Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа
В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же роль отведена праву среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие существуют тенденции их развитие и преобразования.
Проблема является актуальной, поскольку в процессе исторического развития и эволюции общественных отношений, то есть усложнения их элементной структуры, а так же появление их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов.
Введение 3
1. Нормативное регулирование и виды социальных норм 5
2. Соотношение права и других социальных норм 14
2.1. Соотношение права и религии 14
2.2. Соотношение права и обычаев 17
2.3. Соотношение права и морали 19
2.4. Соотношение права и корпоративных норм 29
3. Право и социально-технические нормы 32
Заключение 36
Список источников 38
38
Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Нормативное регулирование и виды социальных норм 5
2. Соотношение права и других социальных норм 14
2.1. Соотношение права и религии 14
2.2. Соотношение права и обычаев 17
2.3. Соотношение права и морали 19
2.4. Соотношение права и корпоративных норм 29
3. Право и социально-технические нормы 32
Заключение 36
Список источников 38
Введение
Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция правового государства, с присущими ему существенными признаками и особенностями, построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовала и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем идея правового государства всегда понималась на дуализме Государство и Право. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как о высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.
Разновидностью теории правового государства является концепция «господства права». Примечательно, что теория «господства права» и концепция правового государства питались, в общем-то, из одного духовного источника – философии Возрождения. Вместе с тем романо-германская теория правового государства имеет ярко выраженный рационалистический аспект, поскольку упорядочение общественных отношений мыслилось только посредством позитивных законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная дисциплинирующая система, и по сути немецкое правовое государство есть нечто иное, как, воплощение определенного правопорядка.
Но все же, чтобы объективно определить в какой степени существующее положение приближено к истине, следует разобраться в том, какое место в современном обществе занимает право (в его позитивном, то есть юридическом смысле).
В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же роль отведена праву среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие существуют тенденции их развитие и преобразования.
Проблема является актуальной, поскольку в процессе исторического развития и эволюции общественных отношений, то есть усложнения их элементной структуры, а так же появление их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов.
Вследствие этого возникают вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни, а при историческом отмирании тех или иных общественных отношений, а так же при их изменении – об устранении не соответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и противоречий.
Эту проблему в своих работах затрагивали такие ученые как Алексеев С. С., Кудрявцев В. Н., Лукашева Е. А., Бабаев В. К., Плахов В. Д. и многие другие деятели юридической науки.
1. Нормативное регулирование и виды социальных норм
В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос в допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.
В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которая характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы[1].
Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей. Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы – ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований данной социальной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития. Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального; не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и по началу сливаясь с ними, регулирование, тем не менее, все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени – свободы человека, автономной личности; соответственно в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность – то, что, так или иначе, относится к общественному сознанию. В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль экономического базиса на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его появлениях и разновидностях. В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов – процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего общественного развития на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры.
Инфраструктура – это не просто структура социального регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой структурой, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулировании, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы… В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного «базиса», или «скелета», особого построения нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование этого регулирования.
Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. Первая – это такая модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами. Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное положение организационно-нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их реально существующую расстановку, которая, выражая ее идеальную модель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к сложившемся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей. В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особая, в наличии существующая реальность, данность нормативно-организующих форм. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов. Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное[2].
Индивидуальное – упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.
Нормативное – упорядочение поведения людей при помощи общих правил, то есть известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.
Индивидуальное – это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики, произвольных решений. Появление нормативного регулирования – первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономического порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиям экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования – упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и произвола[3].
Весьма существенно, что нормативное регулирование затрагивает область общественного сознания, связывается с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе – это масштаб, критерий будущей оценки форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде.
Разумеется, нормативное регулирование имеет и свои минусы, в особенности в случаях, когда оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идеологии. Да и сточки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая.
Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе общественно-исторического развития, - заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе, правовое, индивидуальным. Однако это не должно заслонять громадных социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, когда и складывается устойчивая инфраструктура регулирования.
Если говорить о системе нормативного регулирования как об автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений коллективов, а также взаимоотношений с природой, регулируемых посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношение, в которое они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценки. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действие человека, управляющего автомобилем, находится «под юрисдикции» правовых норм.
Однако следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка – это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и социальные. Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.
Социальные нормы в абстрактном значении можно определить по-разному. В частности, профессор М. Н. Марченко дают следующую формулировку: «социальные» нормы – это правила социально значимого поведения членов общества. В свою очередь профессор В. К. Бабаев считает, что социальные нормы – это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей[4].
Несмотря на очевидные различия в определениях, даваемых различными учеными, они все исходят из того, что социальные нормы являются регуляторами существующих в обществе общественных отношений между людьми, организациями, коллективами, социальными группами и так далее. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа. Система социальных норм отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, то есть таких законов, которые действуют с естественноисторической необходимостью. Они страхуют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют в нужное русло.
В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции. Понятие «норма» и «правило» употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные. Они обычно определяются друг через друга: норма – это правило, а правило – норма. Между тем при более внимательном отходе выясняется, что «правило» - все же более узкий термин, чем «норма». Правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию. Социальным нормам посвящено немало солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости проблемы. При этом особое внимание уделяется нормам права и морали как двум наиболее мощным и эффективным регуляторам, тесно взаимодействующим между собой. Социальная норма – непросто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает так же и само реальное действие – то, что фактически утвердилось в жизни, практике. В этом случае поступки и становятся правилом[5].
В философской и естественнонаучной литературе под нормой понимается не только какое-то общее правило, но и то, что уже сложилось и давно бытует в действительности. Применительно к человеческому поведению можно сказать, что в качестве социально нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения. Необходимо выделить качественный аспект нормы. Норма – это проявление и отражение естественной или общественной закономерности. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса. Можно сказать, что норма – это мера полезного, а потому типичного функционирования. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее». Норма – это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса. И не случайно поведение, соответствующее норме, встречается чаще, чем отклонение от нее – патология.
Информация о работе Право в системе нормативного регулирования общественных отношений