Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть право на политическое убежище в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие института политического убежища;
2) рассмотреть исторические аспекты становления института политического убежища в России;
3) выделить законодательные акты применяемые для предоставления политического убежища в РФ;
4) охарактеризовать порядок и механизм предоставления политического убежища в РФ;
5) рассмотреть вопросы утраты права на предоставление
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА, ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ЧАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА
1.1 Понятие политического убежища, его исторические аспекты в России
1.2 Законодательные акты
2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Механизм и рассмотрение ходатайств о предоставлении политического убежища в Российской Федерации.
2.2 Утрата права на предоставление политического убежища в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
К таким основаниям статья 5 Положения относит следующие:10
После анализа и оценки полученной информации ответственный сотрудник представляет руководителю территориального органа ФМС России соответствующее мотивированное заключение.
В заключении отражаются основные биографические данные заявителя, его доводы в обоснование ходатайства, информация о внутриполитическом положении в стране происхождения заявителя, а также выводы и предложения о возможности принятия ходатайства к рассмотрению.
Руководитель территориального органа ФМС России рассматривает заключение и принимает решение о целесообразности направления ходатайства для рассмотрения в ФМС России либо о наличии оснований для отказа в приеме ходатайства к рассмотрению. При наличии оснований для отказа в рассмотрении ходатайства заявителю в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства вручается или направляется уведомление с указанием причин отказа в приеме к рассмотрению ходатайства.
В случае принятия ходатайства к рассмотрению заявителю на период рассмотрения ходатайства выдается Справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории Российской Федерации. Выдача справок регистрируется в Книге учета обращений с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища. Выдаваемой справке присваивается соответствующий порядковый номер, под которым она зарегистрирована.
Справка оформляется на бланке территориального органа ФМС России, в верхнем левом углу которого расположен угловой штамп с реквизитами территориального органа ФМС России. Там же проставляется дата выдачи и порядковый номер справки11.
В реквизите «Настоящая справка выдана» указывается фамилия, имя (имена), отчество заявителя в дательном падеже.
В реквизите «Гражданство» указывается гражданская принадлежность заявителя, подтвержденная паспортом иностранного гражданина либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
При наличии у заявителя документа, выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, либо разрешения на временное проживание или вида на жительство, выданных на территории Российской Федерации, в реквизите «Гражданство» указывается «Лицо без гражданства».
В справке также проставляются: дата принятия к рассмотрению ходатайства, наименование и номер контактного телефона территориального органа ФМС России, принявшего ходатайство к рассмотрению, номер личного дела заявителя.
В реквизите «Документ, удостоверяющий личность» указывается наименование документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и его реквизиты (кем выдан, номер, дата выдачи, срок действия).
На оборотной стороне справки в реквизите «С ним находятся» перечисляются члены семьи заявителя, пребывающие с ним в Российской.
Далее проставляются дата выдачи справки и срок ее действия. Указывается должность и специальное звание руководителя территориального органа ФМС России, проставляется подпись руководителя и делается ее расшифровка (имя, отчество, фамилия).
Подпись руководителя территориального органа ФМС России заверяется печатью территориального органа ФМС России.
Как правило, срок действия справки определяется из расчета предполагаемого времени рассмотрения ходатайства заявителя о предоставлении политического убежища. При необходимости срок действия справки может быть продлен, о чем делается соответствующая запись, которая заверяется подписью руководителя территориального органа ФМС России и печатью территориального органа ФМС России. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.
Как указано выше, при наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в центральный аппарат ФМС России для его рассмотрения. К ходатайству приобщаются заключение территориального органа ФМС России о целесообразности направления ходатайства для рассмотрения в ФМС России и материалы личного дела заявителя.
Днем принятия к рассмотрению ходатайства считается день поступления в ФМС России всех необходимых для его рассмотрения материалов.12
Федеральная миграционная служба России рассматривает поступившее ходатайство и приложенные к нему материалы, после чего запрашивает заключения МИД России, МВД России и ФСБ России. С этой целью в данные инстанции направляются копии ходатайства и материалов личного дела заявителя. Срок рассмотрения ходатайств в Федеральной миграционной службе, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.
На основании статьи 89 Конституции Российской Федерации решение вопросов предоставления политического убежища возложены на Президента Российской Федерации. В этой связи после рассмотрения ходатайства и получения заключений МИД России и ФСБ России все материалы со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления заявителю политического убежища Российской Федерацией ФМС РФ направляет в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Данная Комиссия рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.
В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства территориальный орган ФМС России вручает или направляет лицу уведомление о том, что его дальнейшее пребывание на территории Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится Указом Президента Российской Федерации, который вступает в силу со дня его подписания.
Федеральная миграционная служба РФ в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.
Лицу, получившему политическое убежище, а также членам его семьи территориальным органом ФМС России по месту обращения лица с ходатайством выдается Свидетельство о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища.
Выдаваемому свидетельству присваивается порядковый номер, под которым он зарегистрирован в Книге учета обращений иностранных граждан и лиц без гражданства с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
В реквизите «Настоящее свидетельство выдано» указывается фамилия, имя (имена), отчество заявителя в дательном падеже.
В реквизите «Гражданство» указывается гражданская принадлежность владельца, подтвержденная паспортом иностранного гражданина либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
При наличии у заявителя документа, выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, либо разрешения на временное проживание или вида на жительство, выданных на территории Российской Федерации, в реквизите «Гражданство» указывается «Лицо без гражданства».
В свидетельстве указываются дата и номер указа Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.13
В реквизите «Паспорт (иной документ, удостоверяющий личность)» указываются наименование документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и его реквизиты (кем выдан, номер, дата выдачи, срок действия).
Далее в свидетельство вписываются данные о членах семьи лица, получившего политическое убежище, которым также предоставлено политическое убежище.
В реквизите «Свидетельство выдано» указывается наименование территориального органа ФМС России. Далее проставляется дата выдачи свидетельства. Указывается должность и специальное звание руководителя территориального органа ФМС России, проставляется подпись руководителя и делается ее расшифровка (имя, отчество, фамилия). Подпись руководителя территориального органа ФМС России заверяется печатью территориального органа ФМС России.
При выдаче свидетельства справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища изымается выдавшим ее территориальным органом ФМС России.
Лицу, получившему политическое убежище, и членам его семьи территориальным органом ФМС России оформляется вид на жительство в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 794 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство».14
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.
Что касается юридических последствий получения политического убежища, то лица, его получившие, обретают возможность пользоваться на территории России правами и свободами и нести обязанности наравне с российскими гражданами, кроме установленных федеральными законами или международными договорами ограничений.
2.2 Утрата права на предоставление политического убежища в Российской Федерации
Вместе с тем, законодателем предусмотрены и основания, по которым лицо может быть лишено политического убежища в Российской Федерации. Так, лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:
Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Федеральной миграционной службы РФ на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.
Лицо также может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища (лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации) по соображениям государственной безопасности (см. один из принципов принятия суверенного решения о предоставлении политического убежища - соответствие данного решения интересам государства), а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
В данной норме нашла свое преломление резолюция 3074 (ХХVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1973 г., которая предполагает, что никакое государство, в том числе, Российская Федерация, не должны принимать никаких законодательных или иных мер, которые могли бы нанести ущерб принятым ею на себя международным обязательствам в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, а также ратифицированные в порядке Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры Российской Федерации (многосторонние и двусторонние). К примеру, основания и порядок выдачи преступников - граждан третьих государств - предусмотрены Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств-членов Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г.15