедливости  и свободы реальным содержанием, именно они способны обеспечить  свободное и справедливое существование  человека, его нормальную жизнедеятельность. Идеи справедливости и свободы  получают отражение и в других  формах сознания и образцах  поведения. Но в праве они существуют  в свободах, правах, обязанностях  человека, государства, общества, в  размерах, видах и формах их  взаимной ответственности. При этом  права, свободы, обязанности, ответственность  либо закрепляются в законодательстве, либо существуют в виде нормативных  установок в сознании, идеях, фактических  отношениях. Предметом своего отражения  право отличается от иных форм  сознания и сфер социальной  жизни: религии, морали, экономики, искусства  и т.д.

4. Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли  и чувства. Эта способность права  определяется выражаемыми им  идеями справедливости и свободы. Каждый человек, если он социально  не деформирован, стремится к  справедливости и свободе, таковым  он хочет видеть поведение  других людей, а государство рассматривает  как гаранта справедливости и  свободы. Видя в праве отражение  этих идей, человек считает необходимым  подчиниться нормативным установкам. В этом для него - внутренняя обязательность права. Требованиям права человек подчиняется добровольно, по внутреннему убеждению, а нормативные правовые установки в этих случаях воздействуют на его сознание, на психику. Внешняя обязательность права выражается в применении к человеку внешнего принуждения (физического или психического) и касается оно только поведения (а не сознания - как при внутренней обязательности).

Обладая внутренней и внешней обязательностью, право способно активно влиять на человека и тем самым закреплять необходимый порядок в обществе.

5. Праву присуща специфическая  форма выражения - законодательство.

Идеи справедливости и свободы, выражающие суть естественного права, существуют в разнообразной форме - в виде правосознания, правоотношений, правовых понятий, иных правовых явлений. Значительная их часть облекается в законодательную форму и становится положительным (позитивным) правом. Законодательство, таким образом, - форма выражения значительной части права. Иная его часть существует в других формах. Именно поэтому, право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как содержание и форма. Та часть права, которая вовне выражается в законодательстве, т.е. положительное право, приобретает специфические признаки, нередко приписываемые праву в целом. И обусловлены они связью положительного права с государством. Это - следующие признаки.

А. Право - возведенная в закон воля.

Воля - сознательно обусловленное психофизиологическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении.

Как функция мозга воля отражает окружающий мир, социальные и иные потребности и интересы человека. Именно они определяют (детерминируют) направленность воли, ее содержание. Воля пронизывает всю деятельность человека, все его целенаправленное поведение во всех областях жизни, в том числе и в правовой сфере.

Б. Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее определенным образом, издание законодательными органами внешне обязательных нормативных предписаний. Право в этом случае получает государственное освещение. Создается иллюзия, что право исходит от государства. На самом деле государство в лице своих законодательных органов "возводит в закон" существующие вне зависимости от государства идеи справедливости и свободы, т.е. идеи естественного права.

Определенная часть юридических норм - тех норм, которые прошли всенародное обсуждение, были скорректированы, а затем стали законодательством, - несомненно, выражает волю народа. Что же касается других актов, и прежде всего принимаемых министерствами и ведомствами, то они нередко выражают узковедомственные интересы, зачастую не совпадающие с интересами большинства народа либо прямо им противоречащие. Резкое сокращение, а в дальнейшем и тскоренения ведомственного правотворчества - первоочередная задача развития российской правовой системы.

Возведенную в закон волю социальной группы, класса или народа можно считать сущностью права, т.е. глубинным свойством, которое определяет все остальные его черты. Содержанием воли, выраженной в праве, является интерес Анализируя содержание воли и сопоставляя его с идеями справедливости и свободы, можно сделать вывод о сущности права, о его прогрессивном или реакционном характере.Субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность - важнейшее свойство права, ибо она позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить в этой связи, что термин "закон" образован от сочетания слова "кон" (граница) и частицы "за", означающей предел движения. Закон, таким образом, даже этимологически означает четкие границы поведения субъектов права.

  В. Системность права. Выраженные  в законодательстве нормы права  приобретают свойство системности, т.е. взаимосвязанности, согласованности. Системность в право привносится именно законодательством. Существующие в сознании, в поведении нормативные правовые установки этим свойством не обладают. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним задачи. Бум в законодательной деятельности современной России, несогласованность нормативно-правовых актов, быстро меняющаяся социально-экономическая и политическая обстановка основательно подорвали системообразующие связи между юридическими нормами. Важнейшая и неотложная задача - восстановить и укрепить системность права. Без этого эффективность правового регулирования будет ничтожна.

Г. Динамизм права. Проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно изменяются и отменяются устаревшие нормативные акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Это и происходит в настоящее время в нашей стране.

  Д. Право - это равный масштаб по  отношению к разным людям. Посредством законодательства "дозирует" поведение, определяет его масштабы. Эти одинаковые мерки "прикладываются" к разным людям (разным по своим способностям, физическим возможностям, семейному и иному положению и т.д.). В производстве это выражается в равной оплате за равное количество и качество труда (за равную работу - равная оплата), при купле-продаже - в равной для всех покупателей цене за товар, при поступлении в вуз - равных для всех абитуриентов условиях поступления и т.д. Являясь равным масштабом для разных людей, право не может обеспечить их фактическое равенство, да и не должно. Иначе это подорвало бы творческие и трудовые стимулы и привело бы общество к застою. Существовавшее в недавнем прошлом советское уравнительное распределение - печальный тому пример. Смягчая проявление данного свойства права, развитые государства дифференцированно взимают налоги, распределяют общественные фонды, выплачивают пособия в зависимости от материального и иного положения граждан. В этом и проявляется распределительный аспект справедливости. Полнота его реализации и есть наиболее яркий показатель заботы государства о своем народе.

  Е. Охрана права государством. Далеко  не все нормы позитивного права  соблюдаются и исполняются добровольно, в силу внутреннего убеждения. Значительная часть населения  подчиняется требованиям правовых  предписаний лишь потому, что  за правом стоит государство.

Государство издает юридические нормы, т.е. "возводит в закон" интересы определенных субъектов, и государство их охраняет. Без такой охраны нет права. Государственная охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организационные, организационно-технические, воспитательные и превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм.

Этим мерам в правовом государстве отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в движение дорогостоящий государственный репрессивный аппарат. По этой причине в нашей стране следует четче и шире организовывать обсуждение законопроектов, полнее учитывать высказанные по ним замечания, значительно увеличить издание нормативно-правовых актов, создать хорошо работающую систему правового воспитания.

1.3.1 Способы образования права

Некоторые философы, этнографы, историки, а также теоретики права утверждают, что право существовало в первобытном обществе, т.е еще до возникновения государства. Другие полагают, что право возникает одновременно с государством, является продуктом деятельности соответствующих государственных органов.

Правы и те, и другие. Все зависит от того, что понимать под правом. Если право понимать в юридическом смысле, то его возникновение, несомненно, связано с деятельностью государства. С этой точки зрения право возникает после или одновременно с возникновением государства. Те же, кто утверждает, что право возникло до возникновения государства, исходят из неюридического его понимания. В хронологии развития первобытного общества это тот период, когда на смену господства природной необходимости и существующей неразличимости и нерасторжимости прав и обязанностей начинает приходить понимание свободы их поведения. При этом каждый человек достаточно четко может сказать о том, что вот это он делать вправе в данном обществе, а какие-то варианты поведения являются его обязанностями.

Подобный подход в понимании возникновения права и его сущности имеет большое научное, теоретическое значение. Однако право в таком понимании, как было отмечено, не является юридическим явлением. А для будущих юристов-практиков, субъектов правоприменительной деятельности особое значение имеет, прежде всего, юридическое значение права, т.е. та система норм, которая исходит от государства и им охраняется. Т.е. право как юридическое явление неразрывно связано c государством, и, соответственно, те причины, которые лежали в основе возникновения государства, лежали и в основе возникновения права. Здесь важно еще раз подчеркнуть, что право является продуктом деятельности соответствующих государственных органов. Но этот продукт появляется не на пустом месте. Для его возникновения имеется соответствующая нормативная база. К моменту возникновения государства, на завершающем этапе развития первобытного общества складывается достаточно эффективная система социальных норм, которую в науке принято называть «доправовой культурой». Это тот период, когда еще не было государства, но уже появилось право в неюридическом смысле. Социальные нормы «доправовой культуры» явились основным источником права в юридическом смысле. Можно выделить три относительно самостоятельных способа образования права. Первый способ состоит в том, что государство закрепляет социальные нормы первобытного общества в издаваемых им законодательных актах. Следует заметить, что во многом это была чисто техническая операция. Так, один из основоположников сравнительной истории права Г.С. Мэн по этому поводу заметил, что «Римский кодекс был не более, как словесное выражение тех обычаев, которые существовали тогда у римского народа» Мэн Г.С. Древнее право. Его связь о древней историей общества и его отношение к новейшим идеям. СПб.. 1878. С, 16.. Сегодня невозможно с точностью определить, сколько нового вошло и в Законы Солона, Альфреда и Кошта, так же, как и Салический закон, наиболее древний из так называемых Leges Barbarorum. Но, по всей вероятности, эта новизна была незначительной по объему. Более того, по правовым воззрениям древности и раннего средневековья обязанностью нового правителя было соблюдение и сохранение существовавших до него обычаев, а не издание новых законов. Второй способ образования права имел место тогда, когда в процессе разрешения конкретных юридических дел выяснялось, что в законодательные акты не включены социальные нормы, с помощью которых можно разрешить данные дела. В этом случае правитель, судья или иной уполномоченный государственный чиновник на основе социальной нормы первобытного общества выносил юридически значимое решение, и оно становилось прецедентом, т.е. правилом поведения, обязательным для всех подобных случаев, которые возникали в будущем. Наконец, третий способ образования права был обусловлен теми ситуациями, когда возникали новые общественные отношения, которые не были урегулированы социальными нормами первобытного общества. В этом случае государство было вынуждено само разрабатывать нормы права и закреплять во вновь принимаемые законодательные акты. В отличие от первых двух способов, когда государство создавало право на основе уже существующих социальных норм, рассматриваемый способ можно определить как собственно правотворческая деятельность государства. Таким способом, например, государством регламентировались отношения частной собственности и другие отношения в тех случаях, когда они возникали после возникновения государства. В современный период времени данный способ является основным.

Информация о работе Право как регулятор общественных отношений