Право на политическое убежище

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть право на политическое убежище в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие института политического убежища;
2) рассмотреть исторические аспекты становления института политического убежища в России;
3) выделить законодательные акты применяемые для предоставления политического убежища в РФ;
4) охарактеризовать порядок и механизм предоставления политического убежища в РФ;
5) рассмотреть вопросы утраты права на предоставление

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА, ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ЧАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА
1.1 Понятие политического убежища, его исторические аспекты в России
1.2 Законодательные акты
2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Механизм и рассмотрение ходатайств о предоставлении политического убежища в Российской Федерации.
2.2 Утрата права на предоставление политического убежища в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Право на политическое убежище.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Рассматривая право политического убежища, необходимо отметить одну из особенностей реализации данного правового института. Политическое убежище предоставляется исключительно на территории России. В этой связи помещения дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территориях иностранных государств, пользующиеся экстерриториальностью, не могут в контексте данного вопроса рассматриваться как российская территория. В этом случае следует различать политическое убежище на территории Российской Федерации и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации (так называемое дипломатическое убежище).

Данная трактовка основана на положениях статьи 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.), недвусмысленно запрещающей использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями данных представительства.16

Следует отметить, что в Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища указан исчерпывающий перечень обстоятельств, когда политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется. Это случаи, установленные пунктом 5 положения, когда лицо:

  • преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
  • привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
  • прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
  • прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
  • прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;
  • представило заведомо ложные сведения;
  • имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
  • не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министерство иностранных дел Российской Федерации должно ежегодно составлять списки стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и представлять их в Комиссию по гражданству при Президенте Российской Федерации и в Федеральную миграционную службу.

Утрата и лишение политического убежища.

Российское законодательство предусматривает также утрату и лишение политического убежища.

Так, лицо в соответствии с пунктом 6 Положения утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

  • возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;
  • выезда на жительство в третью страну;
  • добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
  • приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Федеральной миграционной службы на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Что касается института лишения политического убежища (пункт 7), то оно производится Указом Президента Российской Федерации по соображениям государственной безопасности, а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если оно совершило преступление и в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Во всех случаях отклонения ходатайства о предоставлении политического убежища лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Таким образом, российские правила предполагают предоставление политического убежища и защиту не просто за политическую деятельность и убеждения, а - что очень важно - за деятельность и убеждения, не противоречащие демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, предоставление политического убежища – суверенное право государства. Своим внутренним актом оно определяет мотивы предоставления убежища, статус лиц, которым оно предоставлено, порядок предоставления и случаи утраты права на убежище. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ст. 63 Конституции РФ).

Политическое убежище предоставляется лицам, которые ищут защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права, при этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ и правами, и свободами и несет обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Предоставление РФ политического убежища и лишение политического убежища производятся указами Президента РФ. Политическое убежище в РФ не предоставляется, если лицо:

  • преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;
  • привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ;
  • лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
  • прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
  • прибыло из страны, с которой Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»;
  • представило заведомо ложные сведения;
  • имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на убежище в случаях:

  • возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного места жительства;
  • выезда на жительство в третью страну;
  • добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
  • приобретения российского гражданства или гражданства другой страны.

Лишение лица предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища может иметь место по соображениям государственной безопасности, а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо совершило преступление и в отношении него вынесен вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года). – М.: Юрист, 2011. - 128 с.
  2. Резолюция 393 (XIII) B Экономического и Социального Совета от 10 сентября 1951 года.
  3. Резолюция 565 (XIX) Экономического и Социального Совета от 31 марта 1955 года, принятая во исполнение Резолюции 832 (ШЧ) Генеральной ассамблеи от 21 октября 1954 года.
  4. Резолюция Генеральной Ассамблеи 1166 (XII) от 26 ноября 1957 года и Резолюция 672 (XXV) Экономического и Социального Совета от 30 апреля 1958 года.
  5. УВКБ ООН Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев. Женева, 1992 г.
  6. Конвенция 1957 г., касающаяся статуса беженцев. Вопросы и ответы. УВКБ ООН, отдел общественной информации. 2001 г.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ  (В ред. федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
  8. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 О Государственной границе Российской Федерации (с изм. и допол) // Российская газета, № 108, 1993.
  9. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ О гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 N 62-ФЗ // Парламентская газета, N 104, 05.06.2002
  10. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ О международных договорах Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ) // Парламентская газета  № 89. 1995 г.
  11. Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации (ред. от 27.06.2011) // Российская газета, № 88, 1998 г.
  12. Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища (В редакции от 12 июля 2012 г.)// Российская газета  от 4 декабря 2003 г.
  13. 3 Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. - М.: Альфа-М, 2011. – 412 с. 
  14. Аналитический доклад «Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития» / Под ред. С.Н. Градировского - М.: 2005. – 318 с.
  15. Большой юридический словарь / под редакцией А.Я.Сухарева. — М: ИНФРА — 2011. – 568 с.
  16. Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации в сфере вынужденной миграции и предоставления убежища. – М.: Изд-во «Спутник+» 2009 – 311 с.
  17. Действующее международное право. Документы в 2-х т. — т,1. Составители Ю.М.Колосов, Э.С Кривчикова. Учебное пособие. — М.: Международные отношения, 2010. Большой юридический словарь / под редакцией А.Я.Сухарева. — М: ИНФРА — 2010.  – 688 с.
  18. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2011, 211 с.
  19. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право России. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2009. – 513 с.
  20. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный)  / Под редакцией Ю.А. Дмитриева. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 411 с.
  21. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. Ответственный редактор В.А.Четвернин. - М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 2007. – 388 с.
  22. Российская юридическая энциклопедия — М.: издательство дом ИНФРА — 2009, - 518 с.
  23. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории) - М., 2011. – 288 с.
  24. Рязанцев С.В. История мировых миграций // Каламанов В.А., Моисеенко В.М. и др. Управление миграционными процессами: Учебное пособие/ ГУУ.-М.,2012. – 312 с.
  25. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 382 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Схематичное изображение порядка работы с лицами, ходатайствующими о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации17

 

 

1 Российская юридическая энциклопедия — М.: издательство дом ИНФРА — 2009, - С. 318.

2 Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. Ответственный редактор В.А.Четвернин. - М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 2007. – С. 168.

3 Козлова Е.И.,  Кутафин О.Е.. Конституционное право России. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2009. – С. 316.

4 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – С. 188.

5 Рязанцев С.В. История мировых миграций // Каламанов В.А., Моисеенко В.М. и др. Управление миграционными процессами: Учебное пособие/ ГУУ.-М.,2012. – С. 112.

6 Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища (в ред. Указа Президента РФ от 01.12.2003 N 1417)// Российская газета  от 4 декабря 2003 г.

7 Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища (в ред. Указа Президента РФ от 01.12.2003 N 1417)// Российская газета  от 4 декабря 2003 г.

8 Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный)  / Под редакцией Ю.А. Дмитриева. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – С. 228.

9 Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации в сфере вынужденной миграции и предоставления убежища. – М.:  Изд-во «Спутник+» 2009 – С. 129.

10 Козлова Е.И.,  Кутафин О.Е.. Конституционное право России. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2009. – С. 216.

11 Российская юридическая энциклопедия — М.: издательство дом ИНФРА — 2009, - С. 118.

12 Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации в сфере вынужденной миграции и предоставления убежища. – М.:  Изд-во «Спутник+» 2009 – С. 219.

13 Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации в сфере вынужденной миграции и предоставления убежища. – М.:  Изд-во «Спутник+» 2009 – С. 183.

14 Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища ( в редакции от 12 июля 2012 г.)// Российская газета  от 4 декабря 2003 г.

Информация о работе Право на политическое убежище